Всё, что попадает в паутину
Тарантул
дневник заведен 26-03-2004
закладки:
цитатник:
дневник:
местожительство:
Ногинск, Россия
Вторник, 14 Августа 2018 г.
12:34 "Космос". Часть 9. Автоматические межпланетные станции


Пожалуй, самый верный эпитет, который можно применить к этой главе - ошеломляюще! Если одиночные успехи нашей ранней пилотируемой космонавтики заставляют, как и другие исторические подвиги, относиться к ним с уважением, если всегда останется горечь от нереализованной высадки на Луну, если орбитальные станции - это уверенное, качественное, но - повторение пройденного, вновь и вновь, то история наших АМС - это постоянные эпитеты "первый", "впервые", "первые"... И это уже отнюдь не единичные подвиги. Размах, масштабность исследований, интенсивность запусков кажутся просто невероятными, сказочными из сегодняшнего дня, когда за всё время "новой России" не запущено ни одного успешного межпланетного аппарата. Техническая проработка, тщательность подготовки и уверенность в успехе поражают нас из нашего "нового каменного века" не меньше, чем пилотируемая высадка на Луну. О каждой программе можно рассказывать долго и восторженно, но я только выложу картинки, а заинтересовавшимся смогу посоветовать неплохие книги.

Читать подробнее >>>
Конкретные проекты АМС начали разрабатывать сразу же после запуска первого спутника. Горячим сторонником развития беспилотного исследования других небесных тел был Королёв и он всегда яростно отстаивал это "бесполезное" направление перед военными, заинтересованными лишь в околоземном космосе. Первый небесный аппарат к другому небесному телу, "Луна-1", был отправлен 2 января 1959 года.



Аппарат должен был врезаться в Луну, но промахнулся и ушёл на гелиоцентрическую орбиту. Советские газеты вышли с заголовками: Запущена первая искусственная планета Солнечной системы - "Мечта"!
"Луна-2", запущенная через полгода, успешно попала (впервые) и разбросала по поверхности сотни советских значков-вымпелов (то-то будет сокровище для кладоискателей будущего!)

Но настоящее исследование Луны началось с появлением "Молнии" (на фото ниже - слева). Это уникальная, ЧЕТЫРЁХступенчатая модификация Р-7, изначально была создана для запуска одноименных спутников связи на их вытянутые орбиты. Но также она оказалась неоценимой в качестве РН лунных аппаратов. Справа - первый искусственный спутник Луны, "Луна-10", в числе прочих функций также передававший с орбиты Луны звуки "Интернационала".



"Банно-прачечный комбинат" "Луна-3", впервые облетевший Луну с обратной стороны, впервые сфотографировавший, прямо в ходе полета в соответствующих хим.растворах проявивший снимки, отсканировавший их и передавший на Землю при сближении. 1959-й год, на минуточку.



"Луна-9". Первая мягкая посадка на поверхность другого небесного тела, первая переданная панорама лунной поверхности.



Первые годы советских исследований Луны глазами СССР и США.



Возвращаемый аппарат "Луны-16", впервые автоматическим путём доставивший грунт с поверхности другого небесного тела.



Вот этот.



"Луна-17". Тут, я думаю, можно даже без пояснений.



"Марс-3". Первый аппарат, мягко приземлившийся на красную планету. Первая передача (частичная) панорамы Марса.



ПрОП-М. Первый марсоход, доставленный на поверхность планеты. Интересная система передвижения - отталкивание одновременно обоими лыжами от поверхности, гребками, как при плавании брассом.



Вообще советская программа исследования Марса, хотя потом и оказалась в тени американской, в своё время была обширна и глобальна, развившись до таких вот орбитальных гигантов типа "Марс-5".



Не устали ещё от эпитетов "впервые"? Впереди ведь ещё Венера.



"Венера-1". Первая АМС, отправленная к утренней звезде. Связь оборвалась на расстоянии 2 млн. км (уже первая межпланетная станция, отправленная в далёком 1961-м году, пролетела куда дальше, чем Фобос-Грунт!).



"Венера-4". С неё впервые в атмосферу планеты спущен зонд (был раздавлен на высоте 30 км крепкими объятиями планеты, успев передать ряд данных).



Спускаемый модуль "Венера-7". Первый аппарат, совершивший посадку на поверхность этой планеты.



"Венера-9". Первый в мире искусственный спутник Венеры, а её посадочный аппарат передал первые панорамы с поверхности планеты.



Аппарат садился без всяких парашютов и двигателей, в вязкой атмосфере планеты для условно мягкой посадки оказалось достаточно вот такой конструкции с силовым конусом внизу!



А это уже "Вега", фантастически прекрасный проект под самый закат СССР - две станции прошли мимо Венеры, сбросив на поверхность успешные посадочные модули и аэростатные зонды, после чего отправились на сближение с кометой Галлея, впервые передав снимки ядра кометы, позволив определить хим.состав шлейфа и получить другие научные результаты. Закончили работу в 1987-м году.



