Мамина радость
Мамина радость
клуб заведен 24-01-2010
постоянные читатели [29]
хранители [1]
фрекен_Бок
участники [8]
Amalteya, Cler, Lelishna, matrena_ivanna, pantherra, Зинка, Ирча, Чудо-чадо
закладки:
цитатник:
клуб:
13-06-2010 15:18 matrena_ivanna » Cеминары от Ленки-Тигры. Часть 3
Ярлыки.
Иногда, сказала Лимор, бывает ситуация, когда вы приходите в новое место, и ваш, скажем, семилетний ребёнок просто приклеивается к вашей ноге. А поскольку он, вроде как, уже прошел тот возраст, когда ему можно держаться за мамкин подол, вы виновато оправдываетесь: "Ну, он у нас такой стеснительный..."
Хлоп - и приклеен ярлык.
Теперь, если ребёнок вдруг "отклеится" и побежит играть, как ни в чем не бывало, это повлечет за собой какие-то реакции: "Ну надо же, молодец!" "Зачем ты сказала, что он у тебя стеснительный? Пацан настоящий растёт!" и всякое такое. Поэтому ребёнок, скорее всего, предпочтет не связываться или вообще, спрятаться за ярлыком: "Да, я стеснительный". "Да, я ленивый" "Да, я плаксивый"

> Вывод: ярлыки на детей не клеить. Вообще.


Поддержка.
Ребёнок написал своё имя и несёт маме. "Молодец!" - говорит мама.
Ребёнок нарисовал каляку-маляку. "Молодец," - говорит мама.
Ребёнок сам снял ботиночки. "Молодец, умничка!" - говорит мама.
Я молодец, приятно, - думает ребёнок, - а почему?

Вот вы молодцы, скажу я вам, мои дорогие ПЧ. Вы умнички и вообще, самые лучшие и офигенные.
Это вам как, приятно? Приятно, скажете вы, но вообще-то как-то безлично, и поэтому до лампочки. А если я вам скажу, что без вашей поддержки и замечательных умных комментариев, я б тут вообще ничего не писала? Что без джорналовской виртуальной тусовки моя жизнь была бы гораздо более одинокой? Правда-правда.
В общем, вы поняли.
> Если хотите поддержать кого-то, а особенно вашего ребёнка - конкретизируйте похвалу.
Обычно мы очень хорошо конкретизируем только критику и ругание. "Хватит мне в ухо жужжать, я не могу сосредоточиться!" - вопим мы в который раз шумящим на заднем сидении детям. А нужно бы - улучив момент, когда 2 минуты было тихо, похвалить их за тишину и спокойствие.
> Похвала должна быть искренней. Ребёнок почувствует фальшь. А иногда и вообще это проверка на вшивость, не похвалят ли за ерунду?
> Похвала с "но" или "жаль, что" - не похвала вообще и не фига не поддержка. "Молодец, что получил четвёрку. Жель, что ты не учился больше и не получил пятёрку" - порицание. Если ребёнок долго и упорно работал - похвалить процесс, усидчивость, настойчивость. Можно даже ДО получения результата. Если не старался, а всё равно получил пятёрку, похвалить талант.


Подбадривание
Картина маслом: утро, мама спешит собрать ребёнка в детский сад а себя на работу. Четырёхлетний ребёнок позавтракал и хочет помочь: отнести посуду со стола в раковину.
- Мам, можно отнести?
- Конечно, - машинально говорит спешащая мама, - где-то тут лежал мой проездной... Через минуты выходим, да?
Трах-бум-тарарах! Тарелка вдребезги, а недопитый апельсиновый сок забрызгал стол, пол, ребёнка и саму маму.
- Да ъ$%^&!!! - вопит мама, - вот всегда у тебя так, когда мы спешим!

Выводы, которые делает ребёнок:
- не нужно помогать
- не нужно пытаться делать то, что умеешь делать плохо
- не нужно пробовать делать что-то новое
- очень страшно ошибиться или провалиться

> Мама в таких случаях должна прикусить язык. Особенно, если она сама разрешила помочь. Ничего страшного, завтра попробуешь помочь (желательно, днем, когда никто не спешит). Очень правильное слово: потренируешься. Потренируемся завтра. Оно даёт более высокую легитимацию, чем пробовать, потому что "пробовать" можно один-два раза, а тренироваться (пришло из спорта) можно и нужно сколько угодно.


