Query
24-05-2003 12:44
[justify]Луис сознавал (от этого ему становилась неловко), что Элли, возможно, знала, черт возьми! намного больше о Рональде МакДональде, Человеке-Пауке и Короле Бугере (персонажи детских комиксов), чем о Моисее, Иисусе и Святом Павле. Она была дочерью женщины, которая не придерживалась даже иудейской веры - веры своих родителей; и мужчины, давным-давно свернувшего с истинного пути католика-реформатора. Луис считал, что понятия Елены о странствиях души - весьма смутные. Они даже выглядели не снами, не мифами, а грезами в снах. "Поздно прививать ей любовь к богу, - неожиданно подумал Луис. - Ей всего пять, а уже поздно. Боже, поздно наступило так
быстро".
Стивен Кинг. "Кладбище домашних животных"[/justify]


Наткнулся на этот момент при чтении и задумался. А ведь у меня тоже будет ребенок, может, даже не один. И что-то надо будет с ним делать в этом плане. Если бы он появился сейчас, я бы примерно знал, что делать: как можно дольше не подпускать к компьютеру и как можно меньше оставлять его одного у экрана телевизора. Но что делать с богом? Рассказывать те притчи и сказки о чудесном Иисусе, который ездил на осле и исцелял больных? Создавать в сознании ребенка образ великого Отца, который следит за всеми с небес и может при случае жестоко (но справедливо) покарать, но может и наградить по заслугам? Легко было бы об этом рассказывать, если бы я сам в это верил.

Но рано или поздно ведь придётся что-то об этом говорить. О рождении, о смерти. Почему с людьми всё происходит так: почему они рождаются и почему они потом умирают. И как определить это "рано или поздно"? Как не пропустить момент? Если сказать рано, то можно травмировать слабую психику ребенка. Если завести разговор поздно, то получишь нож в спину - ребенок уже сам всё давно "узнает" из других источников и твои увещевания ему покажутся сказками для малышей и сюсюканьем, то есть это будет форменное издевательство над ним и всё опять сведётся к вечному конфликту отцов и детей.

А еще страхи.. ведь у каждого из нас куча страхов. Из детства. Они зарылись поглубже в землю, в кору нашего подсознания. Но они же не умерли. Они живы в бесконечном круговороте Смерти. Они, как захороненные на кладбище домашних животных, иногда возвращаются, напоминая о своем существовании. Правда, они уже не такие страшные: то ли мы повзрослели, то ли они немного поизносились, немного.. умерли. Но ведь они есть, эти страшные черви. Человек встречает другого человека и в обоих головах есть своё кладбище со своими "живыми мёртвыми". Как знать, может быть, все тяжёлые конфликты между ними будут возникать именно из-за этих подсознательных страхов, а они будут теряться в догадках, почему же они опять ссорятся. И когда-нибудь, не сразу, не через день-два, а через год, пять-десять лет, один человек откроет другому свои страхи. Кладбище станет чем-то вроде музея под открытым небом, потому что человек не будет больше приходить туда водиночку и дрожать перед покосившимися табличками, нет.. он будет приходить с семьей и они просто с интересом будут разглядывать надгробия. Но когда это будет? Этот момент тоже очень важен, но определение его не в наших силах. Он наступит сам, нежданно-негаданно, как гром среди ясного неба..и это откровение будет так же важно, как все признания в чувствах, сделанные до этого.
Комментарии:
30-05-2003 03:19
Камрад
Черт, какие ты темы поднимаешь. Я вот сам все об этом думаю. Как бы мне самому для себя все это четко оформить? Ведь детям не вывалишь все это кучей, как это есть и не скажешь в три-пять лет : "думайте".
Надо срочно образовываться.

30-05-2003 04:49
Камрад
Да.. причем, что-то не получается вспомнить, как мне всё это объясняли. Рассказать про детей из капусты, которых приносит аист, - тут много ума не надо. А что делать дальше? Дети из капусты вырастают и многое, очень многое с ними начинает происходить.

Иногда происходит настолько странное, что взрослому уму не дано осознать, а как это ребенку объяснить..

Камрад
дети не нуждаются в гипотезе бога. а взрослым достаточно честно отвечать на детские вопросы.
ты ведь умеешь отвечать честно?
поскольку во второй раз я сюда могу и не попасть, я сразу напишу: честно будет сказать. что ты в бога не веришь. и многие не верят. некоторые - очень мало кто - верит. а остальные обманывают или обманываются. и все это вообще-то неважно. потому что важно другое - как ты относишься к людям. и к тому же богу. а не то, есть он или нет, и что другие про него рассказывают. если он действительно первопричина - то уж наверняка он не то, что про него говорят. а вообще-то каждый разбирается в этом сам. как умеет. насколько хватает силенок сердечных.
это наши прадеды (мои деды) и прабабки (мли бабки) могли верить в бога искренне и без затей. а мы... нам есть о чем его спросить. впрочем, и до нас людям тоже было о чем спросить его.
примерно так.

02-06-2003 18:48
Камрад
кус-кус,
В этой книге ребенку рассказали про бога в школе. Мол, бог жутко крут и может воскрешать мертвецов (притча про Лазаря). Как ребенок может этому не поверить? Как может он проигнорировать такое? Как после такого рассказа он может не нуждаться в гипотезе бога?

Если он такое услышит (мертвецы из могилы встают, вах), то это его очень даже заинтересует. И вряд ли ребенка успокоит такое объяснение:

>> важно другое - как ты относишься к людям. и к тому же богу. а не то, есть он или нет, и что другие про него рассказывают

Вот надо умудриться всё это дело донести до ребенка первым, пока этого не сделают слишком "продвинутые" халдеи или кто-нибудь с экрана телевизора. И надо еще найти грань. До которой рассказ будет слишком детским и нелепым, а после которой - слишком перегруженным для детского мозга. Возможно, если рассказывать о боге ребенку первым, то твое объяснение и подойдет.

Не знаю даже.. не проверял. Вспомнил вот на досуге - я этим делом сам заинтересовался. На Севере еще когда жили, в первом классе тогда был.

03-06-2003 04:30
Камрад
кус-кус Что значит - не нуждается? Ты вот представь, как ты это:
" важно другое - как ты относишься к людям. и к тому же богу. а не то, есть он или нет, и что другие про него рассказывают"
рассказываешь 7 летнему ребенку и как он это воспримет.
Query Угу. Надо начать первым и позаботиться, чтобы у ребенка были какие-то взгляды, чтобы ему не промыли мозги за нефиг делать. А вырастет - поправит то, что ему не ноправится.

Камрад
Zloy Goblin не считай детей глупыми. они вовсе не глупы. и цитата из меня вполне им понятна. смотря как разговаривать с детьми. все дело в отношениях. в душевном контакте - на самом нужном уровне. себя вспомни. если не помнишь - ограничься моим утверждением: я-то помню ))
...вот таки попала во второй раз! ))

09-06-2003 01:26
Камрад
кус-кус Может, тебе в 5 лет можно было и квантовую физику преподавать? Чем тема бога проще квантовой физики? Тем более - в такой интерпертации.
ИМХО такой подход в данном контексте - просто уход от ответственности.

Закрыть