Journals.ru » Ватрушка » ........
КУЛЬТУРНЫЙ ШОК — социально-психологический феномен, являющийся важной особен-ностью межкуль¬турного взаимодействия; представляет собой первона¬чальную реакцию индивиду-ального или группового сознания на столкновение с инокультурной реальнос¬тью. Суть К. ш. — конфликт между привычными для индивида ценностями, нормами, языком, повседнев¬ными практи-ками, свойственными для той социокуль-турной среды, к-рую он покинул, и ценностями, нор¬мами, языком, повседневными практиками, характер¬ными для новой социокультурной среды, в к-рой он оказался. К. ш. в той или иной степени испытывают все, попадающие впервые в инокультурную среду (пу¬тешественники, эмигранты и т. д.). Сила шоковой ре¬акции определяется глубиной разли-чий между прежней и новой культурами; психологическими характерис¬тиками личности, ее ориен-тационными способностя¬ми, степенью ригидности или пластичности; наличи¬ем или отсутствием элементов старой культурной сре¬ды (напр., семьи, друзей), к-рые индивид “переносит”
с собой в новый культурный контекст; степенью от¬крытости или закрытости представите-лей новой куль¬туры, с к-рыми контактирует индивид и т. д. К. ш. также может иметь место на уровне группового созна¬ния, когда в инокультурную среду перемещаются це¬лые группы (напр., в случае массовой эмиграции), или когда в результате интенсивной культурной диффу¬зии возникает ситуация конфронтации между стары¬ми и новыми ценностями, нормами, моделями пове¬дения, что постоянно происходит в ходе модерниза¬ции традиционного общества. Выделяется четыре • спо-соба преодоления К. ш.: 1) геттоизация: человек, находясь в др. обществе, пытается сознательно или вынужденно (из-за незнания языка, природной робо¬сти, вероисповедания и т. д.) избегать лю-бого сопри¬косновения с чужой культурой. В этом случае он стре¬мится создать собственную куль-турную среду — окру¬жение соплеменников, отгораживаясь тем самым от влияния инокультурной среды; 2) ассимиляция: при¬езжие пытаются целиком приспособиться к новой для них культуре, усвоить ее нормы, ценности, поведен¬ческие модели, полностью отказавшись от наследия той культуры, к-рую они покинули; 3) взаимодействие:
попытка найти некую среднюю линию, совместить элементы старой и новой для индивида культур. Вза¬имодействие может организовываться двояко: либо пришельцы будут пытаться соче-тать в своем поведе¬нии нормы обеих культур, стараясь наладить меж¬культурную коммуникацию, обогатить как свою соб ственную культуру, так и ту, в к-рую они прибыли, либо они станут делить свою жизнь на две половины, одна из к-рых посвящена новой, другая — старой куль¬туре; 4) коло-низация: новоприбывшие будут всячес¬ки пропагандировать, навязывать, проводить в жизнь свои собственные ценности, нормы и модели поведе¬ния, противопоставляя их тем, что традиционны для культуры, в к-рой они оказались. Последнее происхо¬дит в результате завоеваний, как военных так и мир¬ных, а также в ходе модернизационных процессов.
Ю. П. Сакун
URL