Клуб меломанов
Клуб меломанов
клуб заведен 24-10-2004
постоянные читатели [137]
3d World, ABRACADABRA, allyesya, ANN_in da club, Asderg, AsukaLangley, bamboocha, be cool, beatri4e, Ben Gann, Boorzik, Brig, brownie, bss, Cadabra, Camypau, chasoslov, chum, Daiver, Dakotta, Daring spy, DeadMorozz, Dick Daily, dodo, Elrion, GALS, Hana Solo, Happines, hem, Htotam, Humour_Club, Hydralisk, Iggy, inspector, Jame Silver, Kanga Roo, kathir, Kleianthe, kolobo4ek, KOMyTpaBKu, k_enia, leksei, Lemure, LePsah, Lestaja, Lilichka, Little Boo, Lolka, Lucky Star, Lunchee, Luseymstka, Maggie, maya, Mira20, muse_ru, my ra, obsoleteweaponsdead, Ocean, OkeaNik7, Olitas, Outfinder, owles, Pacifik, Paint It Black, pi_lulia, point69, psychedelic zone, Psycho Man, punkzine, RADAR, Rikki_Nadir, rodion_larra, roll, silf, Silvara, Sirin, Sister of Night, Skullflower, Sm00Th_TRaC3R, Smael_Eledven, spacemonkeychimchim, Stalk, Stesha, Stigma_Ta_Tezzz, suslik, Suzuki BandiT, Swan, SweetDreams, The Cure, The Doors, Theo, Ti rokka, v3, Vampiressa, VanyaCKiller, Vertexx, volume, w02f, wellis, xJADEx, XL, You_look_so_fine, Zaggat, zappa, Айуну, Библиотека, вот блин, Всего поНЕМнОГУ, Дзен, Дочь Самурая, Дрема, Духовные происки, Дядя Федор, Изверг, ИллюзияТени, Источник, каракатундер, Квилл, Клуб КИНОпередвижка, Клуб меломанов, Клуб Серфенгистов, Компьютерный мир, Лайшалас, Леон, Лив, Малистрикс, Новый ник, ночная обманная, Паранормальный клуб, тлеющий_уголек, Тотктонаяву, трансильванка, Черта, Шива, Шоколад, Элоди, Эль
хранители [2]
kolobo4ek, zappa
участники [35]
10001000100010001000, Afterlife, allyesya, AnyOne, Dakotta, dodo, elmortem, i like i, Jude, Kanga Roo, kolobo4ek, KOMyTpaBKu, LePsah, Lion, moxnatii slon, Pkunzip, Rikki_Nadir, Sirin, Sister of Night, Skullflower, the_Dark_One, Vertexx, Vorone, w02f, XL, zappa, Бумагус, вот блин, Источник, каракатундер, Карапуз, КЛУБ ПУТЕШЕСТВИЙ, кусок неба, Чиф, Шоколад
закладки:
цитатник:
клуб:
местожительство:
Ивано-Франковск, Украина
интересы [1]
музыка
[2] 26-01-2009 08:16
Вночі

[Print]
Миранда
25-10-2004 16:58 Loss of Soul
«Рок-н-ролл мертв» или «Рок после смерти рока».

На протяжении 90-ых пост-рок был самым серьезным направлением если не всего рока, то экспериментального рока точно.

Размывчатым термином пост-рок обозначают эксперименталистские, авангардистские тенденции в роке середины 90-х, тяготеющие к выразительным средствам, идущим от смежных жанров (джаз, академический авангард и т.д.) и импровизации как важнейшему способу развития (а иногда и создания) музыкального материала.

Пост-рок - антитеза рок-звезды. Культура пост-рок – это рок-н-рол и рок-н-ролльный образ жизни, но в точности до наоборот (Mogwai, будучи ближе к массам и внося в стиль немерено попсы, еще те алкоголики).

В 90-ых довольно сильно изменилось отношение к року. Разговоры о том, что "рок мёртв" ведутся с конца 60-ых, когда он, собственно, только-только появился. Слова "рок мёртв" можно сформулировать как: "рок неизлечимо фальшив". Исчезли рок-звёзды, рок-идолы, рок-легенды, или, что то же самое, исчезла потребность в их существовании, а без рок-идола нет рока.
Такое явление как "исчезновение рока" было обнаружено музжурналистами в середине 90-х, оно примерно соответствует моменту, когда Металлика постриглась и надела пластмассовые чёрные очки. Впрочем, ещё раньше было замечено, что посетители рок-концертов утратили энергию и энтузиазм. Жизнь явно переместилась на техно-рейвы: умами и ушами слушателей все больше завладевали рэйв и техно.

В начале 90-х на явление РОК-музыка поставили точку и поэтому появившийся в 1996-ом (в связи с выходом альбома "Millions Now Living Will Never Die" чикагской группы Tortoise) термин "пост рок" казался вполне обоснованным. Восторгу критиков не было предела. Именно саунд этого альбома считается образцовым саундом всего пост - рока. Пост - рок появился как раз вовремя.

