Кофе
emergency
дневник заведен 08-07-2007
закладки:
цитатник:
дневник:
местожительство:
Москва, Россия
Понедельник, 8 Января 2024 г.
21:44 Мельком листаю победителей Emmy Award
И это на самом деле поразительно, сколько у американцев политических сериалов, причем супер популярных, собирающих тонны как призов Эмми тех же, и денег. И как их мало у нас. Ну то есть это не поразительно как мало у нас, почему их у нас мало - какбы понятно. Но интересно - как это стало запретной темой.

Вообще вы помните хоть один художественный фильм или сериал про современную российскую политику со времен "Дня выборов"?
А в идеале - не сатирическую а серьезную работу.
20:55 New Cambridge Medieval History
Завершаем третий том.
Там сразу глава с загадочным названием "Европейская Русь". Лолштоетозначит?
Причем сразу с шестого века по одиннадцатый, чтобы пять раз не вставать.
Впрочем сразу же идет пояснение, что под "европейской русью" подразумевается Крым, Волжская Булгария (не путать с Болгарией) и Хазарский Каганат. Короче в нашей историографии это какбы части восточной европы. Было бы круто если бы мы называли их русской европой, а они - европейской русью. С другой стороны ну казалось бы где европа а где хазары.

О жизни этих территорий до десятого века мы на самом деле знаем крайне обрывочно. И в любом случае я не для этого читаю историю европы, чтобы про хазар и булгар, с ними какбы и так все понятно. Пропускаю.

В целом Хазарский Каганат это первое известное нам условно-средневековое образование на территории будущей Руси, обогнавшее Рюрика века на три минимум. Главная ее проблема - она оказалась слишком близко к средней азии, и поэтому была вынесена начисто еще даже до татар. Кстати все современное лднр, половина российского юга, хороший кусок Дона и вплоть до Саратова-Воронежа на север - это все бывшие территории каганата.
Если вдруг кто не.

Далее Киевская Русь. Я опять же все это отдельно читал сто раз, пропускаю.

Далее Богемия и Польша. Не знаю почему книга их вместе в одну главу объединила. Богемия это вообще еще одно название Чехии, кто вдруг не знает. Ну то есть западная половина современной Чехии это Богемия и есть. И то и другое какбы ранние славянские католические средневековые образования в противовес православным Балканам. С другой стороны в десятом веке еще никакого православия технически не существует. Но деньги в Константинополь уже можно нести, а не в Рим. А можно и туда и сюда. И кстати насколько я понял сам же Рим продолжал заносить в Константинополь плату за франшизу. Короче все сложно.

Книга вначале описывает ветки славянского расселения. Мне плевать.
Далее описания античного государства Моравия, которое какбы было предком будущих Польши и Чехии (Богемии). Моравия какбы была фронтиром, успешно защищавшимся от европейцев, пока не развалилась от удара с обратной стороны от финно-угорских переселенцев (читай - венгров), которые сами на европу набегали, ну и по пути сносили все подряд. Как раз где-то к началу десятого века это произошло.

Западные славяне в отличие от восточных на торговом пути в Византию не жили, то есть взаимных претензий с Константинополем у них было больше чем всего остального. Собственно поэтому они несли деньги папам в Рим, судя по всему в ожидании защиты от Византии.
В любом случае с развалом империи каролингов от европейских соседей начали ждать чего угодно только не помощи, так что в десятом веке Богемия и Польша резко напрягают булки и встают в оборонительные стойки, превращаясь в агрессивные пограничные микроимперии. Тем более с востока их уже поддавливает народившийся Киев, сам по себе немалой стремности сосед. Ну и начинаются традиционные бурления говн все против всех, непрерывные союзы, разрушения союзов, войны с союзниками, союзы с врагами и тп.

При этом от церкви они уже отказаться не могли, если ты плюнешь в церковь она повоет и запомнит, если она плюнет в тебя - ты утонешь. Так что пришлось жить с чем есть.
К середине десятого века Богемия сваливается в Германскую Империю и уже как ее вассал гнобит Польшу и Чехию (которая в тот момент отдельное образование). В результате Чехия тоже свалена в общую германскую тюрьму народов, а вот Польша отбивается и уходит в сторону Великой Польши, но до этого ей еще четыре века идти.

