Любовное настроение
HippieL
дневник заведен 03-04-2004
постоянные читатели [19]
закладки:
цитатник:
дневник:
интересы [21]
[1] 28-01-2005 05:36
Журнальное дело

[Print]
Забрел случайно
05-12-2004 15:37 Амели vs Матильдa
Жан-Пьер Жене довел до конца "Долгую помолвку"
"Хорош сказки-то рассказывать!" - это выражение редко звучит в качестве комплимента. Но если такое можно сказать о кинорежиссере, тогда мы имеем дело с величайшей похвалой. Француз Жан-Пьер Жене - непревзойденный сказочник, а за свой последний фильм, "Долгую помолвку", он вполне достоин дополнительного пафосного эпитета, чего-нибудь вроде "великий". Хотя часть заслуги в данном случае принадлежит другому сказочнику высшей пробы, писателю Себастьену Жапризо, по книге которого Жене и поставил свою картину.

"Когда я просыпаюсь по утрам, чувствую себя солдатом".
Сейчас, конечно, трудно такое вообразить, но три года назад, когда в прокат вышла "Амели" с Одри Тоту в главной роли, далеко не все зрители (да и критики) восприняли творение Жене с восторгом. Были зануды, которые бурчали: "Как-то все это слишком сливочно-шоколадно-карамельно, да и девица чересчур жеманная. Нет, не такого мы ждали от автора "Города потерянных детей" и "Деликатесов", что-то он напортачил". Но были и те, кто, воспылав нежной любовью к фее с Монмартра, страшно удивлялись, узнав о том, что предыдущим фильмом этого же режиссера был космический ужастик "Чужой 4: Воскрешение", где было много членистоногих чудовищ и ни одной нормальной женщины. После такой новости даже аккордеон Яна Тирсена не звучал по-прежнему сладко.

"Долгая помолвка" (несмотря на то что в главной роли здесь по-прежнему Одри Тоту) не разочарует никого из поклонников Жене. По сравнению с этой картиной, все его предыдущие достижения отходят немного в тень, но не теряются. Он снял идеальную сказку, одновременно фантастическую, романтическую и жутковатую. Начнем с того, что это, прежде всего, детективная история, недаром повести Жапризо в книжных магазинах чаще всего проходят по ведомству криминального жанра. Хромоножка Матильда (Одри Тоту), главная героиня книги и фильма, разыскивает своего жениха Манеша (Гаспар Ульель), пропавшего на полях Первой мировой. Она не знает, верить в его гибель или нет, она хочет узнать правду. Матильда суеверна, она мнительна, она подвержена приступам отчаяния - но она продолжает с маниакальным упорством преследовать свою цель: дает объявления в газетах, нанимает частного детектива, лично расспрашивает ветеранов, видевших Манеша, ездит на поля сражений. Это расследование идет на глазах у зрителя, не пропущена ни одна подробность, все обстоятельства, которые становятся известны Матильде, являются откровением и для зрителя (возможно, кому-то такая манера повествования покажется старомодной, но в этом - все ее очарование).

Это и фантастическая история. Притом фантастика берет за живое покруче любых космических одиссей: когда однорукий бармен поворачивает шарниры своего протеза, и деревянная рука с хрустом крошит грецкий орех; или когда внутри переоборудованного в полевой госпиталь летного ангара оболочка сорвавшегося с привязи дирижабля медленно давит на нос застрявшей в кровле немецкой авиабомбы. Фильм Жене перенасыщен разнообразными деталями, подробностями, приметами времени, преподносимыми весьма изобретательно и в самые неожиданные моменты. Конечно, не в деталях суть - хотя ради одних паровозов, автомобилей, телефонов и борделей межвоенной Франции можно душу отдать. "Долгая помолвка" является редким примером того, как европейский режиссер, дорвавшись до американских денег, сумел пустить их в работу ко всеобщей пользе и удовольствию.

Панорамы Парижа восьмидесятилетней давности и стычки Первой мировой могут появиться на пару минут, но размаха в этих коротких сценах хватило бы на парочку отдельных фильмов. Причем богатство реквизита или тонкости компьютерной реконструкции меркнут перед уровнем мастерской работы с массовкой - один лишь длинный проход камеры по мельтешащему городскому рынку, показанному с раблезианским изобилием, достоин отдельной награды. При этом получившаяся сказка пронизана домашним очарованием, а сцены в доме Матильды в Бретани, который становится штаб-квартирой поисков, не лишены налета наивного деревенского юмора.

Жене совершил еще один шаг вперед, совместив своих любимых и постоянных актеров с носителями звездного статуса -и последние у него работают не хуже первых. Чеки Карио (эпизодический пехотный капитан), Джоди Фостер (эмигрантка из Польши), Андре Дюссолье (адвокат Рувьер) так же великолепны, как и характерные актеры Доминик Пинон в роли опекуна Матильды - Сильвена, и Тики Ольгадо в роли детектива по фамилии Лис. Тщательнее всего прописан дуэт Одри Тоту и Гаспара Ульеля, их отношения с окружающим миром великолепно иллюстрируют их отношение друг к другу. Герой Ульеля Манеш - романтический юноша с артистическими задатками, вечный ребенок, уходящий в мир фантазий тем дальше, чем страшнее обстоятельства вокруг него. Матильда Одри Тоту - его полная противоположность: решительная и практичная, готовая на любой обман и подлог, если дело касается поисков возлюбленного. Глядя на эту героиню, понимаешь, что из Одри Тоту получилась бы неплохая Жанна д'Арк: ее Матильда представляет собой ответ на всю замшелую традицию рыцарских романов, в которых отважные кавалеры спасали прекрасных дам. История Матильды и Манеша более всего смахивает на перевернутый миф о лабиринте Минотавра, в котором обессиленный Тезей ждет свою Ариадну, разматывающую длинную нить улик, недомолвок, совпадений и свидетельств. Античную неотвратимость этого поиска лучше всего выразил Себастьен Жапризо - и эта фраза повторяется с экрана: "Если эта нить не приведет ее к возлюбленному, тем хуже. Но это не важно, она всегда успеет на ней повеситься".

Current music: Depeche mode
Состояние: выходного дня
Комментарии:
Ландыш ядовитый
Всегда с удовольствием читаю выложенные у тебя на дневнике рецензии. свои?.. если да — то юриспруденция точно твое призвание?
Закрыть