Query
09-07-2004 14:07
Обсуждал с матерью творящийся ныне беспредел. Ну, сжигание целых тиражей, избиение отдельных лиц, блокирование БТР-ами арендованной по закону территории и прочее. В этом городе жить весело, как никогда. По ходу обсуждения прошлись утюгом по одной довольно противной личности. Личность эта кажет свой блаженный лик в телеящике каждый вечер и рассказывает кучу гадостей о творящихся делах. И ладно бы это был поток праведного гнева (хотя, наверно, даже в этом случае слушать и созерцать его было бы противно), так ведь нет.. чаще всего его разглагольствования - откровенная заказуха от определенного кандидата в мэры города нашенского. К телевидению у нас только один кандидат имеет доступ, так что гадать о личности заказчика не приходится.

Эта дрянь в очках (противная личность в телеящике, конечно же, хотя кандидат тоже не особо приятен.. но он хоть очков не носит) отличается исключительной язвительностью и ужасной концентрацией негатива на отдельно взятое предложение. Вот слушаешь его проповедь и сами собой перед глазами встают образы былых телекиллеров: Доренко, Шендеровича и тому подобных господ. Но если их можно считать в каком-то смысле первооткрывателями подобного жанра в нашем эфире, если их можно считать эдакими идолами экрана, то следующие после них господа (среди которых трётся и наш подобный мартышке субъект) ничего грандиозного собой не представляют. Доренко был отличительной политической проституткой. Он мог вылить отборнейшее дерьмо на одного человека, а на следующий день собрать это дерьмо в кулечек и вылить на своего вчерашнего заказчика, ничуть при этом не стушевавшись. Человек без комплексов и каких-то задних мыслей. Выполняет свою своеобразную работу. Шендеровича вообще можно считать в каком-то смысле гением политической сатиры. Вспомнить хотя бы его зарисовку про черный пиар.. в свете личности Доренко или дел, творящихся нынче у нас, она действительно гениальна. Недаром ее подняли из архивов и начали вставлять практически во все агитиздания.

Идущие за этими первооткрывателями пытаются копировать какие-то черты своих кумиров. За журналистами НТВ противно наблюдать, когда видишь многочисленных клонов Парфенова - та же манера замирать с открытым ртом, задирать голову, тот же стиль речи. Доходит до того, что копируют даже изображение придыханий и всяческих пауз в предложениях. Причем, это не приступы паранойи - это действительно заметно. И это противно. Наше местное чудо тоже особо оригинальничать не стало. В общем, на экране каждый вечер является эдакий подросший клон Шендеровича образца второй половины 90-х годов прошлого века ("Итого", кажется, его программа тогда называлась). Дрянное зрелище, надо сказать, эта ежедневная программулька под названием "Час пик", выходящая на канале ОТВ-Прим.

Мать в ходе обсуждения как-то незаметно перешла от этого ублюдка к произведениям искусства. Переходом стала фраза о пресловутых Доренко и Шендеровиче: "Подобные люди для общества - как деликатесы, которые вкусны нечасто и в малых дозах, если их есть часто и много, то наступает пресыщение, теряешь ощущение деликатеса, ешь просто еду.." ..потом она завела речь про Хазанова, который тоже в прошлые пятилетки пускался во все тяжкие, которого общество таким вот образом и отвергло, пресытившись, который увидел, что на концерты не ходит никто, и перестал их давать. Где теперь тот Хазанов? Вот, в общем, основная мысль матери по этому поводу. Потом она перешла к высокому искусству. Мол, добро всегда останется добром, а зло - злом, классика всегда будет классикой, всегда будут её читать, слушать, любить, потому что нормальных людей всё-таки больше, хоть нас и пытаются ежедневно убедить в обратном. Она сегодня прямо сыпала фразами, которые практически можно занести в афоризмы при некоторой шлифовке. Вот про классику что-то в этом роде было: "Оперу рекламировать никто не станет. Потому что ее нельзя рекламировать. Как ее можно рекламировать? Она либо нравится, либо не нравится. Конечно, так же и с пивом - оно тоже либо нравится, либо нет, но опера стоит на ступень выше, здесь речь о другом 'нравится/не нравится'.."

На фоне этих потоков мудрости я уж не стал ввязываться в спор относительно вечных материй, так что подискутирую здесь, сам с собой. Вот, та же классическая музыка, скажем. Почему она считается идеалом, образцом хорошего вкуса, стиля и бог знает чего еще? Только лишь потому, что ее слушали, слушают и будут слушать миллионы? Только потому, что нормальных людей больше, а нормальным людям свойственно слушать классику? Но почему именно приятная мелодичная музыка считается образцом? Может, человеческая речь, приятная музыка, вся эта бесконечная благозвучная полифония только коверкает наш слух? Мы рождаемся с теми криками, которые никак не назовешь мелодичными. Они кого-то бесят (меня), кого-то пугают, но абсолютно точно, что они всех раздражают, они привлекают всеобщее внимание, они побуждают делать действия. Маму они побуждают бежать к детищу и выяснять причину криков, общественность в трамвае они побуждают либо выкинуть ребенка в окно после тяжелого дня, либо застрелиться, только бы не слышать этих криков.

С ростом мы избавляемся от этих криков, учимся слогам, словам, предложениям, узнаем, что нот всего семь, что строят они такие-то арпеджио и такие-то адажио. Тут вот бемоли, а тут вот, пожалте - диезы. На полтона выше, полтона ниже, но главное - чтоб тютелька в тютельку, чтоб отзывалось в душе и грело слух. А это ли должно греть слух?

Сейчас читаю "Ecce homo" и в принципе с Ницше согласен в том, что человечество много всего себе напридумывало и выставило на пъедестал, как образец идеала. Якобы без этой, этой и вон той вещи с краю человек не может быть человеком. Со времен Ницше к этим вещам прибавилась еще порядочная куча, но смысл остался прежним. Вещи ли делают человека человеком? В обществе - похоже, да. Отсутствие общепринятых вещей в багаже обрекает вас тоже на общество, как ни странно, но только не высшее, а какое-нибудь пониже - маргиналов, контркультурщиков и прочих. В этих обществах существуют свои вещи и ваш багаж в любом случае окажется набит чем-то лишним. Тем, без чего вы родились, без чего спокойно прожили бы свою животную жизнь, но без чего вам не прожить (вроде бы) жизнь человеческую.

Current music: Blur - Parklife - Badhead
Комментарии:
просто богиня
Только потому, что нормальных людей больше, а нормальным людям свойственно слушать классику? ой, хорошо бы, чтобы было так - "нормальные люди слушают классику"

А вообще, классика - она вдь очень разная... Прокофьев, например - классика.. или - того паче - Стравинский. Или - тем более Шенберг или Сати... про них не скажешь приятная мелодичная музыка

нот всего семь, что строят они такие-то арпеджио и такие-то адажио. Тут вот бемоли, а тут вот, пожалте - диезы. На полтона выше, полтона ниже Это вчсе правильно, когда речь заходит о европейской академической музыке... Но она ведь не одна образец для подражания...
Есть еще восточная музыка - со своей системрой ладов и четверть, восьмушнотоновых соотношений... совресменная академическая, то бишь "серьезная" музыка очень многос этим возится... работает...

Не подумайте, что придираюсь... просто мне, как музыканту, эта тема близка и небезразлична...

18-07-2004 16:25
Камрад
Я говорил о более высоком подходе к музыке и к классике вообще, чем изучение систем ладов, созвучий и тому подобной грамоты.

Закрыть