Далее Венгрия. Это вообще изначально был кочевой народ (см угры и мадьяры), который несколько опоздал на развал Древнего Рима, но к девятому веку как раз успел на развал каролингов и весь десятый адски заебывал европейцев своей конницей, пользуясь их раздробленностью. В результате к началу одиннадцатого совместно Рим и Константинополь (венгры уже успели пограбить и тех и других) решили что пора с этим кончать. И тут произошла история с носком на члене - венгры страшно перепугались кары и одновременно стали И католиками И православными, то есть и тем и другим принесли присягу. Но Риму активнее - так что они католики. Что характерно - это реально продвинуло страну в сторону человеческого средневековья, но все это уже в одиннадцатом веке, дойду посмотрим.

Далее Византия. Вот серьезные ребята пошли.
Про Византию надо отдельную книгу читать.
Энивейс в десятом веке всем плохо, и Византия не исключение. Они с одной стороны воюют с болгарами, с другой с муслимами, с третьей Рим продолжает отжимать земли и обосабливаться. С четвертой идут внутренние смуты (особо сильная в конце девятого века).
При этом сам по себе десятый век проходит для Византии умеренно позитивно - у них македонская династия, которая о чуть-чуть но теснит врагов со всех сторон. С разными намерениями набегают Русы, один чудик говорят даже прикатил корабли на колесах прямо через стамбульские предгорья ахаха летучий цирк монти пайтона. Другой тусовался у ворот приколачивая к ним щит, никто правда не знает к каким и нахуя. Шла культурная жизнь короче.
В целом я плохо понимаю Византию - отдельно буду ее добирать, это интересная тема. На византийском троне там в девятом веке вы будете смеяться вообще сидят армяне местами (см Роман Лакапин), передают привет князю Владимиру и прочим, приезжайте еще на кораблях ара.

Далее Болгария (не путать с Волжской Булгарией).
Аналогично как и венгры - болгары это варварский народ (см анты и авары) который как раз на развал Древнего Рима успел, но до самого Рима не добежал, закрепился на Балканах и принялся оттуда долбать по Византии, какбы совместная горная граница в тысячу километров несколько способствовала. Как обычно отношения у империи с варварами были неоднозначными, нападения друг на друга перемежались со взаимной интеграцией. К концу девятого века болгары крестятся (как и венгры - не от хорошей жизни), что впрочем не мешает им объявить автокефалию то есть вместо денех братушки навострились присылать хуй. Но с моральной поддержкой.
В целом десятый век считается для болгар временем процветания, у них расцвела литература (спасибо Кириллу Мефодию), короче как и окружающие они срочно обросли национальной идентичностью. Даже называли себя "империей" как это стало модно.

Глава про отношения Византии с западов. В целом Византия в десятом веке повернулась на восток см корабли на колесах и прочие болгарские империи. Но опять же - это отдельно буду.

Еще одна глава про куски Италии. На этот раз византийские. Пропускаю. Собственно спор с Римом из-за этих кусков станет последней каплей перед расколом христианства. Но это одиннадцатый век.
Глава про мусульманские куски там Сицилия и т.п. Это я все читал вместе с Италией. Пропускаю.

Глава про Испанию. Она в целом остается жуткими задворками, которые там условно захвачены мусульманами.
Самое смешное что мусульмане в Испанию даже особо и не рвались, их позвали на помощь местные готы. И те такие ну раз пришли значит все - халифат. Помогли на все деньги. Как раз весь десятый век этот халифат прекрасно себе жил, вообще Испания десятого века на фоне Европы крайне хорошо смотрится. Другое дело, что у нас не очень много источников про этот период. Я вообще давным давно читал отдельно историю Испании, но вообще надо перечитать. В любом случае это все не очень важно, так как в одиннадцатому веку все что нажито честным трудом развалится, Испания свалится в говно спойлеры спойлеры.

Иии все... финальная сотня страниц - списки литературы, схемы и прочие допы.
Я на самом деле несколько разочарован. Я надеялся что дадут параллельный обзор исламских стран, неплохо бы египта и междуречья, почему-то по нулям о дании скандинавии тех же викингах норманах але кембридж.
Как-то маловато будет.

