Query
06-10-2004 15:21
Красивое у нас кино научились снимать про военных. Точнее, не научились, а вспомнили лучшие традиции советской эпохи. Конечно, можно в любом отдельно взятом фильме найти кучу исторических неточностей, расхождений, а где-то можно заметить, что хромает чисто техническое исполнение (спецэффекты и тому подобная мишура), но это не настолько существенно. Хотя массовый зритель, искушенный голливудскими блокбастерами жаждет экшена, взрывов - чтоб земля дрожала и танки разлетались на мелкие кусочки, убивая при этом покореженными башнями и гусеницами солдатов вокруг.

60 лет у нас скоро. Тема очень востребована и фильмы клепают буквально конвейром. "Звезду" не видел, "На безымянной высоте" (вроде так зовется) - тоже. А вот из того, что видел, понравились оба - "Диверсант" и "Штрафбат". Первый в сравнении со вторым выглядит чуть ли не образцом именно в отношении внешнего исполнения. Настолько всё красиво и радует глаз. "Штрафбат" в этом плане однозначно проигрывает - взрывы там хреноватые (видно, что наложены с помощью компьютера), батальные сцены сняты ни к черту, - но в плане актерской игры этот фильм в фаворе. Весь фильм раздражал только генерал (который торчит в своём штабе все серии подряд и ничего вразумительного не делает), а под конец к нему добавился ещё прибившийся к батальону поп. Каким-то чужеродным телом он выглядит, хотя речи правильные глаголит, конечно же. Да, и вообще он молодец - и на гитаре может, и пульнуть в фашиста, храпит только громко. А вот троица главных героев - выше всяких похвал.

Комбат Твердохлебов - самый сильный типаж в фильме. Человек с твердыми убеждениями, которые каждый день реальной жизнью опрокидываются, но он их до последнего вздоха собирает с пола и собирает заново. И у него есть предел, но сколько до этого предела он вынес! Воевал, попал в плен, был расстрелян, чудом выжил, вернулся к своим, разжалован, записан в штрафной батальон, попал во второй раз в лапы особого отдела по донесению особиста. И каждый из этих этапов не абы как происходит, этот человек не ходит спокойно себе на работу, почитывая газеты и гоняя чаи с родными корешками. Нет, он ежедневно лезет туда, куда никакой здравый солдат идти не захочет, куда никакой здравый командир своих солдат посылать не захочет - в лобовую атаку на фрицев через минные поля без артподготовки. Стресс, безусловно, да еще какой. Люди ломаются, ползут назад, умирают от пуль "своих" же. А этот воюет, не принимая в расчет звание, погоны, регалии и прочие "мелочи" армейской жизни, которые в почти рукопашном бою своё тыловое значение утрачивают. Выбора нет потому что. Воевать всё лучше, чем подыхать от заградотряда или от своего же бойца, который увидел твою слабинку. А ведь в первые дни он вполне мог бы схлопотать пулю от однополчан. Но войной дело не ограничивается. И любой сломался бы - не бывает иначе. Если человека методично крушить, убивать в нем все немногочисленные живые места, можно убить его не только (и не столько) физически, но и духовно. Убить всё то, для чего и из-за чего он жил - и что ему останется? Только следы от побоев и новые побои на следующий день. Серебряков очень хорошо здесь сыграл. Истинного коммуниста, настоящего солдата Красной армии, свято убежденного не только в необходимости защиты Родины, но и в необходимости защиты Партии и лично товарища Сталина. И как эта Партия с ним обошлась, как она его месяцами мешала с дерьмом.. очень это всё интересно и по-моему весьма натурально отобразили.

