Записки бродяги
Макиэ Хиатари
дневник заведен 16-11-2004
постоянные читатели [28]
Alexander_Sunny, Araphel, Ashar, Dianing, Donal Sagan, EvolutionError, Fantasy and Sci-fi, franzesca, gatto nero, glv12 Marla Zinger, Milez, Night Lynx, Pacifik, Petty, Piccolo_fiore, ryecat, Tammi, Tigerfly, Yoda, Zart_Dragon, Букля_, Дневничка, ПАРАД УРОДОВ, Призрак джедая, Риска, ТАРЗАНКА, Фай Родис, _Небо_
закладки:
цитатник:
дневник:
интересы [9]
опера, фантастика, звездные войны, фэнтези, Теология, история, барды и менестрели, power-metal, Лесь Поддеревяньский
[4] 03-12-2007 23:25
А-А-А!!!

[Print]
Макиэ Хиатари
[1] 05-09-2007 10:59
Любимым повеяло :)

[Print]
капитан Пелеон
08-09-2006 03:20 К слову о Греции
В Грецию продолжает возвращаться утраченное наследие Акрополя

Швеция готова вернуть Греции небольшой фрагмент архитектурного убранства Акрополя. Небольшой кусок мраморного карниза в последние годы принадлежал гражданке Швеции. Изначально камень был частью храма Эрехтейон на северном склоне Акрополя, знаменитого портиком кариатид - колонн в виде вытесанных из мрамора фигур девушек. Эрехтейон построен в последней четверти V века до нашей эры и считается одним из наиболее выразительных памятников древнегреческого искусства. В настоящее время экспонат выставлен в Музее Средиземноморья в Стокгольме, сообщает РИА "Новости". О жесте доброй воли шведского правительства заявил министр образования страны Лейф Пагротски на встрече с лидером парламентской оппозиции, бывшим главой МИД Греции Йоргосом Папандреу.

Очевидно, начало этому положило знаковое событие, произошедшее несколько дней назад: университет немецкого города Гейдельберг объявил, что в Грецию возвратят небольшой фрагмент фриза Парфенона. Греческое министерство культуры многие годы пытается вернуть фриз и статуи Парфенона из Британского музея, куда бесценные мраморы вывезли в начале XIX века.


Обратите внимание на последнее предложение.
Есть очень хорошая причина, почему греки не любят англичан. А заодно, кстати, и турок. На их месте я бы еще и венецианцев не любила -- впрочем, их и так никто не любит.

А было это так: был Акрополь. Собственно, был конкретно Парфенон (да и сейчас есть, чего там), построенный греками на радостях после победы над персами в 479 году до н.э. (Собственно, выбора у них особого не было -- персы оный Акрополь капитально разрушили.) Причем строили по принципу "чтобы было круче крутого", и со скульптором не промахнулись -- поручили дело Фидию. Чего он там наваял (между прочим, за 5 лет, что как бы немного), можно в копии увидеть в Пушкинском музее, а в оригинале -- главным образом в Лондоне, а вот почему так, сейчас и расскажу. А пока, чтоб далеко не ходить, вот вам то, чего вы уже нигде не увидите:


(Там, кстати, есть интересная кучка оригинальных инженерных решений, но об этом в другой раз.)

В 1687 году уже нашей эры венецианскому генералу Франческо Морозини вздумалось Акрополь осадить, и в милой венецианской манере, кою мы все по Константинополю помним, он холм обстрелял. А так как турки хранили в Парфеноне (который, кстати, не тронули) порох, то результат был предсказуем. Вот он, собсно:


Заодно он попытался -- опять же в милой венецианской манере -- спереть оттуда статую Афины на колеснице-тетриппе, но с этим получилось туго: статуя разрушилась.

Где-то в 1801 году в Афины занесло дурным ветром Томаса Брюса, седьмого графа Эльгина, коий, на горе Парфенона, оказался большим любителем древностей. Узрел наш герой, что турки не очень-то на Парфенон внимание обращают, и чуть не подкупом получил фирман султана, разрешающий повывозить что приглянется. Например, фризы и фронтоны Парфенона -- порезав их на куски, чтобы проще отодрать. (Очевидец того, как в процессе рухнул и разбился кусок мрамора, заметил, что даже присутствовавший при том турецкий офицер не выдержал и заплакал.) То, что осталось более или менее целым (что было не очень много), он продал Британскому музею, как и одну кариатиду и угол Эрехтейона, снятые в 1806 году, и сотни надписей, статуй и ваз, понакраденных со всей Греции.

Греки требуют "эльгинский мрамор" назад до сих пор.
Некоторые утверждают, что вернейший способ вогнать любого грека в ярость -- это упомянуть об этой истории.
Пожалуй, я верю.
Комментарии:
Светлая, но не добрая
Но кто же, кто к святилищу Афины
Последним руку жадную простер?
Кто расхищал бесценные руины,
Как самый злой и самый низкий вор?
Пусть Англия, стыдясь, опустит взор!
Свободных в прошлом чтут сыны Свободы,
Но не почтил их сын шотландских гор:
Он, переплыв бесчувственные воды,
В усердье варварском ломал колонны, своды.

Что пощадили время, турок, гот,
То нагло взято пиктом современным.
Нет, холоднее скал английских тот,
Кто подошел с киркою к этим стенам,
Кто не проникся трепетом священным,
Увидев прах великой старины.
О, как страдали скованные пленом,
Деля богини скорбь, ее сыны,
Лишь видеть и молчать судьбой обречены!

Ужель признают, не краснея, бритты,
Что Альбион был рад слезам Афин,
Что Грецию, молившую защиты,
Разграбил полумира властелин!
Страна свободы, страж морских пучин,
Не ты ль слыла заступницей Эллады!
И твой слуга, твой недостойный сын
Пришел, не зная к слабому пощады,
Отнять последнее сокровище Паллады!

Но ты, богиня, где же ты, чей взгляд
Пугал когда-то гота и вандала?
Где ты, Ахилл, чья тень, осилив ад
И вырвавшись из вечного провала,
В глаза врагу грозою заблистала?
Ужель вождя не выпустил Плутон,
Чтоб мощь его пиратов обуздала?
Нет, праздный дух, бродил над Стиксом он
И не прогнал воров, ломавших Парфенон.

Глух тот, кто прах священный не почтит
Слезами горя, словно прах любимой.
Слеп тот, кто меж обломков не грустит
О красоте, увы, невозвратимой!
О, если б гордо возгласить могли мы,
Что бережет святыни Альбион,
Что алтари его рукой хранимы!..
Нет, все поправ, увозит силой он
Богов и зябких нимф под зимний небосклон.

Ваш комментарий:
Камрад:
Гость []
Комментарий:
[смайлики сайта]
Дополнительно:
Автоматическое распознавание URL
Не преобразовывать смайлики
Cкрыть комментарий
Закрыть