В целом - очень круто. На следующем витке будет четвертый том, одиннадцатый век.
Я на самом деле погуглил и вижу кембриджские многотомники и по другим крупным территориям. Есть огромный по Китаю, Индии по всему на свете люди расписали. Я не уверен конечно, но понемногу начинаю поглядывать в эти стороны. Впрочем сейчас бы европу хоть добрать старушку. Надеюсь до конца 2024 доберу.
16:57 New Cambridge Medieval History
Продолжаем.
Пошли по странам, от центра видимо к краям. И сначала у нас ситуация в королевствах франков после окончательного развала каролингов.
Последний каролинг франкской ветки (то есть уже не империи но ее куска) - Арнульф Каринтийский - умирает точно в 899 (перед смертью пять лет он полностью недееспособен из-за болезней). Технически самым последним императором-каролингом был его шестилетний сын, вступивший на престол после смерти отца, но понятно что фактически он был номинальной фигурой.
Уже при Арнульфе распад продолжался, за империей каролингов распадалась уже франкия, за ней части франкии и так далее. При этом юридически какбы императором оставался Арнульф и потом его сын, что было какбы формальным поводом неприсоединения Франции (Франкии) к нарождающейся Римской Империи Германской Нации в том смысле что вы кто такие идите нахуй, у нас еще свой император есть.

Одним из осколков Франкии оказывается папская область (которая Рим, которая будущий Ватикан), в результате получается абсурдная ситуация когда Рим оказывается вне Римской Империи. Это становится началом для существования Ватикана в отрыве от физической реальности. В которой он какбы и до сих пор.

Так же на осколках Франкии формируются знакомые всем регионы - Бавария, Бургундия (две штуки), Саксония и прочие. Регионы пытаются устраивать выборы общих королей, но без вменяемого порядка престолонаследия держится это все примерно никак.
Основной темой франкских королей в десятом веке было присоединение-неприсоединение к Германии. Тема решалась миллионом способов, при том, что сама Германия того времени была не очень присоединена к себе самой.

При этом Германская (Римская) Империя сама по себе не за день строится, что какбы логично. Фактически начинается все с короля Саксонии Генриха, который активнее других воюет со всеми вокруг. Что опять же стандартная история успеха в средневековье, да и не только в нем. И ко времени смерти в 936 он уже позитивно выделяется на фоне остальных микрокоролей.
Но, что всегда особенно важно - дело отца тут же подхватывает сын Генриха - Оттон, который становится такой европейской версией Ивана Грозного (точнее Грозный это русская версия Оттона), и по имени которого вся восьмивековая императорская династия и называется. Это она в русской версии "Саксонская", а в английской - Оттонианская.

Оттон очень быстро трансформируется из завоевателя в Защитника Всея Германии и на этом основании в 962 году получает от римского папы императорскую корону. Реально контролировать империю он не может, однако умело выстраивает сетку из династических браков и договоров. Сам он при этом сидит в Риме, а своего сына женит на византийской принцессе. Другое дело, что у римской церкви там параллельно идут свои личные терки с византийцами, и антонов разнообразных они видели в гробу.

За первым Оттоном следует второй, менее успешный, но тоже ничотак. Он уже проплачивает избрание правильного Папы и бьется об Данию, которая сама с усами микроимперия. За вторым Оттоном следует третий, он уже тупо сажает Папой своего брата, а потом наставника, и в целом считает свою роль в мире мессианской, для чего поддерживает клюнийскую иницативу.
Римлян это окончательно выбешивает, и они Оттона изгоняют. Очень смешно, что он традиционно обручается с очередной византийской принцессой, но приплыв на бракосочетание та застает вместо муженька его свежий труп. Подарочек принцессе. Византийской. История достойная диснеевского мультфильма.

Детей третий Оттон не оставляет, династическое дерево замысловато изгибается, и к концу десятого века "империя" стагнирует. Что на самом деле не всегда есть плохо, но вобщем об этом уже следующий том будет.
На самом деле как минимум в десятом веке Римская Империя Германской Нации поразительно напоминает Киевскую Русь (точнее конечно наоборот). Ну то есть вот Рим (Киев) где своя атмосфера и постоянно пиздят императоров (великих князей) вот регионы, которые постоянно друг с другом воюют, но при этом какбы условно признают общую власть (что не мешает при любом удобном случае ее сносить). Вот далекий Константинополь (Константинополь) с которым все аккуратно налаживают отношения.