Всё началось ещё с арт-рок и психоделии (эти стили сильно на него повлияли - King Crimson, Pink Floyd etc). Другя ветвь - краут-рок - полуавангардная экспериментальщина (Can, Tangerine Dream, Suicide).

В 80-е пост-роком называли Pixies. Считалось, что у них нет ни куплетов ни припевов. В середине 90-х пост-роком была смесь экспериментальной электроники и инди - Tortoise, Mouse On Mars.

Пост-рок с самого начала был минималистским и авангардным, поэтому незамедлительно стал модным явлением в музыке. Сам термин как бы подразумевает, что рок как таковой к этому времени оканчивается, или, по крайней мере, демонстрирует тенденцию к вымиранию. Тем не менее, признаки рока: организующaя роль ритма, опора на электронно-электрический инструментарий в пост-роке остаются. С одной стороны, пост-рок - это анти-мейнстрим, с другой - анти-инди-рок, так как никакой "идейной" нагрузки пост-рок не несет и тем более ничему себя не противопоставляет.

Минимал рок без вокала пошёл на ура. Навсегда покончено с песнями-припевами, с бесконечным пафосом, с тремя избитыми гитарными аккордами. Рок-музыка больше не нуждается в гитарах, интерес по ходу развития пьесы может поддерживаться и другими - чисто музыкальными средствами. Волшебными словами были минимализм, джаз и даб – технология записи музыки на плёнку, а потом обработка этих плёнок так, как будто никаких живых музыкантов никогда и не было (чем-то подобным занималась группа Can)
Минимализм означал переход к новому принципу композиции. Медленно меняющиеся ритмические фигуры создавали своего рода муаровый эффект, музыка производила статичное впечатление, но на месте при этом не стояла. По сравнению с трёхаккордовым роком в пост роке оказалось значительно больше музыки и сближение с электронной музыкой. Записи Tortoise местами звучали как эмбиент.
Слово - "джаз" - применялось в смысле, что было много импровизации, а их саунд местами очень напоминает такое явление как cool jazz. Чикагские музыканты пояснили, что во время своих концертов они ничуть не импровизируют, а играют то, что разучили. И вообще импровизация их музыке вовсе не свойственна. Их музыка придумана, сочинена, выстроена. И ритмически она никак на джаз не похожа.
Tortoise были музыкой будущего и одновременно - сугубо ретро-явлением, чем-то хорошо знакомым и понятным.
Было обнаружено, что дуэт Mouse On Mars тоже относится к этой же струе. Правда, Mouse On Mars называли не пост роком, а нео-краутом. Краут-рок - это музыка немецких групп начала 70-х – таких как Can, Neu!, Faust, Ash Ra Temple, Guru Guru, ранние Kraftwerk и Tangerine Dream.
Все они играли инструментальный рок с электроникой для психоделического эффекта.
Электронная группа Mouse On Mars звучала на редкость неэлектронно. Музыка собиралась из пассажей, сыгранных на настоящих инструментах. Правда, потом эти записи резались на части, зацикливались, прогонялись через спецэффекты, наслаивались друг на друга. То есть процедура изготовления техно применялась не к синтетическому стуку и звону ритм-компьютера и бурчанию бас-синтезатора, а к звукам вполне естественного происхождения.
Mouse On Mars были шагом из техно-лагеря в сторону инструментального рока. Tortoise были шагом навстречу.

Главным музсобытием середины 90-х была битва за преодоление пропасти между роком и техно. Так же мостом над этой пропастью стали - Chemical Brothers, Prodigy и Rammstein. Mouse On Mars и Tortoise предложили несколько иной рецепт синтетического саунда.

К 1997-1998-ому группы, которые записывают музыку на компьютер или семплер, режут её на части, зацикливают их, играют на этом фоне, режут записанное на части и так далее, стали восприниматься как нечто само собой разумеющееся. Более того, подобного рода практика вдруг оказалась единственным способом выживания музыкальных коллективов в эпоху электронной музыки.

Несмотря на все усилия критиков размазать границы понятия, пост рок всё-таки ассоциировался со вполне определённым саундом. С саундом Tortoise образца 1996-го года.
Холодность. Бесстрастность. Инструментальная музыка эпохи минимал техно. Найти истоки такого саунда оказалось очень легко.

Созданная в 1990 британская группа Stereolab занялась минималистическим почти инструментальным роком с большим количеством аналоговых синтезаторов. Минимализм заключался не только в монотонном и довольно небогатом стуке ударных, но и в навязчивой гитарной партии, которая состояла, как правило, из одного-единственного аккорда. В начале 90-х критики называли это дело ambient boogie и вспоминали такие группы как Velvet Underground, Сan и, особенно, Neu!.

