Чем заняться мертвецу в Денвере
Geronimo
дневник заведен 29-08-2002
постоянные читатели [154]
закладки:
цитатник:
дневник:
Понедельник, 28 Июля 2003 г.
20:38 Эссе о роботах (часть 1).
«Законы роботехники».


Научная фантастика предсказала множество великих открытий и изобретений человечества во всех областях, от микробиологии до полетов в космос, множество фактов и событий, изменивших нашу жизнь до неузнаваемости. Одним из таких продуктов цивилизации, созданных вначале на кончике пера, являются роботы.

Слово «робот» вошло в литературу, а затем и в привычный обиход с легкой руки Карела Чапека, написавшего в 1920 году пьесу «Р.У.Р.». Поэтому именно этого чешского писателя и считают официальным «отцом» роботехники (или робототехники, если вы предпочитаете русскоязычный термин). Конечно, если копнуть чуть глубже, то можно обнаружить искусственно созданные человекоподобные механизмы и в более ранних литературных произведениях, но, строго говоря, это были еще не роботы. «Правильные» роботы должны удовлетворять следующим определениям:

1. Роботы – творение рук человеческих.
Если нечто является продуктом другого разума или же природным явлением, то это не робот. Скажем, искусственные помощники некоей расы пришельцев, с точки зрения человечества, от самих пришельцев ничем отличаться не будут.

2. Роботы должны быть созданы разумными.
Определение разумности – довольно скользкая тема. Но, чтобы не лезть в философские дебри, мы будем понимать под разумом умение принимать решения, не предусмотренные заранее некоторой программой или правилами поведения, и наличие самосознания. Важным моментом является также тот факт, что сами люди, во всяком случае, здравомыслящее большинство, должны признавать разумность роботов. Именно это и отличает робота от, к примеру, кофеварки, пусть даже она и может сварить кофе к приходу хозяина. Автомобили, даже если они вдруг начинают сами по себе давить пешеходов, как в некоторых книгах Стивена Кинга, тоже не являются роботами, поскольку разум для них – явление приобретенное случайно. Впрочем, даже те автомобили, которых сделали бы разумными намеренно, тоже не являлись бы роботами – в силу следующего определения.

3. Роботы должны быть человекоподобны.
Разум, тем более, созданный человеком, уже создает сходство между роботами и людьми. Но и физическое сходство тоже необходимо – нам так привычнее. Вы ведь не хотели бы иметь у себя секретаршей восьминогую тумбочку? Конечно, подобие не должно быть полным, иначе смысл существования роботов сводится к нулю (или смысл существования вида Homo Sapiens, если угодно). Но отсутствовать оно тоже не должно – в этом случае роботы и люди будут существовать как бы в разных, непересекающихся, плоскостях. Однако, эта человекоподобность неизбежно приведет к конфликту: роботы, хотя и уступают людям в чем-то (обычно писатели делают роботов узкоспециализированными, лишают их эмоций, некоторых чувств, способности к творчеству), превосходят их в том, к чему человечество стремилось всегда – в долголетии, поскольку роботы, как правило, делаются из металла. Или из любого другого материала, более прочного, чем живая плоть – например из глины, как голем рабби Лоу.

4. Роботы создаются для помощи человеку.
Помощь людям нужна во многих областях деятельности, например в таких профессиях, где человеку работать неудобно, опасно или просто скучно. Именно для этих целей и создаются роботы. Противовесом заведомому преимуществу роботов (в рамках их профессии, а также см. пункт 3), а также гарантией того, что роботам не придет в голову заниматься нехорошими делами, являются определенные ограничения, заложенные в них при создании. Скажем, согласно Айзеку Азимову, любой робот подчиняется Трем Законам Роботехники (к ним мы еще вернемся). Людям это дает, по крайней мере, на время, чувство безопасности, и удовлетворение тем фактом, что у роботов более низкий статус.

Итак, с учетом всего вышесказанного, роботы – это разумные и человекоподобные помощники человека, созданные им самим.

<продолжение следует>
Закрыть