Записки идиота
дневник заведен 31-10-2002
постоянные читатели [38]
-ProTon-, 7up, alecsisse, AleXX, augustsun, azsh, cpcat, Demoness, deniSolo, Geronimo, Guaranda, keli, Kvazi, marinatan, Marine, marsohod, Melamory Blimm, Mikki Okkolo, Nessy, Omon_Ra, photo, Wood, You_look_so_fine, z.Xupypr, Барби, Гайде, Дура, Духовные происки, Журнал, КатКа, Моргана, мурыська, Пипа Суринамская, Призрак джедая, Ромм, Хондр, Хороший, Шпронд
закладки:
цитатник:
дневник:
Среда, 30 Марта 2011 г.
11:34
Продолжу по книгам.

В прошлом году вспомнил про Эйдзи Ёсикава "Десять меченосцев". Немедленно достал книгу из потаенных архивов и в течении недели категорически недосыпал, как оно и должно быть с интересной книгой в руках.

Главный герой Миямото Мусаси - историческая личность, один из лучших бойцов Японии 17-го века. В стране как всегда тихо и спокойно полная феодальная раздробленность, японские самураи и простые ронины яростно режут друг друга почем зря ради высоких и низменных целей. Но чаще - практически просто так.

Мусаси, пройдя через определенную цепь событий, осознает всю свою никчемность и становится на путь самосовершенствования, изучая путь меча. В то время, ищущие путь шлялись от школы к школе, вызывая ее представителей на учебные поединок, который в большинстве случаев кончался смертью или увечьем одного из спарринг партнеров. Таким образом естественный отбор регулировал общее количество начинающих бойцов.

Очень интересно взглянуть на Японию того времени изнутри. Благородство самураев, сформированное современными представлениями, при таком взгляде выглядит весьма своеобразно. Т.е. собственно и нет никакого благородства, а есть культ силы и личные интересы. Все это на фоне повального пьянства приводит к массовым зарубам с многочисленными летальными последствиями. Так что совсем непонятно, каким образом даже в "мирное" время японцы умудрялись сохранять свою популяцию.

В книге отлично описываются боевые сцены. Сражения мастеров скоротечны, победители определяются в течении считанных секунд, если не мгновений.

Например, завязка небольшого инцидента на жизненном пути героя:

Четверо против одного. Мусаси не придавал этому особого значения. Он ощущал, как мускулы наливаются мощью. Говорят, что в такие минуты человек думает о смерти, но Мусаси не собирался умирать. Он, однако, не был уверен в победе.

Ветер, казалось, проникал в голову Мусаси, холодя мозг и обостряя зрение. Тело Мусаси покрылось липкой испариной, пот маслянистыми капельками выступил на лбу.

Послышался еле уловимый шорох. Меч Мусаси, подобно сверхчувствительной антенне, уловил едва заметное движение ноги человека, находившегося слева. Мусаси незаметно изменил положение меча. Противник, уловивший движение, отложил атаку. Все пятеро замерли, как изваяния.

Мусаси понимал, что промедление опасно для него. Лучше бы противники не окружали его, а выстроились в линию, тогда бы он разделался с ними по очереди. Сегодня он имел дело с искушенными бойцами. Мусаси не мог шевельнуться до тех пор, пока кто-то из соперников не сделает движения. Ему оставалось только ждать, надеясь, что кто-то из четверых допустит ошибку и подставится под удар.

Противники не очень радовались численному превосходству над Мусаси. Они знали, что стоит одному из них на мгновение потерять бдительность, как Мусаси атакует. Они понимали, что им противостоял человек совершенно исключительного склада. Даже Кидзаэмон не решался пошевелить пальцем.


Но Мусаси не просто умелый боец. Он действительно мастер, которым можно стать совершенствуясь не только в умении владеть мечом, но и в умении мыслить и размышлять. Вот например, в его руки попал срезанный цветок, который был преподнесен в подарок самураям в качестве извинения за отклонение приглашения на поединок:

Обрубок стебля восхищал Мусаси сильнее, чем сам цветок. Он был уверен, что первый срез сделан не ножом, а ножницами. Пионовый стебель гибкий и волокнистый, поэтому срезать его мог только меч, причем столь безупречный срез мог произвести исключительно меткий удар. Лишь незаурядный человек способен на такой удар. Мусаси попытался скопировать его, но, сравнив концы обрубка, убедился, что его срез явно уступает первому. Разница была примерно такая же, как в буддийских статуях, вырезанных мастером и ремесленником средней руки.

