Journals.ru » Ватрушка » ........
URL
«Ад — это детская игрушка. Меня страшит темнота внутренняя... там нет ни плача, ни скрежета зубовного, а только тишина... мертвая тишина».

Э. Войнич «Овод»
URL
http://www.ozon.ru/context/detail/id/1891267/
Аделаида Герцык
URL
Наши страдания и боль не просто докучливые помехи в ровном течении нашей жизни, напротив, они выявляют нашу уникальность и индивидуальность. Моя боль говорит тебе нечто особенное обо мне. Твоя боль говорит мне нечто особенное о тебе. Поэтому, когда ты рассказываешь мне о своей боли, — это огромная честь для меня, и, рассказывая тебе о моей уязвимости, я выражаю тебе свое доверие.
Генри Нувен. "Жизнь возлюбленного"
URL
http://ohmyltd.ru/catalog/products/sale/body_basic_set/
URL
http://www.languagelink.ru/
URL
идентичность содержит взаимодополнительность прошлого и будущего: как в индивиде, так и в обществе она связывает актуальность уходящего прошлого с актуальностью открывающегося будущего.

Эриксон Э. С.323
URL
принцип историзма. Этот принцип предполагает изучение любых исторических событий и фактов в контексте соответствующего исторического времени, с учетом характерного менталитета различных социальных слоев и групп, отдельных исторических личностей. Без этого невозможно правильно понять и объяснить сущность происходивших в прошлом процессов.
URL
http://www.kinopoisk.ru/film/42477/ у озера
http://www.kinopoisk.ru/film/43207/ последние свидания
URL
Когда один из зрителей спросил, что означает положение последнего "Демона", мечтательно глядя на самое драматическое проявление своих художественных усилий, мастер с улыбкой сказал: "Отдыхает... Нежится...".
URL
Впрочем, по мысли близкого Врубелю философа, великое преимущество "аристократического" происхождения в том, что оно дает силы лучше выносить бедность. У Врубеля его светскость и дендизм на протяжении почти всей жизни и были аристократизмом бедности.
URL
Эта зима вернёт вам всё то волшебное из прошедших лет, что казалось безнадёжно утраченным. Не верите? Но ведь даже зимой остаются водоёмы, которые не замерзают. И там плавают самые красивые птицы. Вспомните, ведь птицы умеют летать так же высоко, как и наши мечты!
URL
МИССИЯ ЗАВЕРШЕНА
Кажется, что все приведено в идеальный порядок. В основном вы выполнили все, что намечали, осталось положить последние штрихи. Очень хочется сесть и расслабиться, предполагая, что все дальнейшие дела уладятся сами собой. На самом деле этого не произойдет. На этом этапе все еще может пойти вкривь и вкось. Чтобы всегда быть на высоте, нужно трудиться - это верно для любой сферы жизни и при любых обстоятельствах. Если вы пустите дела на самотек, они уверенно покатятся (вернее, потекут) с горы. Уделите особое внимание деталям. Выясните, где могут возникнуть проблемы, если вы будете недостаточно бдительны. Чтобы не допустить этого, предпримите соответствующие меры предосторожности. Кто предупрежден - тот вооружен. Если судьба одарила вас доверительными взаимоотношениями с кем-либо, берегите их. Чтобы эти отношения оставались стабильными, необходимы особая забота и внимательность.

Возможность личного роста
Все меняется -такова жизнь. Следовательно, ничто не может оставаться неизменным вечно. Тот факт, что вы чего-то достигли, вовсе не означает, что вы прошли весь путь до конца. В создавшейся ситуации необходимо сохранять ясность ума и способность адекватно реагировать. Если вы проявите небрежность или ваши действия не будут в достаточной мере обоснованны, ситуация может ухудшиться.


ЛИЦОМ К ЛИЦУ С ПРЕПЯТСТВИЕМ
Вы находитесь перед лицом явно непреодолимых проблем и чувствуете себя погрязшим в них основательно. Похоже, дальше пути нет. Все, что бы вы ни предпринимали, никакого эффекта не приносит. Более того, чем яростнее вы боретесь за то, чтобы изменить ситуацию в свою пользу, тем становится хуже. Оставьте попытки что-то сдвинуть с места. Допустите, что вы просто не знаете точно, что предпринять. Ясно одно - нынешняя стратегия неэффективна. Значит, нужно рассмотреть другие подходы. Но при нынешней расстановке сил вы не видите леса за деревьями. Как же вам взглянуть на вещи непредвзято? Выход заключается в отстранении от ситуации на какой-то период. Это не означает, что вам следует выбросить проблему из головы. Наоборот, вы должны быть исполнены твердой решимости добиться поставленных целей. А первый шаг к достижению успеха заключается в высвобождении из сетей проблем.

Возможность личного роста
Это не конструктивный подход - обвинять других или обстоятельства в нынешнем удручающем состоянии дел. Реальное препятствие на пути к улучшению находится внутри вас. Прежде всего вам необходимо изменить свое отношение, только после этого вы сможете продолжить движение к цели. И тогда, окинув свежим взглядом казавшуюся только что безнадежной ситуацию, вы увидите много нового. Станет понятно, чему вам еще нужно поучиться. Может быть, вы слишком многого ожидаете от других? Или, возможно, вы предъявляете к себе нереалистичные требования или слишком нетерпеливы в достижении целей? Так или иначе, данная ситуация представляет идеальную возможность для саморазвития. Чтобы взять максимум от нее, не стесняйтесь обращаться за советом и поддержкой. Обратитесь к людям, которые хорошо понимают, чего вы хотите достичь. Их подсказки, освещающие разные пласты вашей проблемы, вдохновят вас и помогут поднять боевой дух.
URL
http://www.kinopoisk.ru/film/254771/ - Королева-девственница
http://www.kinopoisk.ru/film/438272/ - Бронсон
http://www.kinopoisk.ru/film/461972/ - Самый пьяный округ в мире

фильмы с Томом Харди
URL
пару последних дней у меня приоткрылись глаза и душа для восприятия чего-либо.
я поняла, что последние несколько недель?,месяцев? провела в каком-то диком анабиозе, полной отрешенности и в конкретной внутренней изоляции. возможно из-за отсутствия рабочего коллектива, друзей, но скорее всего из-за глубокого стресса и какой-то фундаментальной перекройки моего внутреннего "я". не знаю точной причины этого факта - может пресловутая дата тридцатилетия, может неуверенность в своем завтрашнем дне, может мысль о том, что мне надо чему-то/кому-то соответствовать.

не сглазить бы, оспади.
URL
линию диплома мне утвердили и даже прихвалили малек, чему я несказанно рада.
тема доформулируется, а сейчас я активно набираю всего и помногу. и думаю над гипотезой и научной новизной.
совершенно точно, что писать я буду про Абрамцевский художественный кружок и национально-романтическое направление стиля модерн в русской живописи, перекидывая это на рельсы социокультурной идентичности.