Планирование и координация ожиданий

Попав в новую обстановку, мы не всегда знаем, чего ожидать от будущего. Тем более ребенок, который не всегда знает, как нужно себя вести, чтоб папа и мама были довольны. Если объяснить ребенку заранее, что от него требуется, можно избежать всяких неприятных моментов. Объяснения и ожидания от ребенка должны соответствовать возрасту.

Один папа сказал, что каждый раз, когда они приходят на свадьбу или еще какое-то шумное мероприятие, ребенок "приклеивается" к его ноге намертво минут на 20 и мешает общению со взрослыми. На что Лимор сказала, что сам папа просто должен понять, что первые 20 минут папа просто не должен лететь общаться, а просто побыть с ребенком и дать ему пообвыкнуть, вот и всё.
Еще пример, вы едете в гости к родственникам, где предстоит семейный обед (занятие как раз было перед празднованием Песаха, а на Песах в Израиле предполагается многолюдный длинный поздний ужин с прочтением нудной Агады о выходе евреев из Египта). По дороге ребенку стоит объяснить, что мама и папа хотят, чтоб он сидел со всеми за столом, но попозже он может выйти из-за стола и поиграть с братьями и сестрами, только не бегать, не визжать и не мешать взрослым. Стоит заранее продумать, как остановить ребенка, если он зашалился. Например, не стоит угрожать, что "мы сейчас же пойдем домой, если ты так дальше будешь себя вести", если эту угрозу невозможно привести в исполнение. Я теперь оглашаю список действий заранее для Мишель и действительно, нервотрепки меньше и ребенок чувствует себя спокойней. Например, когда мы идем домой из сада, я говорю: "Сейчас мы придем, ты поужинаешь, после ужина мы порисуем в саду, а потом идем купаться и спать. И ребенок настраивается на этот план.


"ЭФРАТ", что расшифровывается на иврите "эруа > паршанут > регеш > тгува". По-русски это будет вроде "СИЧУР" "событие > интерпритация > чувства > реакция".

Ключевое слово здесь "интерпритация". Лимор описала ситуацию: утро, взрослые спешат на работу и отвести ребенка в сад. И тут ребенок вдруг отказывается наотрез одевать ботинки. Нет, и все тут. И спросила, как вы думаете, почему он это делает? Родители начали высказывать предположения:
- тянет время
- хочет урвать родительское внимание
- хочет показать, что он решает сам, что ему одеть
и т.п.
Чувства, которые это вызывает:
- раздражение, нервы, злость.
И реакция:
- Споры, уговоры, крики, иди в сад без ботинок.

Тогда Лимор предложила посмотреть на ситуацию с точки зрения ребенка. Может быть, есть какая-то причина, по которой он не хочет надеть ботинки? Посыпались предположения:
- ботинки ему жмут
- не хочет идти в садик, потому что его там обижают
- в ботинках песок или камушек
Чувства, которые это вызывает:
- эмпатия, сочувствие
И, соответственно, реакция:
- предложение надеть другую обувь, пойти разобраться с обидчиками в саду, и т.д.

Вывод: наша итерпритация часто может быть ошибочной, поэтому стоит хорошенько подумать, прежде чем реагировать. Даже если мы на 20% ошиблись в интерпритации, то уже среагировали неправильно. К слову, например я постоянно неправильно интерпритирую поступки Орена, и из-за этого происходит немало стычек, которые легко было избежать, если б он получше объяснял свои поступки или я не так спешила с раздраженной реакцией.


"Шаяхут", ёмкое ивритское словечко, которое не так-то просто перевести на русский. Что-то вроде "чувства принадлежности".
Мы все хотим, чтоб нас любили, не критиковали, принимали такими, какими мы есть. Если ребенку это не дать, то он будет брать своё агрессивным поведением и ошибочными методами. Но эта тема слишком обширная, чтоб я её в двух словах описала, зато я нашла несколько полезных ссылок по теме, для особо интересующихся:

Ошибочные цели поведения ребенка - подробная статья о том, почему дети плохо себя ведут в семье и сводят родителей с ума.
Теория Адлера - сайт института Адлера, где вкратце описано все то, что мы проходим на семинаре.

подробные статьи по теории Адлера о разных проблемах взаимоотношений


(с)

Ваш комментарий:
Камрад:
Гость []
Комментарий:
[смайлики сайта]
Дополнительно:
Автоматическое распознавание URL
Не преобразовывать смайлики
Cкрыть комментарий (виден автору записи)
Закрыть