Я так понимаю, что размазанное по деревням население вообще было невозможно толком контролировать, в отличие от античных городов, где ты поставил наместника и он уже сам успешно отпиздит всех несогласных на главной площади, и бежать им некуда.

Мне кстати нравится что в десятом веке одно из названий германской империи - Оттонианский Рейх (Ottonian Reich). Если вы думаете что совпадения случайны - подумайте еще раз.
В целом у меня ощущение что про германскую империю надо будет отдельно читать в отдельной книге чисто ей посвященной. Так же как и на тему католичества я отдельно читаю.
Так же я не знаю, почему в русской транскрипции эти императоры называются "Оттонами", в оригинале они все тупо Отто (Otto). Что еще и смешнее к тому же. Люблю это имя.

Интересны постоянные попытки империи направить креативные силы на внешнего врага - в данном случае мусульман. Во многом это и обеспечивало ей выживание. Причем позже это выльется в крестовые походы, а в десятом веке идут непрерывные набеги на мусульманские куски Италии. Особый юмор этим набегам придавала ситуация когда сами же типо спасенные от мусульман ватиканцы своего спасителя немецкого и выпизживали.
Впрочем опять же - все воюют со всеми и внутри себя и снаружи, это такой primordial soup, независимо от вероисповедания.

Далее Саксония и полабские славяне. Последние это вообще отдельное племя, полностью растворившееся внутри немцев еще в раннем средневековье. Их кстати наши славянофилы задорновцы страшно любят, если хотите погрузиться в неведомую ебаную хуйню - гуглите их смело.
И то и другое - самая восточная часть западной европы далее там от них уже чехи поляки и прочие братушки наши. Каролингами они были захвачены, но на правах римской империи, то есть без особого залезания в их внутренние дела. Далее наступило средневековье, все озаботились вероисповеданием и заверте. В десятом веке там нет ничего интересного, дикие племена, которые то восстают то раздают присяги, все как везде. Территории какбы застрявшие между новыми католическими пседоимперскими образованиями.

Далее Бавария. Еще одна провинция империи каролингов, которая довольно легко стала провинцией оттониан и весь десятый век использовалась самими же оттонианами для внутренних войн. У нее там плюс большая история войн с аварами, которые к десятому веку сами себя переназвали и вдруг сюрприз стали венграми и тоже стали типо недоимперией и ровно в сторону Баварии вооруженное старание и направили.

Далее Лотарингия. Названная так по имени внука Карла Великого - Лотаря, которому и отошла наследством. Там все тоже самое что в Баварии, но вместо венгров у них под боком океан а значит привет викингам.

Далее Бургундия и Прованс. Это уже прямо хартланд, так что там больше внутренних войн и меньше внешних. В книге идет тонна описаний внутренних бурлений говн, в которые мне даже вникать лень.

Далее Италия. Я ее пропускаю, потому что читал о ней отдельно, и там в двух словах - пиздец хаос. Полный бардак и ужос каша. Причем и при каролингах и после них и еще аж до девятнадцатого века то есть до Гарибальди там каша будет непрерывная. Особо веселой она станет в пятнадцатом веке, возрождение все дела, но до этого там зажигает только Ватикан, трупные синоды и тд.

Далее западная Франция. Это уже все неприсоединенцы, насколько я понял. После развала империи каролингов они называют себя "Королевством Франков" и состоит собственно из Франции (это название провинции изначально), Аквитании, Бургундии, Гаскони, Каталонии и там еще мелочей. Плюс Лотарингия работает какбы транзитным регионом между прото-Францией и прото-Германией. При всем адском хаосе десятого века - на этих территориях происходил вообще полный пиздос, ну то есть у нас даже информации о них почти нет.
Там есть условные короли, из своей собственной династии - Капетингов (вплоть до четырнадцатого века) - но управляют они примерно ни чем. Главная их проблема это норманы, которым фактически отдается Нормандия, только чтобы отвязались. И это им еще повезло, потому что норманы переключились на Англию, и собственно всех там повырезали и англичан и создали новых, но короче я забегаю вперед это уже одиннадцатый век.

Но в целом из-за сомнительности любой власти и недостатка информации о тех временах сложно даже сказать, что входило в состав этого образования а что нет. То есть даже присяги были довольно нечеткой и часто издевательской вещью.
В книге три огромных главы посвящено разбору всей этой каши, но я здесь пас, далее.