кстати, я нашла чудесный фильм Леонида Осыки, в соавторстве с Сергеем Параджановым, "Этюды о Врубеле" называется. если кому-то интересно о творчестве Врубеля, гляньте.
URL
смотри: мы говорили с научруком про диплом, я мямлила то се, неважно. важно, что она сказала такую фразу типа "в посл 10е 19го и первое 10е 20го - происходили поиск и формирование нового мира. сейчас не берем революцию и что было после. тогда, в 19 все отчаянно искали пути развития искусства. обращались к истокам - у кого-то это выходило в ретроспективизм (мир искусства), у кого-то в русско-винатийский стиль, кто-то вообще уходил в историзм (подражание разным эпохам). это было как в архитектуре (особенно), так и в живописи немного, так и в графике, декоре, интерьере. короче, кто в о что горазд. то есть народ отчаянно искал новые стили миксуя все старое из разных мест. поиски национального русского искусства. кстати, в философии подавно (бердяев, соловьев, федотов и иже с ними). я сейчас веду речь о том, что тогда формировались типа национальные архетипы, образ новой картины мира. и в принципе, сейчас мы активно пользуемся этой картиной, особенно после распада СССР - вся эта трухня про Вехи, особенность нашу, но при этом заимствования постоянные....
как бы дооформить то....типа в то время все стереотипы, архетипы, образы нашей русской культуры....собрались воедино и вот это мы есть такие.
ээээ...даа...отлично написала))
есть в этом какое то зерно? в этой ысли?
URL
http://notonties.livejournal.com/12432.html
http://film-english.com/2013/07/08/...-of-a-second-2/
http://smallbay.ru/article/culture_...th_century.html
http://bassein.my1.ru/index/0-2 - бассейн новый
http://www.marysmall.ru/
http://www.gramotey.com/?open_file=1269048523 - Монах, М. Льюис
http://apchekhov.ru/books/item/f00/...039/st009.shtml - худ. философия Чехова
http://www.historicus.ru/ - статьи по истории
http://sbiblio.com/biblio/archive/furs_critical_pheory/ - "Критическая теория позднего модерна" Энтони Гидденса
URL
В русском языке нет адекватного перевода значения challenge — одного из любимых слов бизнес-тренеров, военных, психологов и всех, кто постоянно сталкивается с проблемами мотивации. Если у вас все нормально, значит, вы уже достигли целей, которые сознательно или подсознательно поставили перед собой раньше. «Ничего не хочется» — признак того, что новых адекватных целей нет, или в них отсутствует элемент challenge: азарта, вызова самому себе, ощущения задачи, для решения которой вы напрягаете все силы и получаете особое удовольствие подобно тому, как опытный бегун ловит кайф, приближаясь к рекорду. Присмотритесь к заданиям, которые перед вами стоят: возбуждают? Если нет — ищите новые, и такие, чтобы требовали а) задействовать максимум знаний, вспомнить основы, обновить навыки и б) научиться новому и вырасти над собой. Чтобы выводили из зоны комфорта, но не выбивали почву из-под ног. Тогда застоявшаяся кровь снова забурлит, и наконец займетесь чем-то более приятным и полезным, чем чтение статей о мотивации.
URL
КУЛЬТУ́РНО-ИСТОРИ́ЧЕСКАЯ ШКО́ЛА в литературоведении (искусствознании) возникла в сер. 19 в. Ее философ. основой явился по преимуществу позитивизм, согласно к-рому подлинно научным является лишь опытное, руководствующееся точными методами изучение фактов, как в области наук о природе, так и в области социологии, историографии и культуры. Между фактами имеется закономерная связь, сущность к-рой, однако, непознаваема постольку, поскольку она не дана в опыте. Осн. двигатель обществ. развития — идеи, хотя большое значение, особенно на ранних стадиях историч. развития, имеют такие материальные факторы, как географич. среда.
Метод К.-и. ш. в основе определялся этими положениями, однако с важными дополнениями в трудах ее крупнейших представителей, особенно И. Тэна. В отличие от философов-позитивистов, Тэн постоянно выдвигал идею причинности, закономерности фактов. По Тэну, всякое изучение должно начинаться с накопления фактов, затем следует изыскание причин, установление закономерных связей. Всякий факт есть часть
целого. Найти это целое — значит объяснить факт. Предметом открытия и исследования должно являться целое. Совр. метод, писал Тэн, «...рассматривает творения человеческого духа и в частности произведения искусства как факты, характерные черты которых надо установить, как следствие определенных причин, которые надо найти» («Философия искусства», М., 1933, с. 9). Характерные черты произв. иск-ва объясняются психологией художника, к-рая есть частный случай, выражение обществ. психологии — духовной и нравств. жизни общества. Обществ. психология, в свою очередь, определяется тремя осн. условиями: расой (т. е. врожденными нац. особенностями), средой (климатом, а также политич. и социальными обстоятельствами), историч. моментом (влиянием традиций). Объясняемый факт как бы растворяется в массе обусловливающих его фактов из самых разных сфер. Так Тэн создает свою «философию искусства». Подобной же «универсальностью опытного наблюдения» — от физиологии до истории церкви — руководствовался и В. Шерер. В ряде случаев К.-и. ш. механически переносила естественно-научные принципы и аналогии в сферу социологии. Напр., Тэн проводил аналогию между естеств. отбором (по Дарвину) и развитием иск-ва: «моральная температура», т. е. общее состояние умов и нравов в тот или иной момент, создает условия, при к-рых выживают и развиваются одни формы иск-ва и умирают другие (см. там же, с. 7, 30—31). Для Тэна в сущности истинная история есть история обществ. психологии, закрепленной материально в различных памятниках, в т. ч. литературных и особенно лит.-художественных. По мысли Тэна, история как наука сделала огромный шаг вперед, когда лит. произв. стало рассматриваться в качестве ценнейшего историч. документа. К.-и. ш. ввела в научный оборот массу лит. памятников и историч. документов прошлых эпох, дала образцы воссоздания духовной жизни, нравов и быта той или иной эпохи по этим материалам. Главное же, она связала иск-во с «общественной психикой», а через нее — с «положением людей», т. е. с обществ. строем. «...Новый взгляд, согласно которому литература есть продукт общественного строя,... находит себе полное и блестящее выражение в трудах Тэна» (Плеханов Г. В., Искусство и литература, 1948, с. 71—72). Историю иск-ва К.-и. ш. стремилась объяснить изменением, историч. движением самого общества; она впервые в истории лит-ведения объясняла историю лит-ры как исторический процесс, обусловленный социальными причинами, что до нее только намечалось в биографическом методе Сент-Бёва. В этом была заслуга К.-и. ш., по крайней мере, ее виднейших представителей. Но конечную причину историч. развития самого общества К.-и. ш. искала в изменении «психики людей», в движении идей. Ей была не ясна истинная социально-классовая первопричина развития общества, психики, иск-ва. Так, в фундаментальной «Истории всеобщей литературы XVIII в.» Г. Гетнер ставит перед собой задачу написать «историю идей» 18 в., обусловивших позднейшую историю общества. Социологич. ограниченность К.-и. ш. сказывалась также в слабом интересе к эстетич. природе иск-ва. В той или иной степени воззрения К.-и. ш. разделяли Г. Брандес, Ф. Брюнетьер, Г. Лансон. Под большим влиянием Тэна создавал свою теорию «экспериментального романа» Э. Золя. Он отмечал, что «романисты-натуралисты пользуются тем же методом», что и Тэн, т. е. методом «среды и исторических условий» (см. «О романе», в сб.: «Литературные манифесты французских реалистов», Л., 1935, с. 115, 116). Следы культурно-историч. концепций можно найти и в бурж. лит-ведении 20 в., напр. у выдающегося амер. ученого В. Л. Паррингтона в его кн.: «Основные течения американской мысли»