«Что это значит? – спрашивал себя Мусаси. – Если самурай, работающий в замковом саду, способен сделать подобный срез, то мастерство дома Ягю еще выше, чем я предполагал».
Вторник, 29 Марта 2011 г.
16:19
Книги, прочитанные мною за год, которые произвели наиболее сильное впечатление:

1. Джордж Мартин. "Песнь льда и пламени".

Категорически отказываюсь причислять эту великолепную вещь к жанру фентези. Фентези для меня в последнее время - признак книги-отброса, средства для убивания времени, если под рукой совсем нечего читать, кроме освежителя воздуха.
"Песнь Льда и Пламени" - это эпической силы произведение, с множеством сюжетных линий в которых переплетаются яркие, живые персонажи. Не представляю, как такую сложную вещь можно вообще сотворить. Просто поклон автору.

Очень характерное высказывание о книге от самого автора:

Поклонникам я скажу, что есть очень много книг, где герои всегда в безопасности и где никто не погибает. Они могут быть счастливы, читая, как герой в одиночку убивает тысячи орков и остаётся, жив… но, знаете, такая литература меня не интересует.

Я нацеливаюсь на то, чтобы дать моим читателям определённый жизненный опыт, чтобы они не просто читали книгу, но и жили в ней. Если бы я мог, я бы впихнул их в страницу и заставил пережить то, что переживают герои, дать весь опыт, накопленный персонажами за их жизни. Вот почему я делают сцены секса сексуальными, а когда описываю пиры, стараюсь донести до читателя вкус еды и питья. Я хочу, чтобы они почувствовали запах дыма в воздухе. Я хочу сделать эти сцены живыми, хочу задеть эмоции читателей.

Это касается, естественно, и батальных сцен и вообще сражений, когда на страницах должно присутствовать чувство опасности. Если вы ночью выйдете из дому, и на вас нападут трое ребят с мечами, вы испугаетесь! И мне не важно, насколько вы большой, сильный или храбрый. Вы испугаетесь, и зададитесь вопросом, как бы пережить всё это.
Но вы наверняка читали много книг, где это совершенно не имеет места. Герой выходит из таверны и на него нападают три орка. И нет в этой сцене никакого страха, никакой напряжённости, потому что герой — это герой! Он всегда в безопасности. И нет разницы, трое ли их, семеро или вообще двенадцать — герой или убегает, или убивает их всех… У него припрятаны какие-нибудь волшебные штучки в носках, или он такой великий мечник, что двенадцать ребят не могут его победить! Я считаю это фальшивкой. Это не имеет никакого отношения к реальной жизни и потому меня не интересует.

Я хочу, чтобы мне было страшно. Я хочу, чтобы сцены напряжённости были по-настоящему напряжёнными. По-моему, единственный способ добиться этого, это заставить себя перестать подыгрывать одной стороне и сделать мир настолько реальным, насколько я могу его сделать. Если вас пронзают мечом, вы этого не переживёте. Будь вы хоть герой, хоть хороший парень, хоть на правой стороне — это вас не спасёт. Правда в том, что люди на войне умирают. Вы не можете писать о войне так, чтобы никто не погиб, потому что это будет неправда.

http://7kingdoms.ru/2009/george-martin-afterburn-sf/

2. Янн Мартел. "Жизнь Пи".

В этой книге сюжет поначалу совсем не развивается, склоняя ко сну мирно текущими рассуждениями. Затем мгновенно набирает обороты, превращаясь в остросюжетный приключенческий роман, развивающийся на площади в пару десятков квадратных метров. В конце концов он просто переворачивается, заставляя переосмыслить все что было прочитано с первых страниц. Дочитывая, подвывал от восторга, настолько мастерски автор совершает подобные кульбиты.
Закрыть