Впечатления
Ядан
дневник заведен 19-05-2011
постоянные читатели [12]
закладки:
цитатник:
дневник:
Вторник, 18 Февраля 2014 г.
23:57
Вторую неделю переписываюсь с Мариной Ивановой, автором той самой книги. Первый раз встречаю в жизни такого человека - настолько отзывчивого, веселого, глубокого. Возникают странные мысли, что святые - они какие-то такие... Надо же!.. Мучает только, что я совершенно не представляю, чем могу быть ей полезна.
Среда, 16 Мая 2012 г.
23:32
У меня очередная пора любви к Моэму. Прочитала его "Театр", потом смотрела нашу постановку 1976г, очень хорошо они ее сделали, прям наслаждалась! Сейчас читаю рассказы. "Эшенден или британский агент" прочла с удовольствием, но без особого восторга. А вот сейчас взяла "Игрушки судьбы - с первых же строк ах!

Моэм в моем восприятии близок с Набоковым. Обоих очень люблю. Набоков, на мой взгляд, больше внимания уделяет схеме сюжета - у него романы на шахматные задачи похожи. У Моэма же характеры ярче.
Суббота, 17 Марта 2012 г.
15:18
На днях дослушала "Утраченные иллюзии" Бальзака. С ноября их слушаю, как выяснилось! Очень многословно! Характеры в основном простые, однозначные, как в мыльной опере - герои-прегерои и злодеи-презлодеи. Исключение, пожалуй, Люсьен и м-м де Бержетон. Но о последней хорошо сказано в начале (описание истории формирования ее характера во многом и примирило меня с этой книгой), а потом характер этот так и не раскрывается, играя какую-то совсем уж второстепенную роль. Ева, Давид и мадам Шардон - просто сплошной Алеша Карамазов в кубе.
Люсьена жаль, по-моему, это самое тяжелое - эти метания от порока к добродетели и обратно без чувства границы между ними. Ярко роль тщеславия, которого и я отнюдь не лишена, показана. Вот уж воистину "Любимейший из пороков", со слов дьявола из одного занятного фильма. Очень оно во мноих ситуациях опасно, хотя с виду вполне благопристойно выглядит, а многими и за порок не считается. Это, пожалуй, главное, что выношу из этой книги для себя.
Вторник, 13 Марта 2012 г.
18:38
Читаю "Братьев Карамазовых". Взахлеб. Достоевский - великий и тонкий знаток душ, все таки! Параллельно дослушиваю "Утраченные иллюзии" Бальзака. Герои его рядом с карамазовскими кажутся весьма упрощенными.
Понравилась мысль про надрыв. Там, где надрыв, нет любви, правды нет. Поняла, что с последней группой у меня именно и был надрыв. Основанный на амбициях: "я сейчас тут всех спасу!".
И про радость там хорошо у Зосимы. И про то, что первое чудо, соворенное Иисусом, сотворено было для радости людей в праздник (обратил воду в вино на свадьбе бедняков).
Вторник, 17 Января 2012 г.
15:30 "На берегах...."
На берегах Невы и Сены, автор Ирина Одоевцева. Ученица Н.Гумилева. До ее книг Серебряный век был для меня чем-то почти абстрактным. Несколько стихотворений Ахматовой и Цветаевой, одно (любимое!) Мандельштама, "Незнакомка" и "Двенадцать" Блока, чуть-чуть Маяковский, ну и "Это было у моря" Северянина ("Королева играла в башне замка Шопена, и, внимая Шопену, полюбил ее паж"), пропетое под бренчание гитары во дворе. (Впрочем, что это стихи Северянина, я тогда не знала). Стихи проходились в школе, а потом я читала их редко-редко, под настроение.
И тут они на меня обрушились! Вернее, в мою жизнь ворвались поэты, их сочинившие. Ощущение такое, будто я сама слушала лекции Гумилева в фантастическом Институте "Живого слова" и хихикала над его оленьей дохой, и пыталась поймать его косящий взгляд. И стояла с ним в темной часовне на панихиде по М.Лермонтову (в 1920 году!!!), и пила морковный чай у печки. И шла рядом с Ахматовой в лунном свете, видела ее профиль, и не могла вымолвить слова. Сидела с А.Белым на скамейке в Летнем саду, слушала его полубезумные-полугениальные монологи, следила за взмахами его рук. Смотрела в фантастические глаза-провалы М.Кузьмина. Слушала новые стихи Мандельштама, затаив дыхание. И да!!! Видела Александра Блока. Тяжелые веки, почти неподвижное лицо, отрешенный взгляд, тихий, усталый голос. Гений.

Они полюбились. Стали близкими. Многих я просто узнала. Георгий Иванов, Михаил Кузьмин. Я познакомилась с ними там, в ее книгах. За те многие-многие часы я будто прожила с ними эту жизнь. 1919-1921 в Петербурге, холодном и голодном, но с костюмированными балами, институтом "Живого слова", где преподавали Гумилев, Кони, Лозинский, и куда записывали без всяких документов, по желанию, с метелью и безумной радостью, искрящимся каким-то счастьем, невзирая на смерть.
А дальше эмиграция. Любимый мною Париж, но не тот, что я знаю, Париж 1930-х, населенный поэтами-эмигрантами. "Зеленая лампа" у Гиппиус и Мережковского, куда заходили Тэффи и Бунин, где говорили о... Впрочем, это лучше читать, я и так уже слишком многословна.
Остается только воскликнуть, повторяя слова Одоевцевой "О, любите их, любите, удержите их на земле!". Эти люди, их время стоят того.