ПОЗИТИВИЗМ И КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА В ИСТОРИИ ИСКУССТВА
Культурно-исторический метод: условность понятия. Философские корни культурно-исторического взгляда (Гегель). Методология позитивизма (роль среды, эволюционизм, «генетический» метод, «органическая» теория). Культура как совокупность проявлений человеческой деятельности (ее материальный и духовный аспект) и в историческом развитии. Проблема аналогий явлениям искусства в других областях культуры (культурные параллели).
И. Тэн (1828-1893). Личность и творчество как продукт внешних влияний (среда, раса и конкретная стадия развития). «Путешествие по Пиренеям» (1855). Детерминизм в «Философии искусства». «Интеллегенция» (1895).
Э. Фромантен (1820-1876). «Программа критики» (1864). «Старые мастера» (1876): эмоциональный психологизм романтической критики в сочетании с позитивистским социологизмом (элементы эссеизма – жанр путевых заметок).
Я. Буркхардт (1818-1897). Влияние Куглера и берлинской школы. «Чичероне» (1855). «Культура Ренессанса» (1860). История искусства в контексте истории культуры (культура как специфический и автономный элемент всеобщей истории). История искусства как история «вечных констант» («движущие силы» истории искусства – заказчики, донаторы, стилистическая традиция, технические условия и решение постоянно возникающих в связи с ними «задач»).
Развитие архитектуроведения: Г. Земпер (1803-1879): сравнительная анатомия как методологическая парадигма. «Стиль в технических и тектонических искусствах или Практическая эстетика» (1860-1863). Поиск первичной типологии. Проблема происхождения художественных форм (из практических потребностей: интерес к прикладному искусству, ремеслу, где вырабатываются базовые формы, развиваемые и трансформируемые в архитектуре по ходу ее исторического развития). Ведущие силы стилистической эволюции (материальные – назначение, материал, техника; внешние, общественные – этнические, культурные, религиозные, исторические). «Формула» Земпера (Y=F(x, y, z), где Y – художественное произведение, F – тип, x, y, z – детерминанты). Земпер и земперианцы. Критика Земпера (со стороны Шпрингера, Ригля, Вёльфлина, Шмарзова): роль субъективно-эмоционального момента («чувство формы»).
Э. Виолле-ле-Дюк (1814-1879) как практик архитектурной реставрации (Реймс, Каркассон, Собор Парижской Богоматери и др.). «Словарь архитектуры» (с 1854) и «Беседы об архитектуре» (1863-1872). Конструкция как сущность строительного искусства. Сущность «Проекта сравнительного музея». О. Шуази (1841-1909). Преподавание в Политехнической школе. Дж. Фергюссон и его «История архитектуры» (1865-67).
Границы культурно-исторического подхода 19 в. Культурологическая парадигма (история идей и история ментальности) как современный вариант культурно-исторического метода.
URL
КУЛЬТУРНЫЙ ШОК — социально-психологический феномен, являющийся важной особен-ностью межкуль¬турного взаимодействия; представляет собой первона¬чальную реакцию индивиду-ального или группового сознания на столкновение с инокультурной реальнос¬тью. Суть К. ш. — конфликт между привычными для индивида ценностями, нормами, языком, повседнев¬ными практи-ками, свойственными для той социокуль-турной среды, к-рую он покинул, и ценностями, нор¬мами, языком, повседневными практиками, характер¬ными для новой социокультурной среды, в к-рой он оказался. К. ш. в той или иной степени испытывают все, попадающие впервые в инокультурную среду (пу¬тешественники, эмигранты и т. д.). Сила шоковой ре¬акции определяется глубиной разли-чий между прежней и новой культурами; психологическими характерис¬тиками личности, ее ориен-тационными способностя¬ми, степенью ригидности или пластичности; наличи¬ем или отсутствием элементов старой культурной сре¬ды (напр., семьи, друзей), к-рые индивид “переносит”
с собой в новый культурный контекст; степенью от¬крытости или закрытости представите-лей новой куль¬туры, с к-рыми контактирует индивид и т. д. К. ш. также может иметь место на уровне группового созна¬ния, когда в инокультурную среду перемещаются це¬лые группы (напр., в случае массовой эмиграции), или когда в результате интенсивной культурной диффу¬зии возникает ситуация конфронтации между стары¬ми и новыми ценностями, нормами, моделями пове¬дения, что постоянно происходит в ходе модерниза¬ции традиционного общества. Выделяется четыре • спо-соба преодоления К. ш.: 1) геттоизация: человек, находясь в др. обществе, пытается сознательно или вынужденно (из-за незнания языка, природной робо¬сти, вероисповедания и т. д.) избегать лю-бого сопри¬косновения с чужой культурой. В этом случае он стре¬мится создать собственную куль-турную среду — окру¬жение соплеменников, отгораживаясь тем самым от влияния инокультурной среды; 2) ассимиляция: при¬езжие пытаются целиком приспособиться к новой для них культуре, усвоить ее нормы, ценности, поведен¬ческие модели, полностью отказавшись от наследия той культуры, к-рую они покинули; 3) взаимодействие:
попытка найти некую среднюю линию, совместить элементы старой и новой для индивида культур. Вза¬имодействие может организовываться двояко: либо пришельцы будут пытаться соче-тать в своем поведе¬нии нормы обеих культур, стараясь наладить меж¬культурную коммуникацию, обогатить как свою соб ственную культуру, так и ту, в к-рую они прибыли, либо они станут делить свою жизнь на две половины, одна из к-рых посвящена новой, другая — старой куль¬туре; 4) коло-низация: новоприбывшие будут всячес¬ки пропагандировать, навязывать, проводить в жизнь свои собственные ценности, нормы и модели поведе¬ния, противопоставляя их тем, что традиционны для культуры, в к-рой они оказались. Последнее происхо¬дит в результате завоеваний, как военных так и мир¬ных, а также в ходе модернизационных процессов.
Ю. П. Сакун
URL
Я не умею молчать, когда сердце во мне говорит.

