Долгая дорога домой
дневник заведен 26-02-2003
постоянные читатели [168]
закладки:
цитатник:
дневник:
Пятница, 4 Июля 2008 г.
10:08 Снова о природе фашизма
Легко говорить: «фашизм—это зло». А если это впоследствии «мировое зло» является твоей родиной, твоим домом, семьей—тогда что с этим делать? И тут возникает первый парадокс «Луковицы»: как можно не любить или хотя бы не оправдывать родину, тебя родившую и тебя воспитавшую? Возможно ли заподозрить родину во лжи и бесчеловечности, когда тебе 10, 12, 14 лет? Что странного в том, что юные немцы гордятся своей страной? А они ею—и гордятся: она—сильная, она—побеждает на море, в небесах и на суше, а про Освенцим и Дахау еще никто не знает. И когда родине угрожает опасность, что может быть естественнее, чем пойти на фронт? Грасс и идет записываться добровольцем, просто его по малолетству еще не берут: навоюешься еще, говорят.
...
Важно просто убедить себя, что с людьми второго сорта можно поступать по-всякому, в конце концов «они сами виноваты»—и все.
...
Грасс своими воспоминаниями невольно возвращает фашизму человеческое измерение, и эта естественность более убедительно разоблачает фашизм, чем встречи с ветеранами или патриотические фильмы. Это напоминание о том, что фашизм не где-то сбоку и не когда-то давно—в каждом из нас сидит маленький фашист. Ничего и делать не надо—просто не замечай того, что тебе неинтересно или неприятно.

Слезы от лука. Андрей АРХАНГЕЛЬСКИЙ

Я бы добавил: не желай понимать другого. Он, этот другой, тупой, злой, неправильный и т.д. просто потому что он такой и все. Тебе правильному, хорошему, умному, к чему его понимать? Проще объявить "недочеловеком", "тупым быдлом" и отстраниться от него, чтобы никто вокруг, а в особенности ты сам не вспомнил, что вы оба люди.
04:34 Экономика и идеология
Да и в самой Европе не капитализм с его культом денег, не господство буржуазии, тем более не “буржуазные революции” были причиной “европейского чуда” XVI—XVII вв. Не купцы и не ростовщики-банкиры изменили лицо Запада, раскрыли его интеллектуальный и художественный потенциал. Не они произвели революцию в сознании, которая преобразила Запад в эпоху Возрождения и привела к созданию индивидуализированного общества, рационально перестроенного на принципах свободы. Сам капитализм как система свободной рыночной экономики был следствием тех перемен, которые произошли в Европе на рубеже Нового времени. Еще в 1973 г. Д.Норт в своем “Подъеме западного мира” отмечал, что научно-технические инновации, рыночные структуры, просвещение, накопление капитала и т.п. были не причиной подъема, а самим подъемом, его проявлением в различных сферах экономической и социальной жизни. Одним словом, капитализм был одним из результатов прогресса Запада, раскрытием в области экономики тех потенций, которые заключались в его социальных и духовных ценностях. Это был чисто западный способ производства. Он вытекал из самого характера социальных структур, присущих Европе с глубокой древности.

В эпоху средневековья, особенно в XI—XIV вв., под влиянием католической церкви и рыцарства эти ценности получили дальнейшее развитие, приведя к возникновению новой этики и морали. В сфере хозяйственной жизни особое значение имело введение обязательной исповеди, а также претворение на практике принципов “трудолюбия” (“industria” богословских трактатов), воспринимавшегося как своего рода религиозная аскеза. Труд стал самоцелью. Из проклятия, удела слуг и рабов он стал высшим религиозно-нравственным идеалом. Концепция труда как долга перед собой и перед богом, сама идея “соработничества”, рационализация всякой деятельности в сочетании с развитием правового сознания, самоконтроля и личной ответственности создали на Западе ту социально-нравственную атмосферу, которую М.Вебер не совсем удачно определил как “дух капитализма”.

...

Нигде на Востоке человек не отвечал за результаты своего труда перед собой, всегда — перед обществом, кастой или кланом. Соответственно, нигде не сложилось той социально-нравственной атмосферы, той культуры духа, в лоне которой происходило экономическое развитие Запада...


Обоснование внутри: Н.А. Иванов. Упадок востока и переход мировой гегемонии к странам Западной Европы
02:26 Я
"Мысль делится не на религиозную и нерелигиозную, а на личную и - немысль. Безличная мысль - к ней стремились и стремятся многие, думая, что, элиминируя свою личность из мира интеллекта, они возвышаются. Всё прямо наоборот. Только ввести личность в мышление не означает видеть всё в свете своего "я". "Я" - не светит, я это зеркало и линза. "Я" фокусирует не другие "я", не "социальное" (вопреки мнениям всевозможных коллективистов, до марксистов, чекистов и маоистов включительно). "Я" фокусирует всё бытие."
священник Яков Кротов
Закрыть