Истоки Tortoise уходят в чикагский рок-андеграунд или, шире, - в инди-рок 80-х. В 80-х мы обнаруживаем практически инструментальный и довольно минималистически устроенный рок крайне влиятельной группы Sonic Youth и лейбла SST. На кого они ориентировались? На Can и Neu!.
В первой половине 70-х немецкие группы Can, Kraftwerk и Neu! звучали уже как настоящий пост рок. Совсем неэлектронный альбом "Kraftwerk 2" (1972) - вполне пост роковый. После него Kraftwerk сдвинулись в электро-минимализм, а группа Neu!, созданная гитаристом Михаэлем Ротером, которому уже не было места в электронных Kraftwerk, занялась рок-вариантом той же самой формулы. Получился минимал-панк без рок-н-ролльного привкуса.

Can и Neu! сделали следующий шаг после Velvet Underground: редуцировать музыку до минимально необходимого, то есть ободрать до скелета, оставив один гитарный аккорд, одну ноту баса, одну ритм-фигуру и долго-долго это с минимальными сдвигами повторять.
А Velvet Undeground - это уже конец 60-х, первая анти-рок группа, смерть поп-музыки, остановка всякого движения, занудливость как средство эпатажа, тиражирование как главная идея художественного процесса... Таким образом, в конце 60-х появился не только рок с его саундом, но и идея, как должен звучать антирок, контррок, пост рок.

Американский коллектив Ribbon Effect - неспешная инструментальная музыка пережила техно-оккупацию и не хочет возвращаться восвояси. Барабаны, синтезаторы, компьютерный монтаж. Звучит грустно, но не тупо, и в тембральном отношении куда интереснее, чем "чисто электронный продукт".

Австрийское трио Radian демонстрирует, пожалуй, наиболее интригующий, кошмарный и интенсивный пост. Radian - это настоящая группа: ударник, клавишник, басист. Барабаны звучат довольно натурально, бас тоже можно опознать, но всё остальное - сухой высокочастотный нойз. Ни рёва, ни грохота нет, но и компромиссов - тоже. При этом Radian играют, определённо, рок: в нескольких треках очевиден довольно блюзовый нойз.

Некоторые играющие в этом стиле группы утверждают, что их музыка приходит прямо из космоса. Mogwai, не увлекаясь эзотерикой, объясняют просто: «Наша музыка соткана из ненависти и алкогольного похмелья».

Сейчас различают три школы пост-рока
1. Чикагская - полуэлектронная, полуинди музыка - Tortoise, Trans AM, Sea And Cake, Papa M, The For Carnation. Вышли из хардкора типа Slint.
2. Канадская - вокруг лэйблов Constellation и Kranky - Godspeed You Black Emperor!, Labradford, Aix Em Klemm, Flying Saucer Attack. Это жутко запаренные люди - антиглобалисты и почти коммунисты. Их музыка более монотонная и симфоничная
3. Шотландская – Mogwai, и Sputniks Down и т.п. Любители нойза и психоделии.

В итоге получаем ответ на вопрос: рок - мертв? Он не мертв, он переродился, стал ритмичным, синтетическим (меньше гитары и барабанов, больше сэмплирования) и самое главное: анти-мейнстримным и анти-пафосным.

В середине 90-х годов этот термин, введенный в употребление известным британским музыковедом Саймоном Рейнолдсом, описывал музыку коллективов, пытавшихся превратить электронику из функционального наполнения танц-пола в интеллектуальное содержание слушания, посредством использования игры в реальном времени на "живых" инструментах. Сегодня пост-рок в его логическом развитии - это ритмико-мелодическая субстанция, использующая наследие практически всех актуальных музыкальных направлений последних 20-30 лет - от easy listening и краут-рока через джаз-рок, пост-панк, инди-поп до амбиентной музыки, даба и драм-н-баса. Наиболее привлекательно в этой исключительно пост-модернистской музыке не только лишь изобретательность композиторской мысли и свежесть эмоциональных ощущений, а то, какими средствами, каким языком достигается подобный эффект - использование электронных технологий не с танцевальными целями, рок-инструментов не в ностальгических, а импровизации - не для демонстрации интеллектуального превосходства.


Ссылки на тему

http://www.kosmos.com.ru/post-rock.htm

http://www.allmusic.com/cg/amg.dll?p=amg&sql=77:2682


Current music: Sputnics Down (Much Was Decided Before You Were Born)

отредактировано: 25-10-2004 21:21 - Loss of soul

Комментарии:
nemo
пост-рок не авангарден)

ЗЫ: не все то золото, что блестит)
печальный мим
Rikki Nadir пост-рок смесь кучи всего поэтому сложно сказать. мне просто интересна музыка и уж точно не Mogwai
nemo
Loss of soul
а это ты все сама писала?
демо-версия
Loss of soul
хотя данное муз. направление мне практически не знакомо, но тем интереснее было интересно почитать)
25-10-2004 21:01
Камрад
Rikki Nadir пост-рок не авангарден)
А обязательно ли любому стилю быть авангардным? хотя, с твоим утверждением я согласен.
Камрад
Loss of soul
Классно рассказано! Спасибо! Правда, что ль сама написАла?
Закрыть