Фёдор Михайлович Достоевский. Белые ночи
URL
"...Идентичность — это сложный феномен, сложная психическая реальность, включающая в себя мифологические и современные уровни сознания, индивидуальные и коллективные, онтогенетические и социогенетические основания. Понятие идентичности как защиты личного, соответствие образа “Я” его жизненному воплощению, состояние принадлежности индивида некоторому надиндивидуальному целому, охватывающему и субъективное время, и личностную деятельность, и национальную культуру, стало одной из главных тем в общественной мысли XX столетия..." [Источник: http://psychlib.ru/mgppu/sh1/SH1-003-.HTM]

"...Человек становится “вполне человеком”, когда осознает свою идентичность. Идентичность есть психический компонент самосознания, формирующийся и существующий в мире человека. Мы знаем, кто мы, осознаем свою идентичность в мире людей, профессий, наций...." [Источник: http://psychlib.ru/mgppu/sh1/SH1-003-.HTM]

"...Общей для социальных наук является точка зрения, что идентичность есть результат активного процесса, отражающего представления субъекта о себе, собственном пути развития, и сопровождающийся ощущением собственной непрерывности, тождественности, 16 качественной определенности, что дает возможность субъекту воспринимать свою жизнь как опыт продолжительности и единства сознания, целостности жизненных целей и повседневных поступков, действий и их значений, которые позволяют действовать последовательно (Э. Эриксон, Ж. Пиаже, А. Валлон, Б. Вильямс, К. Леви-Стросс, Дж. Мид, Э. Гоффман, Э. Гидденс, Ч. Кули, Л. Выготский, С. Рубинштейн, В. Мухина, Б. Поршнев, И. Кон, В. Ядов, Н. Антонова, А. Кузьмин, М. Заковоротная, Л. Путилова и др.)...." [Источник: http://psychlib.ru/mgppu/sh1/SH1-003-.HTM]

"...С английского identification переводится как: 1. отождествление. 2. узнавание, опознание. 3. (психоанал. соц. психол.) идентификация (со значимым другим лицом). Перевод с английского identical: 1. тождественный; 2. тот же самый (об одном и том же предмете). Перевод с немецкого: die Identitat также означает тождество. Выражения “personal identity (тождество личности)”, “I-identity (Ich-Identat), тождество Я и “sense of identity (чувство самотождественности)” более или менее тесны связано с такими терминами как “self-feeling” (чувство себя), “I-feeling” (“чувство Я”) [355]. Выражение identity formation означает близкую, но другую реальность и переводится как самоопределение. Термин “идентичность” вошел в словарь гуманитарных наук приблизительно во второй половине 70-х годов прошлого века. Причины порождения теорий идентичности в современном гуманитарном мышлении как новых форм познания, с нашей точки зрения, связаны с обострением проблемы выбора и меры во всех сферах жизненного прост..." [Источник: http://psychlib.ru/mgppu/sh1/SH1-003-.HTM]
URL
morbid
z_g так, давай проясним один момент. Я пошел, заработал денег. Их мне не подарили, не дали, я их пошел и заработал. В свободное время я пошел в ресторан. И там я эти деньги плачу. Причем плачу я их не столько за еду (которая в магазине стоит намного дешевле), а за атмосферу и удобство. За то, что специальный человек меняет мне пепельницу, за то, что еду мне носят и самому готовить ничо не надо, за то что лицензированная музыка играет и у повара есть сертификат, благодаря чему я могу надеяться, что меня там не траванут. За все это я плачу деньги.

А тут приходят какие-то хуилы и сообщают мне, что властью, данной им шизофренией, я не имею права курить в этом ресторане. То есть платить-то я должен столько же, сколько и раньше и кстати цены еще будут подниматься, а вот если я закурить захочу, то пошел я на хуй. И вот тут я начинаю какбе немного не понимать.
URL
http://www.wildberries.ru/catalog/1196638/detail.aspx маме платье

http://www.wildberries.ru/catalog/1...x#comments_list платье мне

http://ostin.com/ru/ru/catalog/jens...cId=11769580299 остин

http://signorina.ru/1686-makiyazh-s...-kak-delat.html смоуки айс
URL
http://www.kinopoisk.ru/film/3621/ Вердикт
http://www.kinopoisk.ru/film/1059/ Амистад
http://www.kinopoisk.ru/film/738/ жизнь Дэвида Гейла
http://www.kinopoisk.ru/film/1588/ Несколько хороших парней
http://www.kinopoisk.ru/film/461939/ Линкольн для адвоката
URL
http://psyjournals.ru/sociosphera/2...1615_full.shtml
хорошо про ярмарки, для расширения.
URL
Основной специализацией купцов в средние века (особенно в ранний и классический периоды) была продажа предметов роскоши (драгоценностей, украшений и др.), дорогих тканей, пряностей и т. п. Все остальное производилось внутри феодального хозяйства для собственного потребления. Купцы постоянно перемещались по стране, ненадолго останавливаясь в городах и крупных поместьях. Основным типом коммуникаций с покупателем была, естественно, личная продажа.

Российский дореволюционный исследователь М. Н. Соболев по этому поводу писал: «В разных местностях Англии возникают периодические ярмарки, служащие обычным подспорьем в торговле в эпоху плохих путей сообщения, слабой населенности страны и недостаточного развития торговли».

И хотя речь в цитате идет об Англии, предпосылки возникновения ярмарок в Европе названы универсальные. К ним необходимо также добавить небезопасность торговли, которую вели бродячие купцы, а значит необходимость надежной защиты от разбойников и мелких феодалов.

В раннее средневековье ярмарки играли существенную роль как единственно возможные пункты концентрации обмена, как средства формирования коммуникаций оптовых торговцев. В период классического средневековья, в условиях роста городов, зарождения внутренних рынков западноевропейских стран значение ярмарок еще более возросло. Наиболее крупными и известными ярмарками средневековья были: во Франции -- Сен-Денийская (под Парижем с VII в.), Шампанская (с XI в.); в Англии - Сент-Джайлская (с XI в.), Стаурбриджская (близ Кембриджа); в Германии - Лейпцигская (с 1165 г.), во Франкфурте-на-Майне (с 1240 г.), в Любеке; в Италии -- Миланская, в Ферраре и Венеции; в Венгрии - в Пеште и Дебрецене; в Польше -- Познанская и Краковская.

Купцы (с гравюры XVI в.)

Самой крупной ярмаркой в Европе в середине XIV вв. была Шампанская. В этот период она фокусировала международную европейскую торговлю и денежные операции. Шампанские ярмарки проводились 6 раз в год.

Ярмарочная площадь в Любеке (с гравюры XVI в.)К середине XIV-XV вв. крупнейшим ярмарочным центром стал Брюгге (Фландрия). В начале XV в. общеевропейское значение приобрели женевские ярмарки. В конце XV в. центр ярмарочной торговли переместился в Лион и Лейпциг.Еще одним средством становления коммуникаций с покупателями были вывески. Как правило, в период раннего и классического средневековья они содержали только знаки и символы. Поясняющие надписи и имена хозяев заведений чаще всего отсутствовали, так как подавляющее большинство населения было безграмотным. Со временем появились универсальные символы: у слесарей -- ключ; у виноторговцев -- бочонок; ростовщиков -- три шара; у сапожников -- стилизованный сапог и т. д.Вывески вначале помещались при входе в заведения по инициативе их владельцев -- ремесленников и торговцев. Впоследствии их наличие было жестко обязательным требованием городских властей. Так, российским исследователем начала XX в. В. В. У перовым приводится текст документа XIV в., хранящегося в делах английского парламента: «Кто в городе Кембридже постоянно занимается варкой пива на продажу, тот должен вывесить знак, в противном случае его пиво будет конфисковано». В дальнейшем предполагалось не только наличие таких знаков, но и их регистрация.
URL
pakt
Что-то вроде истории философии за пять минут, типа конспект
Чёрт ногу сломит - под катом.