Грандиозная и поставленная на поток программа исследований, в которой для реализации только одного запуска требовалась вот такая кооперация:



Что могло двигать всё это вперёд, какие прагматичные цели, какие бизнес-расчёты, что ещё, кроме как не мечта, подобная той, что заставляла учёных на борту американских аппаратов размещать такие объекты?





Вот она, настоящая жажда космоса, жажда исследований, истинная романтика науки и неизведанного! Вот такой вот "серый угрюмый Совок".



То ли дело ныне...

Ну а нам ещё предстоит ознакомиться с последним мощным всплеском отечественной новаторской космической мысли - многоразовыми космическими системами и "Энергией".

Stay tuned
Суббота, 11 Августа 2018 г.
03:13 Lost but won
Ставим саундтрек и наслаждаемся драмой...

https://youtu.be/5O9q0NB2HL0

А вот такая история.

Автогонки, один из младших европейских "формульных" чемпионатов. Девушкам всегда сложно прорваться в автоспорт, но исключения бывают. 18-летняя китаянка Шен Кви была в меру быстра, обаятельна и очень талантлива. Потенциал её обещал успехов уровня Феттеля и Хэмилтона. Её подписали в низшую команду дивизиона в тот светлый момент, когда новый менеджер решил избавиться от старого болота, в том числе от "крепких середнячков"-пилотов и начать создание команды, нацеленной на результаты.

Первые два года были годами ужаса. Всё ломалось, средств не хватало ни на что, гонки заканчивались на чистом героизме и синей изоленте, а на диалоги с рекламодателями новому руководству приходилось идти как на казнь.

Но происходило самое главное - набор талантливых инженеров, конструкторов и механиков. Создание базы, организация необходимых мощностей. И в том числе набор пилотов для этой "команды 2.0". Вторым пилотом этой команды тоже стала девушка, за которой стояли сильные спонсоры, с точки зрения маркетинга две пилотессы в команде - это был сильный шаг, но вся команда строилась вокруг Шен Кви.

Третий сезон показал, что всё не зря. Команда начала показывать свои сильные стороны. Команда подписала неплохих спонсоров. Команда заполучила неплохой мотор. Талантливый конструктор развивал идеи семимильными шагами. То тут, то там, на отдельных трассах возникли первые проблески. Развивалась и Шен Кви. Не жалея времени, на тестовом треке и в инженерных цехах она становилась сильнее как пилот, как аналитик, становилась умнее. Потенциал её порою даже пугал.

Четвертый сезон команда уверенно боролась в середине пелотона. Для записного аутсайдера это уже был успех, но у главы команды планы развивались куда дальше...

К подписанию нового долгосрочного контракта Шен Кви, уже изрядно заматеревшая как пилот, подошла со всей серьёзностью. Достойные суммы, достойные условия. И это при том, что на следующий год ей обещали достойную машину, позволяющую ей сражаться за подиумы! Но - талант требует оценки. Потенциал Шен Кви и темпы её совершенствования не оставлял выбора руководству - такой бриллиант нельзя было упускать.

Пятый сезон стал ошеломительным. С очередной попытки талантливый коллектив конструкторов и инженеров сумел создать одно из лучших шасси чемпионата! Частично это было связано со скандалом - удалось заполучить чертежи подвески лучшей команды чемпионата, что сэкономило два года работы (хотя и влетело в копеечку). Но скандал - для прессы, а результаты - в веках! На тестах шасси произвело фурор. В первой гонке выявились проблемы и со скоростью, и с надежностью, но - всё познаётся в сравнении. В условиях ненадежной техники других команд Шен Кви в первой гонке сумела прийти второй!

Дальше - больше. С проблемами надежности удалось справиться довольно быстро, что позволило форсировать технику. И уже во второй гонке сезона в условиях массовых сходов Шен Кви одержала первую победу! А будет и вторая, и третья, и ещё несколько подиумов. Оплачиваемая спонсорами напарница всё это время была лишь бледной тенью (в том числе из-за того, что вся команда улучшала прежде всего машину Шен Кви). И это сразу окунуло пилотессу и команду в новый мир. Мир борьбы за чемпионский титул. Шен Кви после первых двух гонок сезона стала лидером чемпионата и продолжала пребывать на первой строчке всю вторую половину года.

Что тут началось - не описать словами. Команда-тёмная лошадка выстреливает как из пушки! Шен Кви тут же стала гоночным символом, секс-символом, и кем только не стала - предложения от спонсоров сыпались как из рога изобилия. Маркетинговые мероприятия шли все дни между гонок. Благодаря успехам Шен Кви и её маркетинговым деньгам возводились новые цеха на базе команды, реставрировались прежние здания, закупалась современная техника. Руководство успевало только утирать пот - работа кипела вовсю, машина следующего года должна была стать чемпионской, все ресурсы кидались туда, все средства и деньги всех спонсоров от бесчисленных мероприятий, лицом которых была Шан Кви.