На фото Одоевцева на берегах Невы и в момент написания книги


Пятница, 13 Января 2012 г.
13:36 Марина Цветаева
Две руки, легко опущенные
На младенческую голову!
Были — по одной на каждую —
Две головки мне дарованы.

Но обеими — зажатыми —
Яростными — как могла! —
Старшую у тьмы выхватывая —
Младшей не уберегла.

Две руки — ласкать — разглаживать
Нежные головки пышные.
Две руки — и вот одна из них
За ночь оказалась лишняя.

Светлая — на шейке тоненькой —
Одуванчик на стебле!
Мной еще совсем непонято,
Что дитя мое в земле.

(Первая половина апреля 1920)

Читала и плакала просто. В комментариях сказано, что стихотворение посвящено смерти младшей дочери М.Ц. Ирины. В конце 1919г, в голодное и холодное время Цветаева, чтобы дети не умерли с голода, решилась отдать их в Кунцевский приют. Через 3 недели старшая дочь Аля там заболела, Цветаева забрала ее к себе и выходила, тем временем младшая Ирина умерла.
Стихотворение прям в душу запало, я вообще к стихам о детях иначе стала относиться. Сопереживала Цветаевой, как много страданий для одной женщины!
А вчера прочитала выдержки из ее дневников, свидетельства современников. Ирина была нелюбимой дочерью. Цветаева считала ее дефективной (хотя, судя по описаниям, дефективной она не была, просто развивалась с некоторой задержкой, особенно на фоне вундеркинда Али). Семилетнюю Алю Цветаева забрала из приюта спустя полтора месяца после того, как та заболела (хотя обещала плачущей дочери, что завтра придет и заберет ее, несколько раз так обещала...). И при том, что с первого же посещения убедилась, что дети голодают, спят по несколько человек на кровати, живут в полной антисанитарии, и ни о каких докторах там даже речи нет. Но Алю все-таки забрала. А о том, чтобы забрать Ирину даже и не думала! И сестрам мужа запретила ее забирать. Просто вычеркнула ее из своей жизни. Ирине было 2,5 года.
Поразило меня это все. По человечески я ее понять не могу. Судить, правда, тоже не берусь. Она великая. И действительно много вынесла. И все же...
Понедельник, 14 Ноября 2011 г.
21:07 О.Генри, Набоков, Бальзак
Такая вот троица странная получилась. На днях с удовольствием слушала рассказы О.Генри! Юмор оценила, но больше всего мне понравились трогательные вещи - "Дары волхвов" и "Последний лист". Это о любви и сапопожертвовании. По разному, но очень светло и просто.
Сейчас перечитываю Набокова "Другие берега" и слушаю Бальзака "Утраченные иллюзии".
Набокову завидую во второй раз! Какое же образование получали аристократы в царской России, е-мое! Ковыряли в носу (условно), когда гувернантки читали им классику на родных языках, баловались акварелью с художниками, учились фехтовать и боксировать. А эти усадьбы с огромными садами, парками! Фамильные ценности, гербы. Портреты достойных предков на стенах. Вся эта красота, история, размах! ЭХ! Мне б так жить! А то чувствую себя таким дремучим неучем рядом с ними, честное слово! Завидно и стыдно почему-то. И вряд ли хватит жизни, чтоб восполнить эти огромные белые пятна в образовании.
К Бальзаку пока только привыкаю. Поначалу плевалась из-за его неспешности и многословия. Сейчас, кажется, начинает нравиться. Выловила интересную мысль о том, что все наши смешные и нелепые стороны вырастают из наших достоинств, доведенных до абсурда, лишенных воздуха для развития. И про обломки великой любви, "развалины небесного Иерусалима" тоже понравилось! Это о напыщенности, нелепой экзальтированности одной героини, Наис.
Вторник, 1 Ноября 2011 г.
15:18 Узорный покров
Прочитала еще один роман моего любимого С.Моэма. Сначала смотрела по нему фильм "Разрисованная вуаль", понравилось очень! Но когда прочитала! Нет слов! Намного сложнее, правдоподобнее, глубже! Зацепила сцена, где Китти просит прощения у умирающего мужа. И так и не понимает, простил ли он ее. И мысль о том, как все мелко рядом со смертью. И сама смерть - тоже декорация. Для взросления души. И еще ее повторное падение после того, как она решила, что уже больше никогда, что стала свободной. Как это похоже на жизнь! И одиночество, неприкаянность ее. И финальная сцена с отцом, где она открывает, что не только она не любит отца, но и сама не симпатична ему, не только ей с ним скучно, но и ему с ней. И, сознавая это, делает шаг навстречу. Да. Взросление души. Для меня это сейчас очень актуальная тема. И Моэм ее вывел как всегда виртуозно!
Понедельник, 4 Июля 2011 г.
12:02
Закрыть