Философия долго шла к атеизму. Ряд философов Древнего мира, стоики и несколько киников, были к нему близки. Но Сократ был приговорен к смерти за то, что отказывался почитать богов, а в Древнем Риме часто невозможно было не верить в бога (особенно если этот бог еще и император). Поэтому вера была необходимой для тех, кто хотел продолжать мыслить, да и для тех, кто хотел продолжать просто жить.

В начале христианской эпохи философия оказалась полностью поглощенной теологией. Работы Платона и Аристотеля были приравнены к Священным Писаниям, а философия по преимуществу заключалась в комментировании таких текстов. Затем последовали комментарии к комментаторам, а также приведение этих трудов в соответствие с догматикой. Логика использовалась для того, чтобы доказать существование Бога. Иногда такая работа была интересной и даже не чуждой творчеству. Но она не была оригинальной. Основные предпосылки оставались неизменными.

Эти предпосылки были впервые серьезно поставлены под вопрос в XVII веке Рене Декартом, которого сегодня считают основоположником современной философии. Декарт отказался от старых догм и в основание своей философской системы поместил постулат разума, а не веры. Он показал, что можно отрицать все, за исключением одной вещи. Невозможно ставить под сомнение все, и в то же время сомневаться в собственном существовании. "Мыслю, следовательно, существую", – таково его знаменитое заключение. На нем Декарт основал свою рациональную философию.

Примерно полвека спустя британский философ Джон Локк продвинулся на один шаг дальше и ввел понятие эмпиризма. Он считал, что самым последним основанием философии является не разум, а опыт. С точки зрения Локка, все наше знание получено из опыта. У нас нет врожденных идей, только впечатления, а идеи мы создаем сами, размышляя над этими впечатлениями. Казалось, философия достигла своих пределов.

Но не пришлось долго ждать следующего шага. Традиция британского эмпиризма оказалась на грани здравого смысла с появлением ирландца Беркли. Если наше знание о мире базируется только на опыте, то как мы можем знать о том, что мир существует, если мы его не воспринимаем? Мир, таким образом, сводился к фикции, а философия – к посмешищу. Но к счастью для этого мира, Беркли был священником и богобоязненным человеком. Конечно, мир продолжает существовать, – объявил он, – даже когда его никто не воспринимает. Но как это может быть? Это возможно, так как мир всегда воспринимает Бог.

Юм сделал еще один шаг после Беркли и довел эмпиризм до его логического завершения. Он отрицал существование всего, за исключением самих актов восприятия. Сделав это, он поставил нас в трудное положение. Это называется солипсизм: существую только я один, а мир не что иное, как часть моего сознания. Все, конец игры в философию, тупик, из которого невозможно выйти. Шах и мат.

Затем мы неожиданно осознаем, что это не имеет значения. Несмотря на то что говорят философы, мир остается там же – и мы продолжаем жить дальше. Юм просто высказал новую идею о статусе нашего знания о мире. Мы можем верить в религию, если хотим, но мы делаем это исключительно по собственной воле. И мы можем делать научные умозаключения, чтобы навязать нашу волю миру. Но ни религия, ни наука не существуют сами по себе. Это просто наши реакции на опыт, одни из множества возможных.

Юм заявил, что философское знание не может быть сколько-нибудь достоверным, и провозгласил опыт единственным надежным источником знаний. Эмпирическая философия Юма отрицала возможность создания новых философских систем. Для построения любой новой системы необходима причинность (причинно-следственные связи), однако существование таких связей доказать невозможно. Мы можем наблюдать, как одно явление следует за другим во времени, но из этого нельзя заключить, что между этими явлениями существует связь. Казалось, наступил конец философии.

Однако Канту удалось предотвратить эту катастрофу. Он предположил, что причинно-следственные связи – лишь один из способов восприятия мира. Юм был прав: причинности как таковой не существует, зато она существует в нас самих и позволяет нам познавать мир. Через нее мы воспринимаем мир, как воспринимаем его через пространство, время, цвет и т.д.

Исходя из этого положения, Кант разработал всеобъемлющую философскую систему, основанную на принципах разума, а затем изложил свои взгляды в ряде почти не поддающихся пониманию трудов.

За Кантом последовал Гегель, который сконструировал еще более грандиозную и всеохватывающую систему, основанную на утверждении: "Все разумное действительно и все действительное разумно".

Все философские учения сталкивались с трудностями тупика солипсизма. В строгом смысле, выхода из него не существует. Учение Шопенгауэра здесь тоже бессильно, однако у Шопенгауэра есть один убедительный аргумент. Я не могу доказать, что другие существуют (и имеют волю) или что они воспринимают мир, как и я, – однако я могу сделать такой вывод. Мой опыт, а также последовательность того, что, похоже, является реакциями на мое существование, приводят меня к мысли о том, что я встречаюсь с другими существами, подобными мне.

Шопенгауэр распространяет вывод о подразумевании дальше: наблюдая свою волю, мы начинаем подразумевать существование Мировой Воли. Он строит свое учение на этом ключевом понятии Воли, пронизывающей Вселенную. Воля понимается как Зло или безразличие к человечеству и как таковая является источником страдания в мире. Таким образом, мир, по существу, человеку враждебен или безразличен: он является юдолью безысходной нищеты, озаряемой вспышками отчаяния. Единственный способ избежать зла – это ослабить проявления Воли внутри себя, которые приводят в движение аппетиты и желания, похоти плоти и тщеславие. Самоотвержение и уход из жизни – вот единственный выход. А если жить, то исповедуя стоический аскетизм.

Ницше поставил идею Шопенгауэра о Воле с ног на голову. Вместо постулата о том, что мир приводится в движение посредством слепой Воли, сражаться с которой можно было бы только посредством ухода в аскетизм, Ницше отстаивал идею Воли к власти. Вот где лежит движущая сила человеческой природы. И ярчайшее ее проявление – это великие исторические деятели.

Фрейд, приняв на вооружение хитроумную смесь из понятий Воли у обоих мыслителей – и у Шопенгауэра, и у Ницше, – предложил понятие бессознательного.

Кьеркегор. Для Кьеркегора существует два рода истин. Объективные истины, например, исторические и научные, относятся к области внешнего. Они могут быть проверены, исходя из внешних критериев. Другими словами, объективная истина зависит оттого, что сказано. Субъективная истина, напротив, зависит от того, каким образом это сказано.

В отличие от объективной, субъективная истина не имеет объективных критериев. Для пояснения этого Кьеркегор приводит в пример двух молящихся людей. Первый молится "истинному Богу" (разумеется, христианскому), но его душевное состояние при этом "ложно". Второй – язычник, молящийся примитивному идолу, но с "безраздельным стремлением к бесконечному". По Кьеркегору, именно последний обладает субъективной истиной, потому что молится искренне, "истинно". Таким образом, кьеркегоровское понятие субъективной истины сродни понятию искренности. Оно связано со страстной духовной активностью.