А в перерывах между этим она умудрялась выигрывать гонки. Каждая последующая из четырёх побед давалась всё сложнее. Машина не дорабатывалась, всё бросалось на убер-проект следующего года. А Шен Кви всё ещё была на первой строчке таблицы. А титул чемпиона был так близок! И она днями не вылезала с тестового трека, урывая часы между бесконечными встречами со спонсорами, на деньги которых и строилась машина-убийца следующего года...

Гром грянул в предпоследней гонке сезона. Провал по тактике в условиях переменной дождливости - и места лишь в конце 1-й десятки на финише. И упущенная первая строчка таблицы сезона. В последней гонке сезона вся команда сделала, что смогла - и это была, наверное, лучшая гонка Шен Кви. Но - устаревшая машина образца аж начала сезона, которая уже слишком много проигрывала лидерам на круге, не смогла сделать чудо. Вторые из. Шен Кви - ВИЦЕ-чемпион сезона. Морально опустошенная, потерянная, среди строящихся цехов и пополняющейся команды... И всё благодаря её деньгам, она теперь стала не просто символом команды - символом чемпионата! Всё новые и новые мероприятия, день за днём, без конца и края...

Одним январским днём перед началом сезона руководитель команды получил письмо от Шен Кви. "Я так не могу больше... Эта деятельность выше моих сил. Я не какая-то постер-гёрл, какой ты и руководство чемпионата хотите сделать меня! Не о таком я мечтала. Вскоре я оставлю гонки". И это случилось раньше, чем могли предположить руководители команды - вскоре случилось то, что можно назвать только нервным срывом. Разговор Шен Кви с руководителем, состоявшийся через несколько дней. "Ты сломал мою жизнь, лишил меня мечты! Надеюсь, ты наслаждаешься деньгами!! Я разрываю контракт. Ухожу из гонок!" Обвинения, разочарование, горечь. 22-летняя Шен Кви просто ушла.

Это был шок для команды. В феврале уже должны быть первые тесты машины. Машины, в которую вложено столько ресурсов, сил, надежд! В том числе и трудами Шен Кви. Машины, что предназначалась для неё. В команде образовалась, пожалуй, самая желанная вакансия в чемпионате, но кого взять? В январе уже все хорошие пилоты разобраны, остаются только новички, на кого делать ставку? Кто не сломается при словах "мы дадим тебе машину, способную бороться за чемпионский титул, ты станешь нашим первым пилотом"?

Отбор был тщательным и сложным. Тем временем уже начались тесты. Вместе с рента-драйвером команды их проводил штатный пилот-испытатель, тесты прошли ужасно, куча проблем, инженеры и механики работали день и ночь. Огромный потенциал, прекрасное будущее этого шасси - и ужасное настоящее. Будущее стало непонятным.

А тем временем в команду был взят один американский паренёк 18-ти лет, ошарашенный, талантливый и тоже попавший под огонь маркетинга. Прессинг был огромный, и на команду, якобы замучившую талантливую девушку, и на её нового первого пилота. "Вот тебе машина, что мы строили не для тебя. Машина мечты, но не твоей. Что ты сделаешь в ней?"

...В первой же гонке команда завоевала дубль. А потом парень на машине, которую стали называть самовозкой, одержал ещё три победы. Четыре гонки - четыре победы, три дубля. Это действительно оказалась убер-машина. Эх, как не вовремя ушла Шен Кви... 18-летний паренёк тут же зазвездился, скажется ли это негативно на его навыках - покажет лишь время. А пока - в команду взяли одну талантливую японочку. На первых же тестах, на ХУЖЕ подготовленной машине она проехала лучше него. И получила место в основном составе вместо рента-драйвера. Пока она всего лишь робко финиширует в гонках прямо следом за парнем. Он тут же начал стараться изо всех сил, пытаясь быть быстрее неё. Ещё три дубля, 1-2. Триумф команды. Но первые реплики намекают на то, что в чемпионской команде (действительно, в полном соответствии с прогнозами, штампующей дубли) скоро возникнет серьёзный спор, кто в этом "дубле" достоин быть первым...

***

Это была не история из жизни, не фильм, рассказ или сериал. Это всего лишь ситуация, сложившаяся из ноликов, единичек и паттернов поведения (включая прямые цитаты) в игре "Motorsport Manager". В роли нечуткого руководителя команды - я. Сценаристы - создатели игры плюс рэндом. Я, честно скажу, был впечатлён. Не такой драмы я ожидал увидеть от симулятора гоночного менеджера.
Закрыть