Всё, что попадает в паутину
Тарантул
дневник заведен 26-03-2004
закладки:
цитатник:
дневник:
местожительство:
Ногинск, Россия
Суббота, 6 Октября 2018 г.
14:46 "Космос". Часть 10. Многоразовые системы и "Энергия".
Со временем туго было последний период, сорри. Продолжаем.



Осваивать космос не с помощью самоуничтожающихся бочек-ракет и падающих на кусках тряпки консервных банок, а с помощью полноценных самолётов, да ещё желательно одноступенчатых - об этом люди начали думать ещё задолго до начала практического освоения космоса. Ещё молодой Королёв в 30-е годы создавал наброски проектов ракетных самолетов, в 60-е системы орбитального самолета были темой дипломной работы Гагарина, люди всегда грезили очертаниями звездолетов будущего и старались претворить это в жизнь. Но реальность, особенно в нашей стране, оказалась несколько сложнее...

Читать подробнее >>>
Кто бы что ни говорил, в СССР наработки по крылатым многоразовым кораблям всегда делались с оглядкой на США. Если хотите увидеть действительно многообразие обликов в предлагаемых проектах, сумасшедшие идеи, горячие споры конструкторских школ - изучайте космонавтику США. В СССР те проекты, которое доходили хоть до какой-то значимой стадии, делались по системе "посмотрим, что делают американцы, выявим достоинства и недостатки, адаптируем под себя и дадим более лучший ответ". И в США и в СССР в таких проектах прежде всего были заинтересованы Министерства обороны. Корабли с возможностью глубокого маневра в атмосфере, с хорошей массой возвращаемого с орбиты груза, с возможностью быстрого обслуживания и повторного запуска - мечта военных. Да ещё и с сулившей большие экономические выгоды многоразовостью! Правда, не все эти мечты оправдались на практике.

В Советском Союзе практически все работы по таким проектам связаны с именем Г.Е. Лозино-Лозинского, от "Спирали" до МАКСа, это поистине отец отечественных космических крыльев. Проект "Спираль" родился в 60-х на базе анализа американской системы Dyna Soar, он представлял собой малый орбитальный аппарат, стартующий с гиперзвукового самолёта-разгонщика.



Это был один из немногих проектов, дошедших до стадии полноценных испытаний, аппарат совершил даже орбитальный полет с приводнением в Индийском океане (стартовал на ракете). Множество других проектов так и осталось лишь на бумаге.



Ситуация стала меняться, когда американцы стали создавать Спэйс Шаттл. Наши решили ответить, выбирали из многих проектов, но опять-таки решили просто скопировать очертания и общие принципиальные вещи, доработав и улучшив. Так появился "Буран".



Уже тогда, в 80-х, на излете военно-космической гонки, да ещё при наличии собственных орбитальных станций, необходимость "Бурана" вызывала вопросы, но дать адекватный ответ американцам было необходимо. Уж не знаю, насколько впечатлил американцев "Буран", но вот РН "Энергия", сделавшая возможным полёт "Бурана", впечатлила всех. В отличии от цистерны с двумя петардами у Спэйс Шаттла, эта самая мощная отечественная ракета, хотя и делала запуски "Бурана" несравнимо дороже американских, могла использоваться для целого спектра задач, она не создавалась чисто под "Буран". Предусматривалась лёгкая модификация с двумя боковыми блоками (слева), в 4-блоковой конфигурации (справа) она могла вывозить какой угодно автономный боковой груз, а в перспективной 8-блоковой убер-конфигурации ("Вулкан") могла кого-нибудь, пожалуй, что и на Татуин закинуть!



Но ни мощная оборона, ни сверхдорогие исследования дальнего космоса в конце 80-х - начале 90-х, как мы знаем, уже не были в тренде. "Энергия" совершила пару стартов, "Буран" же и вовсе совершил лишь один полёт в автоматическом режиме, блестяще приземлившись при сильнейшем боковом ветре, на этом история полётов отечественных крылатых аппаратов была окончена. Кстати, "Буран", естественно, был приспособлен и под ручное управление, на тестовых экземплярах лётчики-испытатели совершили десятки посадок и очень хорошо отзывались об управляемости (как и американцы о шаттле). Использовалась вот такая РУС, явно списанная с наработок по военной технике. Только что кнопки залпового огня не хватает.



Специально для транспортировки "Бурана" и частей "Энергии" на базе стратегического бомбардировщика "3М" был создан тяжелый транспортный самолёт "Атлант".



Транспортировка всей системы на стартовую позицию, в отличии от американцев, осуществлялась в горизонтальном положении, сразу по двум рельсовым путям с помощью нескольких тепловозов.



Парочка публикаций тех лет.





Итак, история полётов крылатых космолётов была окончена, но не была окончена история разработок. Ещё в 80-е начали вестись работы над многоцелевой авиационно-космической системой - МАКС.



По задумке, система могла стартовать с любого подходящего аэродрома, а вместо супер-пупер-гиперносителя использовался бы незначительно модифицированный Ан-225.



В пилотируемом варианте орбитальный аппарат для выхода на орбиту использовал бы внешний топливный бак (как Спэйс Шаттл), а в беспилотном с малой нагрузкой - баки были бы прямо внутри орбитера.



Разработка проекта в полукоматозном состоянии то прерывалась то возобновлялась несколько раз, и, по-моему, ведется до сих пор, на этот раз для туристического использования. Вот полноразмерный макет задней части.



Ну и в качестве финального аккорда можно упомянуть корабль "Клипер", разрабатывавшийся уже в 2000-е, совсем недавно.



Разрабатывался он на смену "Союзу", выводить на орбиту должен был до 6 человек и в несколько раз больше груза, приземляться мог на аэродромы, по самолётному, а в качестве ракеты-носителя должна была использоваться "Онега". Хех. Клипер, Онега... Кто сейчас помнит эти, совсем ещё недавние названия? Сейчас мысли о том, что хорошо бы, чтобы через 10 лет "Федерация" и "Ангара" были у всех на слуху, а не канули так же в Лету...

Окончание следует, stay tuned
Закрыть