С этой точки зрения, мораль не может иметь своего основания в объективном. Довольно забавно, но в этом Кьеркегор подобен Давиду Юму. По мнению Юма, мы можем познать лишь то, что доступно нашим ощущениям. Познавая ощущения, мы образуем так называемые факты. Но из этих фактов невозможно вывести никакую мораль. Из того, что умеренность приводит к должному поведению, вовсе не следует то, что мы должны быть умеренными. И Кьеркегор, и Юм согласны в том, что невозможно перейти от изъявительного наклонения к побудительному (от "есть" к "должно быть"). Подобные попытки включить этику в философию сейчас называют натуралистическим софизмом.

Но уверенность Кьеркегора в преимуществе субъективной истины над объективной заставила его усомниться в юмовском утверждении о первичности фактов. Кьеркегор верно заметил, что даже они могут зависеть от нашего отношения. Ценности человека в значительной степени определяют "факты". В одной и той же ситуации правоверный христианин и охотник за развлечениями могут увидеть разные "факты": например, если оба они оказались в борделе или в монастыре. В этом смысле каждый человек является творцом своего мира. Он создает этот мир посредством своих ценностей.

В этой мысли нетрудно угадать зародыш будущего релятивизма, популярного в наши дни, с его пренебрежением понятием объективной истины. Кьеркегор также предвосхищает феноменологию XX века, которая рассматривает все формы сознания как "интенциональные": сознание всегда нацелено на что-то. То, что мы намереваемся совершить в мире, заставляет нас видеть его именно так, а не иначе. Кажущаяся банальность этого утверждения приобретает глубинный смысл, когда мы осознаем, что речь идет о созидающей активности нашей воли, так же как и в случае с замечанием Витгенштейна: "Мир счастливого человека – это вовсе не то же самое, что мир несчастного человека". Кьеркегор понял, что человек видит тот мир, который он хочет увидеть. Желания же, в свою очередь, зависят от ценностей, которые он избрал, которыми он живет, ценностей, которые делают его тем, что он есть. Таким образом, Кьеркегор утверждает, что те ценности, которые создают человека таким, какой он есть, делают именно таким и мир.

Идеи Кьеркегора развивал Гуссерль, основатель феноменологии. Это течение попыталось (правда, не совсем удачно) сделать философский анализ сознания предметом рациональной науки. Как часто случается в философии, эта попытка, несмотря на свою неудачу, оказала плодотворное и стимулирующее влияние на развитие философской мысли. В дальнейшем идеи Кьеркегора разрабатывались учеником и последователем Гуссерля, Хайдеггером. Хотя Хайдеггер и скомпрометировал себя сотрудничеством с фашистским режимом, влияние его идей на европейскую мысль в XX столетии было первостепенным.

Многие считали эту новую философию экзистенциализмом, а Кьеркегора – ее основателем. Экзистенциализм стал единственной иррациональной философией за всю историю развития европейской мысли. Никто не сомневается, что Кьеркегор достиг успеха, однако сама возможность построения иррациональной философии ставится под вопрос. В отличие от всех рациональных философских учений, экзистенциализм чисто субъективен.

Раньше основой философии была теория познания, которая изучает основания нашего знания. Однако Кьеркегор настаивает на том, что "быть человеком" – это больше, чем "мыслить". Мы не являемся "мыслящими головами", к которым прицеплены в качестве довеска еще и тела. Человеческие существа – это не просто, и даже не в первую очередь, существа познающие. Эти существа желают, выбирают, действуют, страдают, испытывают самые разные эмоции, и из всего этого состоит их опыт. И только все это вместе означает "быть человеком". Вот такое бытие и должна изучать философия согласно Кьеркегору. Это будет "философия существования", то есть экзистенциализм.

Философия Кьеркегора подчеркивает иррациональный момент человеческого существования, ставя таким образом предыдущую философию с ног на голову. Вот типичное для него высказывание: "Первое, что нужно понять: мы не в состоянии познать что-либо". С его точки зрения, субъективность – единственная истина. (Истина, таким образом, становится субъективной.) Философия не должна ставить целью объяснение или светить своим фонарем во тьму мира, она должна пролить свет на само человеческое существование. Мы должны "стремиться стать этой жизнью, осознающей саму себя".

Здесь экзистенциализм сталкивается с первыми реальными трудностями. В попытке объяснить себя он уподобляется змее, глотающей свой хвост. Отказавшись от жесткости теоретической мысли и аргументации, он остановился на понятиях и аргументах неясных и расплывчатых. С точки зрения рационализма, подобные аргументы просто беспомощны.

Но Кьеркегору не страшны такие обвинения. Он продолжает утверждать: вместо того, чтобы иметь дело с абстрактными принципами, мы должны сконцентрироваться на конкретности опыта и его человеческой природе. Только таким путем мы можем реализовать нашу свободу. Правда, когда мы испытываем это "чувство возможного" оно может превратиться в "чувство ужаса". И все же этот ужас равнозначен реализации свободы выбора.

Последователь Кьеркегора - Гуссерль заявлял, что только путем анализа непосредственного опыта, предшествующего систематическим построениям, мы можем открыть философские основания, на которых базируются такие вещи, как философия, и математика (то есть сфера разума). Мы должны вернуться к непосредственной реальности, данной нам в опыте. Это может быть осуществлено только через анализ сырого материала сознания, первичного по отношению к предположениям или теориям, которые мы привычно навязываем ему. Другими словами, мы должны иметь дело с основными феноменами нашего опыта. Этот вид деятельности Гуссерль обозначает термином "феноменология".

Таким путем Гуссерль хотел превратить философию в точную науку. Духовные акты должны быть описаны таким способом, который освобождал бы их от предрассудков относительно объективной природы реальности. Они также должны быть проанализированы так, чтобы освободить их от допущений о их собственной природе. Таким образом, феноменология требует скрупулезного научного исследования сознания и мыслительных процессов, чтобы определить конечные элементы опыта и ощутить их как они есть. "Даже рассуждение о стакане абрикосового коктейля может быть философствованием". Исследуя эти неподдающиеся данные восприятия того, с чем мы сталкиваемся, мы можем прийти к философским выводам о природе опыта, себя самого и окружающего мира – и таким образом постичь загадку существования. Это и есть экзистенциализм.

Хайдеггер выступает против традиционных точек зрения Декарта и Юма. В качестве индивида я не являюсь и не могу являться отстраненным наблюдателем мира: ни тем, кто уверен, что существует, поскольку мыслит, ни тем, кто доверяет своим ощущениям. Нет, прежде всего я осознаю себя существующим в этом мире. По Хайдеггеру, исходная точка – это Dasein (бытие-в-мире). Хайдеггеровское понятие "бытия" противостоит "познаванию" (будь то через мышление или чувственный опыт) и абстрактным понятиям, возникающим из этого познавания. Такие понятия не могут выразить индивидуальность и специфичность моего "бытия-в-мире". Между тем именно постижение глубинного смысла "бытия-в-мире" – задача философии.

