Всё, что попадает в паутину
Тарантул
дневник заведен 26-03-2004
закладки:
цитатник:
дневник:
местожительство:
Ногинск, Россия
Вторник, 3 Июля 2018 г.
12:32 "Космос". Часть 8. Орбитальные станции и ТКС


После "черного" окончания 60-х в советской космонавтике наступил своеобразный ренессанс - годы впечатляющего развития орбитальных станций. Хотя, как водится в освоении космоса, и здесь всё было очень непросто.

Читать подробнее >>>
ЦКБЭМ (бывшее "королёвское" ОКБ-1) до последнего пыталось заставить летать "лунную" Н-1, пуская на неё все ресурсы, отодвигая на второй план другие затратные проекты. Одним из этих проектов уже тогда были долговременные орбитальные станции (ДОС). На этом проекте особенно настаивали военные. Передавать данные дистанционного зондирования со спутников в режиме реального времени тогда было проблематично. То ли дело пилотируемая станция! Нужно было изучить возможности быстрой обработки и дешифрирования данных непосредственно на орбите, возможности космонавтов по съемке определенных участков поверхности, да и вообще способности человека пребывать месяц и более на орбите, оценка последствий для здоровья. Не говоря уже о перспективных экспериментах с оружием.

Окончательно убедившись, что ЦКБЭМ в тот период никак не было заинтересовано в продвижении ДОС, МинОбороны само выступило заказчиком проекта и начала работу с КБ Челомея. И результатом стала военная орбитальная станция "Алмаз".



Для военных это был идеальный вариант. В разной степени готовности было аж несколько корпусов, которые предполагалось по полной напичкать оборудованием для военных экспериментов, но... ЦКБЭМ в лучших традициях Королёва продолжало подминать всё под себя. По распоряжению ЦК несколько корпусов военных станций было передано в ЦКБЭМ! И в 1971 году в космос отправилась первая в мире орбитальная станция... "Салют-1"!

"Алмаз" тоже потом летал в космос в трёх экземплярах (последовательно). На первом даже была установлена пушка для баллистических экспериментов! В открытой прессе они тоже именовались "Салютами" и летали вперемешку с гражданскими, "настоящими" "Салютами". Первые из которых были сделаны на основе "Алмазов", а последующие - уже более отличающиеся проекты. В общем, если вы уже запутались, то ничего страшного, там сам чёрт ногу сломит (о нашей космонавтике, в отличии от американской, вообще из-за этого зачастую рассказывать сложно - огромная куча дублирующих друг друга проектов, со временем перетекающих один в другой, и это мы ещё до "Ангары" не добрались, муа-ха-ха!!)

В целом же все "Алмазы" и "Салюты" (вплоть до знаменитого "Салют-7", последней станции этой серии) были похожи - один большой модуль с переменным объёмом по длине, и пристыкованные к нему дополнительные транспортные корабли. Вот, например, "Салют" с пристыкованным к нему "Союзом".



А вот к "Салюту-6" готовится причалить грузовик "Прогресс".



Внешне "Прогресс" от "Союза" отличить очень просто - у него нет спускаемого аппарата, он весь сгорает в атмосфере на обратном пути, потому вместо изящного "колокола" в центре у него эдакий толстый бочонок. Запускаются "Прогрессы" с помощью тех же "семерок", что и "Союзы" (только других модификаций).



Но именно с военными "Алмазами" был связан один очень важный проект - в качестве транспортных кораблей там планировалось использовать не "Союзы" и "Прогрессы", а ТКС - "транспортный корабль снабжения". Новый пилотируемый проект. Можно сказать, что это была предтеча философии... американского "шаттла"! В том плане, что одновременно планировалось запускать и пилотируемый трёхместный модуль (возвращаемый аппарат ВА), и функционально-грузовой блок с существенной полезной нагрузкой. Причём они всё равно соединялись по модульному принципу, и ФГБ мог оставаться в составе станции и после схода с орбиты ВА. Естественно, Р-7 такое не потянули бы, и в качестве РН выступал "Протон". Была проведена пара беспилотных полётов, успешная пристыковка к станции и... проект закрыли. Проект, превосходивший систему "Союзов"-"Прогрессов" по всем параметрам.

Вот так выглядит возвращаемый аппарат ТКС (и рядом спускаемый аппарат "Союза").



Что же касается ФГБ, то два из изготовленных блоков вы можете видеть до сих пор в новостях. Один в космосе - это российский модуль "Заря" на МКС. А второй на земле - это... многострадальная "Наука".

Подобный "вторичный" рынок не уникален для орбитальных станций. Например, для американской орбитальной станции "Скайлэб" использовался... бак третьей ступени "Сатурна-5". А блоки, ведущие своё начало аж от первого "Алмаза", также получили длительное продолжение. Очередной изготовленный блок стал Базовым Блоком (ББ) постоянной орбитальной станции "Мир".



ПОС стала и первой в мире многомодульной станцией.



Далее несколько фото уже полноразмерного макета станции "Мир", установленного в павильоне.













Он использовался для наземной отработки операций, внутри установлена аппаратура, но когда я был, ещё только планировалось открыть доступ внутрь, не знаю как сейчас. Сквозь стеклянные врезы в тёмных недрах было видно немного.



А ещё один "алмазный" блок стал модулем "Звезда" российского сегмента МКС.

Все орбитальные модули, для "Алмазов", "Салютов", "Мира", и нашего МКС, выводились челомеевскими "Протонами", сделанными на основе УР-500, о которой я рассказывал ранее.



Такие вот причудливые извивы истории отечественной космонавтики. Впрочем, прямо в настоящее время на наших глазах их творится ничуть не меньше. Ну а мы ещё ненадолго задержимся в 60-80-х - взглянем на ещё один советский триумф, который как раз, увы, целиком остался в прошлом - беспилотные исследования дальнего космоса.

Stay tuned.
Закрыть