В Грецию продолжает возвращаться утраченное наследие Акрополя
Швеция готова вернуть Греции небольшой фрагмент архитектурного убранства Акрополя. Небольшой кусок мраморного карниза в последние годы принадлежал гражданке Швеции. Изначально камень был частью храма Эрехтейон на северном склоне Акрополя, знаменитого портиком кариатид - колонн в виде вытесанных из мрамора фигур девушек. Эрехтейон построен в последней четверти V века до нашей эры и считается одним из наиболее выразительных памятников древнегреческого искусства. В настоящее время экспонат выставлен в Музее Средиземноморья в Стокгольме, сообщает РИА "Новости". О жесте доброй воли шведского правительства заявил министр образования страны Лейф Пагротски на встрече с лидером парламентской оппозиции, бывшим главой МИД Греции Йоргосом Папандреу.
Очевидно, начало этому положило знаковое событие, произошедшее несколько дней назад: университет немецкого города Гейдельберг объявил, что в Грецию возвратят небольшой фрагмент фриза Парфенона. Греческое министерство культуры многие годы пытается вернуть фриз и статуи Парфенона из Британского музея, куда бесценные мраморы вывезли в начале XIX века.
Обратите внимание на последнее предложение.
Есть очень хорошая причина, почему греки не любят англичан. А заодно, кстати, и турок. На их месте я бы еще и венецианцев не любила -- впрочем, их и так никто не любит.
А было это так: был Акрополь. Собственно, был конкретно Парфенон (да и сейчас есть, чего там), построенный греками на радостях после победы над персами в 479 году до н.э. (Собственно, выбора у них особого не было -- персы оный Акрополь капитально разрушили.) Причем строили по принципу "чтобы было круче крутого", и со скульптором не промахнулись -- поручили дело Фидию. Чего он там наваял (между прочим, за 5 лет, что как бы немного), можно в копии увидеть в Пушкинском музее, а в оригинале -- главным образом в Лондоне, а вот почему так, сейчас и расскажу. А пока, чтоб далеко не ходить, вот вам то, чего вы уже нигде не увидите:
(Там, кстати, есть интересная кучка оригинальных инженерных решений, но об этом в другой раз.)
В 1687 году уже нашей эры венецианскому генералу Франческо Морозини вздумалось Акрополь осадить, и в милой венецианской манере, кою мы все по Константинополю помним, он холм обстрелял. А так как турки хранили в Парфеноне (который, кстати, не тронули) порох, то результат был предсказуем. Вот он, собсно:
Заодно он попытался -- опять же в милой венецианской манере -- спереть оттуда статую Афины на колеснице-тетриппе, но с этим получилось туго: статуя разрушилась.
Где-то в 1801 году в Афины занесло дурным ветром Томаса Брюса, седьмого графа Эльгина, коий, на горе Парфенона, оказался большим любителем древностей. Узрел наш герой, что турки не очень-то на Парфенон внимание обращают, и чуть не подкупом получил фирман султана, разрешающий повывозить что приглянется. Например, фризы и фронтоны Парфенона -- порезав их на куски, чтобы проще отодрать. (Очевидец того, как в процессе рухнул и разбился кусок мрамора, заметил, что даже присутствовавший при том турецкий офицер не выдержал и заплакал.) То, что осталось более или менее целым (что было не очень много), он продал Британскому музею, как и одну кариатиду и угол Эрехтейона, снятые в 1806 году, и сотни надписей, статуй и ваз, понакраденных со всей Греции.
Греки требуют "эльгинский мрамор" назад до сих пор.
Некоторые утверждают, что вернейший способ вогнать любого грека в ярость -- это упомянуть об этой истории.
Пожалуй, я верю.
Хорошая песня
[Print]
Апрельская