Центральный для Хайдеггера вопрос – вопрос о смысле бытия. В поисках такового он отвергает гуссерлевскую феноменологию. "Акты сознания", свободные ото всех предпосылок, с которыми имеет дело феноменология, не могут быть фундаментальным источником нашего знания. Наша исходная точка – это "бытие-в-мире", только опираясь на него, мы можем начать приближаться к "вопросу о смысле бытия". Мое фундаментальное ощущение моего собственного бытия сопряжено, конечно, со множеством тривиальностей, подразумеваемых в моем "бытии-в-мире" – это влияние повседневного опыта. Однако подойти к пониманию смысла бытия можно. Как? Поскольку человек конечен, то подлинное существование есть "бытие-к-смерти": открытым бытию человек становится перед лицом "ничто". "Только перед лицом смерти все случайные и временные возможности вытесняются.... Когда кто-то понял конечность существования, он отворачивается от бесконечного множества непосредственно присутствующих возможностей, таких как комфорт, наслаждение жизнью, легкое восприятие вещей..." Чтобы достичь "абсолютной решимости", мы должны очутиться перед лицом смерти.

Все это весьма восхитительно, пока оно излагается устами немца. Но почему мы не должны искать комфорта, разнообразия, почему нельзя расслабиться? Потому что это не тот путь, на котором можно понять смысл бытия, говорит Хайдеггер. Но почему нужно искать этот смысл? Или, другими словами, имеет ли вообще смысл поиск смысла бытия? Понятие смысла бытия у Хайдеггера остается неясным, точных определений он избегает. Действительно, язык, который он создает, пытаясь описать свои неясные понятия, вырождается в "мистику слов". Достаточно двух примеров: "Бренность ощущается изначально, на феноменальном уровне в присущем бытию-в-мире аутентичном бытии-в-целом, в феномене предвосхищения решимости". Или: "Там-бытие" акта понимания, который определяет или направляет себя, есть то, ради чего сущности воплощаются в том роде Бытия, которое подлежит разумению; это "там-бытие" и является феноменом мира". И это еще не худшее из того, что есть у Хайдеггера.

И все-таки, даже взятые сами по себе, хайдеггеровские аргументы не есть то, чем они кажутся. Глубинной основой его призывов остерегаться комфорта, повернуться к миру и серьезно относиться к жизни являются скрытые допущения, которые сильно отличаются от современных представлений. Например: после ницшеанского эпохального заявления: "Бог умер", многие верят, что жизнь сама по себе не имеет общей цели. Не существует такой вещи как Бог или Дьявол, и жизнь не имеет извне ценности или смысла. Поэтому она тщетна и может рассматриваться как абсурдная шутка. Миллионы людей умирают от голода в Африке, не будучи в чем-то виноваты; ничтожество, амбициозное и ограниченное, становится самым могущественным человеком на Земле. Можем ли мы претендовать на серьезность нашего собственного существования? Скорее, мы проводим большую часть нашего времени, "уклоняясь" от тягот и страданий существования или борясь с таковыми. Такое поведение часто считается приносящим наслаждение, которое ведет к счастью – цели правильно мыслящих философов от Аристотеля до наших дней. Наслаждение жизнью может осуществляться по-разному, ранжируясь от чтения высокой литературы до вязания шерстяных носков (любимое занятие Хайдеггера). И что касается комфорта: без него не будет цивилизации и какой бы то ни было мыслительной деятельности. Культура – от математического размышления до сентиментальности оперных певцов или игры на флейте требует комфортабельного досуга для ее творения. Оказавшийся же на снегу без шерстяных носков и обнаруживший, что потерял ключ от фешенебельной дачи, человек действительно обращает свои мысли к "вопросу бытия" – однако в куда более практическом смысле, чем имел в виду Хайдеггер. Удивительного тут мало. Но по хайдегтеровским критериям мои практические мысли в заснеженном лесу будут уклонением от сути дела, то есть от вопроса о смысле бытия. Хайдеггеровская философия также укоренена в первичности мысли, как и философия Декарта.

Сартр понял это и посчитал своей задачей перенаправить хайдеггеровский глубинный анализ бытия от мысли к действию. Он пытался вернуть его к кьеркегоровскому исходному экзистенциализму, где предметом философии была субъективная жизнь – выбор и действия индивида.

Для Сартра основа – сознание, а вовсе не хайдеггеровское бытие. Но сознание не может существовать в вакууме, оно должно быть сознанием чего-то. И здесь философия Сартра становится философией действия. В отличие от Хайдеггера, он фокусируется не на природе бытия, но на его двух аспектах. Их он обозначает так: "в-себе" (en-soi) и "для-себя" (pour soi). "В-себе" – так обозначается все то, что лишено сознания. "Для-себя" – это сознание, которое свободно и не обусловлено миром вещей. Как и у Хайдеггера, оно тоже опирается на картезианскую достоверность cogito. Но для Сартра сознание не является мыслью, которая результируется в знании (в отличие от Декарта). "Для-себя-бытие" не обладает каким бы то ни было знанием. "Точка зрения чистого знания противоречива; есть только точка зрения вовлеченного (нацеленного) знания". "Для-себя" – это наше нацеленное восприятие, которое выбирает и действует. Как говорит Сартр: "Сознание проявляет себя как желание". Другими словами, сознание творит себя через свой выбор.

Вся философия Сартра основана на свободе индивида выбирать. Выбирая, он выбирает себя. Эта свобода остается за ним, даже если индивид находит себя в сложной ситуации, скажем, в плену. Философия Сартра отражает человека с его страстной верой в свободу и волей к свободе. Она также учитывает исторический контекст. Что может быть более изысканным, чем свобода в стране, оккупированной врагом? Сартр настаивает на индивидуальной возможности выбора: и действительно, он во время войны занимался своим делом. В этом смысле его философия – философия вызова. "Если я призван на военную службу, это моя война, она существует через меня, я ее заслуживаю". О врагах упоминания нет. Враг принимается как существующее положение дел, это данность, он имеет больше отношения к окружающему миру, чем к выбору себя. Враг – это "другие", то есть иное по отношению к моему индивидуальному сознанию.

И все же Сартр признает абсурдность этой ситуации. Человеческое предприятие – индивидуальная попытка – является изначально тщетной. Не существует некоего априорного Добра, или Бога, или набора каких-то трансцендентных ценностей, с точки зрения которых можно было бы оценить конкретный поступок человека. Сегодня мы можем склоняться к более оптимистическому взгляду, но в строгом смысле человеческие усилия остаются абсурдными и тщетными.