Антип Петрович Глымов - вор в законе, авторитет в лагере и авторитет в батальоне. Связующее звено между лагерными головорезами и комбатом. Кто еще смог бы их держать в узде? Стали бы они присматриваться к фигуре командира? Скорее всего, без этого человека они в первый же день пустили бы в расход командира и попытались бы пуститься в бега. Глымов - пёс прожжённый, многое повидавший, с рентгеном в глазах. Я такого человека видел только однажды и могу сказать, что жутковато с такиим людьми общаться. Говоришь с ним - искорки у него в глазах, смеется он, что ли? Беседу поддерживает, живо так общается. А глубже и пристальнее в глаза эти смеющиеся глянешь и видишь - насквозь он меня уже просветил, всё он видит, всё он знает и хрен такого обманешь, даже не пытаться лучше. Вообще лучше не обманывать, ибо ложь, как правило, всё равно всплывает - дай ей только срок. Но с такими людьми она всплывает тут же, еще до того, как была произнесена. Если только врать, не смотря в глаза, но тогда раскусит по голосу. Словом, чистый бес. Степанов, как и в прошлых своих фильмах, особо из амплуа выходить не стал. Образ у него уже сложившийся - рассудительный человек, всегда говорящий и действующий вроде бы медленно, с некоторым кажущимся тормозом даже, но тем не менее все его действия оказываются на удивление выверенными и адекватными. Т.е. любой его шаг идеально подходит именно к той ситуации, в которой он предпринят. Без тени сомнения расстреливает давшего слабину солдата, без тени сомнения кидается спасать увязшего в болоте фрица, а не своего бойца. Очень сильный персонаж - даром, что вор.

Майор Харченко - главная гнида фильма. То ли действительно он верит во всю эту муть про врагов, которые повсюду, то ли это реализуются какие-то скрытые комплексы отдельно взятого маленького человечка, вдруг ставшего "большим" - не совсем ясно. Но страдают от него все - от комбата до любого бойца, который ни за что, ни про что может быть выведен из строя, обвинен в разграблении склада провизии и увезен в штаб для разбирательства. А разбирательство простое в те времена было - была бы воля этого Харченко, он их всех под расстрел подвел бы. Актер этот часто играет офицеров со званиями в районе майора-полковника и очень часто герои его оказываются редкими сволочами. И настолько хорошо ему это удается, что порой хочется его действительно удушить. Был искренне рад, когда его порешили во вчерашней серии.

Этот фильм хорош тем, что грань между кино и реальностью стирается очень часто. Таких фильмов очень мало - где перестаешь замечать, что всего лишь смотришь фильм. А этот фильм красив - при всём своём частичном внешнем уродстве он красив актёрской игрой. Громкие имена не всегда фильм вытягивают - это видно на примере "Антикиллера", к примеру. Если фильм тупой изначально (еще в фазе сценария), то никакие гении актерского искусства из него конфету не сделают. А здесь всё так хорошо сошлось - и актёры подобраны с филигранной точностью, и сценарий выше всяких похвал. Единственное сомнение, пожалуй, вызвала только сцена с вылазкой за языком - мнится мне, что вряд ли стали бы штрафников отсылать с такой миссией. Но ничего однозначного по этому поводу сказать не могу, так что просто наслаждаюсь зрелищем. Сегодня последняя серия.

Current music: Наутилус Помпилиус - Человек без имени - Падший ангел
Комментарии:
07-10-2004 02:02
Камрад
В этом фильм много слабых мест, особенно места в стиле "агитпроп". Поп выглядит "заказухой". Про актерскую игру в целом и про "Степанова" отдельно где-то уже писал: отлично, живые люди, вытягивают не себе фильм.

07-10-2004 02:35
Камрад
Query, насчёт твоих сомнений, в первый раз посылали за языком тогда, когда предыдущие три отряда посланные не вернулись ( Штрафников не жалко ) и шли они не одни, а с другими группами. А во второй раз они наверняка тоже не одни шли, были и другие отряды ( Там в штабе об этом говорилось ).

Насчёт Харченко : в советские времена свято верили во всё, что говорила партия и Сталин ( И иже с ними ) и не смели даже думать, что они могут врать. Очень хороший пример идёт с тем, как покупали людей на допросах, давали листок и признаниями сослуживцев и люди верили, так как не могли и помыслить, что начальство может врать ( В "Диверсанте" очень хорошо показано ).

07-10-2004 02:49
Камрад
Смотрел эпизодически. Моя тонкая натура не выдержала ляпов и убогость исполнения.
Противопехотные "пукалки" против танков - это сильно. Противотанковые винтовки, временами, стреляющие без отдачи - тоже сильно. А спецэффекты выстрелов из танка - детский сад. Хотя идея, в целом, не плохая. Актёры хорошие, да. И смотреть, на удивление, интересно.

добавить комментарий
Закрыть