Это два излюбленных термина экзистенциалистов, своеобразных клише. Если ты не считаешь жизнь абсурдной и тщетной, какой из тебя экзистенциалист? В свете этого стоит проанализировать эти два слова более тщательно. Что все-таки они говорят о сути и природе наших индивидуальных затруднений? "Futile" (тщетный) происходит от латинского слова, означающего "изливающийся", то есть "переливающийся через край", "переполненный", бесцельно льющийся. Сегодня оно означает неэффективность, неспособность продуцирования чего-то ценного, достижения длительного результата. "Абсурд" исходно означал отсутствие гармонии и ныне означает несоответствие требованиям разума или обычаям. Однако в английском языке использование этого слова имеет комические коннотации, которые почти отсутствуют в континентальной Европе. Для Хайдеггера человеческие усилия были чем-то крайне серьезным, и даже Сартр никакого комического оттенка в это слово не вкладывал. В ироническом же смысле это прагматическая и шутливая позиция, характерная для англоговорящего мира, который, по-видимому, более нуждается в экзистенциализме, чем приверженцы пафосной континентальной серьезности. Наша позиция "здравого смысла" часто тяготеет к поверхностности, оставляя за бортом философское содержание. Экзистенциалистская попытка очертить индивидуальные трудности может дать более глубокое основание тощему "Я" современного западного понимания. Тщетность и абсурдность могут как расширять, так и сужать это "Я".

Если не существует таких вещей, как априорные Добро и Зло, не существует трансцендентных ценностей, значит, никакая человеческая деятельностъ внутренне, сама по себе, не лучше, чем любая другая. Мы должны согласиться, что они в самом деле равнозначны. Мы предпочитаем одну другой на основании собственного выбора. Все это сводится в конечном счете к той самой свободе от детерминизма, где "все дозволено". Каждым своим выбором я создаю не только себя, но и мораль в целом, хочу я этого или нет. Как показывает Сартр, этого должно быть достаточно, чтобы заставить человека думать. Хочешь – разбивайся в лепешку, хочешь – выдвигай свою кандидатуру в президенты. Делай что угодно, но осознавай, что ты делаешь.

Это подводит нас к одному из ключевых понятий Сартра: "mauvais foi" (буквально: "дурная вера", но более точно – "самообман"). Мы действуем в "дурной вере", когда обманываем себя, особенно когда пытаемся оправдать человеческое существование, навязывая ему смысл. Так принимают религию или какие-то извне установленные ценности. То же относится и к становлению приверженцев какой-либо науки – постольку поскольку это означает попытку навязать жизни смысл извне. "Действовать в дурной вере", таким образом, означает уклоняться от ответственности за свои действия, перекладывая ответственность на какие-то внешние влияния.

Еще одно ключевое понятие (первый принцип) сартровского экзистенциализма: существование предшествует сущности. Это означает, что человек "прежде всего существует, проявляет себя, что-то делает в мире – и только после этого определяет себя", – говорит Сартр. "Для экзистенциалиста человек потому не поддается определению, что первоначально ничего собой не представляет. Человеком он становится лишь впоследствии, причем таким человеком, каким он сделает себя сам. Таким образом, нет никакой природы человека, как нет и бога, который бы ее задумал. Человек просто существует, и он не только такой, каким себя представляет, но такой, каким он хочет стать. И поскольку он представляет себя уже после того, как начинает существовать, и проявляет волю уже после того, как начинает существовать, и после этого порыва к существованию, то он есть лишь то, что сам из себя делает."

/ Ответвление /

Философия Ницше по большей части состоит из афоризмов и не представляет собой строгой методологической системы. Однако некоторые понятия вновь и вновь встречаются в его работах, в чем можно обнаружить элемент систематичности.

Воля к власти: это понятие является главным в философии Ницше. Он создал его, опираясь главным образом на два основных источника: Шопенгауэра и греческую философию. Ницше пришел к выводу, что человечество движимо волей к власти. Основополагающим импульсом всех наших действий следует признавать только этот источник.

Вечное возвращение: Согласно Ницше, мы должны жить так, как если бы наша жизнь повторялась вновь и вновь. Каждый момент мы должны прожить так, чтобы нам хотелось прожить его снова и снова, то есть переживать его вечно. Это, по существу, метафизический моральный миф. Но Ницше настаивает на том, что в него нужно верить. Он провозглашает этот тезис в качестве своей "формулы величия человеческого бытия". Это возвышенное и невероятно романтическое акцентирование внимания на важности каждого момента выступает в качестве призыва прожить наши жизни полнокровно. Как и любая другая поэтическая идея, она имеет свои сильные стороны. Но как философская или моральная идея она, по сути своей, неглубока. Она просто-напросто не побуждает к дальнейшим размышлениям. Клише "Проживи жизнь полно" означает, по меньшей мере, нечто туманное.

Сверхчеловек: ну, понятно, аморальный тип с волей к власти.

Продолжая идею Ницше, Фуко создает свой "генеалогический метод". Он ищет "историю настоящего" в развитии широкого спектра различных областей "знания", от литературы до медицины. Теперь он обращает внимание не на эпистемы, а на "дискурс" любого знания. Дискурс – это стремление к истине, но он обычно отрицал все, что было за рамками понимания. Почему? Потому что все, чего человек не мог понять, было буквально "бесполезным". Знание всегда имело цель, его характеризовало желание доминировать или присваивать. Оно не было неким нейтральным абстрактным объектом. К знанию стремились, чтобы использовать его; оно было могущественным и изменчивым. Это привело Фуко к концепции "знания-силы", показывая, как неразрывно эти два понятия связаны между собой. Таким образом, стремление к истине было лишь скрытой вариацией стремления к силе, первого человеческого стимула, который являлся центром философии Ницше. "Генеалогия" Фуко предпринимала попытку проанализировать отношения между силой и каждым конкретным "знанием".

Но идея Фуко расходилась с теорией Ницше в одном важном вопросе. Для Фуко сила не принадлежала индивидам, подобным знаменитому "сверхчеловеку" Ницше. Фуко признавал, что важнейший аспект силы лежит в области социальных отношений. Личности могут обладать силой в форме доминирования и принуждения, но, что более важно, сила была также вовлечена в создание и использование знания. В сложной системе современного общества со множеством сдержек и противовесов эта теория представляется более адекватной.

Изменения и передача власти создают пространства, где могут возникать дискурсы. Эти знания и все теории вообще являются условными. Условным является также и разделение на истину и ложь внутри конкретной области знания. Оно развивается, растет, подвергается неожиданным переменам – у него есть своя генеалогия. И поскольку это разделение зависит от окружающих обстоятельств, условны и критерии истины в данном знании.

Понятие абсолютной истины вновь неизбежно подорвано. Но относительность этих истин все еще подчиняется ранее упомянутым условиям. Каждая конкретная истина является истиной для того конкретного момента, когда она была осознана. Эта истина может содержать в себе недостатки, пробелы и даже противоречия, но до тех пор, пока она применима к соответствующей области знания, она будет оставаться общепринятой. Другими словами, она работает, пока она соответствует требованиям силы.

В общем - деконструктивизм.

И тут появляется апологет деконструктивизма - Деррида, которого я нахуй вообще не понимаю.
URL
Виолле-ле-Дюк Э. Э. Жизнь и развлечения в средние века / Э. Э. Виолле-ле-Дюк.— СПб.: Евразия, 1999.— 387 с.

Козьякова М. И. Эстетика повседневности: Материальная культура и быт Западной Европы XV–XIX вв.— М.: Изд-во МГУ, 1996.— 176 с.

http://rudocs.exdat.com/docs/index-179323.html
Праздничная культура Европы
URL