Главка посвящена основной силе во Франции десятого века - княжествам. Собственно это была основная сила по всему средневековью, но в Германии княжества (обычно) не рулили императором, а во Франции еще как. Короче люди были приучены к местной власти с начала начал, неудивительно что там потом французская революция прошла.
Как раз во Франции действовала известная вам всем со школы парадигма "вассал моего вассала не мой вассал", когда каждый хер норовил плюнуть в пимператора.
Вообще Франция ассоциируется у меня с донскими казаками, такой приграничный регион империи свободное поле, за которым вообще полыхает ад живут страшные люди в случае с Францией это Норманы, а в случае с Доном - Кавказ. И это не считая мусульманской Испании и далее Африки. С других сторон империя была закрыта Византией, Балканами, даже мусульмане какбы засранцы но наши родные засранцы вон тоже Христа признают хоть и через жопу. А за порогом Франции там какие-то демоны из ада живут не люди нихера животные.

Далее Англия. Это уже дикие люди за стеной, одичалые, в прошлом условно были нашими, сейчас там хер знает что.
Англии в десятом веке никакой нет, ее повторюсь только Норманы в одиннадцатом начнут создавать, свой там аналог Рюрика у них будет, Вильгельм Завоеватель, вы возможно слышали.
В десятом там есть Уэссекс, Мерсия, Нортумбрия и прочие странные названия, мало что вам говорящие и еще все страшно раздробленные и захваченные викингами (не норманами, не путайте их). Собственно король Уэссекса начал называть себя "королем Англии" впервые, и как-то все привыкли.

Вобщем десятый век в Англии, Шотландии, Уэльсе и Ирландии примерно настолько же интересен как и девятый. То есть вообще ничерта не интересен, это все дикие деревенские задворки, настолько же Европа как скажем Польша. Ну то есть Польша это более Европа чем Англия в то время. Киевская Русь в то время более Европа чем Англия. Англия вообще хуй пойми что.
То есть что она потом стремительно перекинется в протестантство к шестнадцатом веке и то что сейчас не прочь выйти из евро - все это не должно вас удивлять. Англия это ребята очень сами по себе и сами себе на уме. Хорошего человека англосаксом не назовут.

Книга почему-то включает Англию в раздел "пост-каролингская европа", хотя мне казалось что нет нифига. Ноневажно.
В любом случае на этом вторая треть тома завершена. Херасе я быстр.
Осталась последняя треть - государства вне каролингской зоны влияния. Это на следующий пост простыню. Все, один остался и вы отстрадались до следующего витка. Терпите.
11:44 Poor Things - Trailer


эээ ... ау
впрочем что я ждал от автора упоротого "Лобстера"
01:33 New Cambridge Medieval History (том 3) - 900-1024
И вот, этот момент наступил. Передо мной полный 855 страничный третий том. Полностью и целиком на английском сурового научного чтива. Я оттягивал этот момент как мог, но время не обманешь, чочо погнали.

Том разделен на три части. Первая - общие темы десятого века. Вторая - жизнь на остатках империи каролингов. Третья - все остальное.
Главная особенность десятого века - это время когда античность окончательно сменилась ранним средневековьем, то есть рабовладение феодализмом (не так, чтобы между ними была особенная разница, но). Так же десятый век считается прямо вот темным-темным, в том смысле что резня везде стояла страшная, та самое феодальная раздробленность. Во многом до этого некий условный мир держали Византия и потом империя Карла Великого (которая вообще пыталась изображать древний рим культурно, насколько могла), но теперь все развалилось, заслонки сорваны, гуляй рванина. Фактически единственной хоть сколько то глобальной силой в регионе становится католическая церковь.

С другой стороны именно десятый век считается временем зарождения французской и немецкой культур, так и культур большинства европейских регионов. Собственно в пост-каролингском хаосе это все и зарождалось.

Первые полсотни страниц вступление и рассказ про источники.
Далее общие темы. В первую очередь скатывание общества в общины-семьи. Я вообще вижу в этом символ прогресса, то есть в античности общинам было почти не выжить, людям приходилось объединяться большими группами для вменяемого земледелия, отсюда все античные империи. В средневековье же процесс упростился, в результате атомизация общества.

Описывается трансформация рабов в "полу-рабов". Подразумевается что все рабы бога, при этом есть реальные рабы то есть люди проданные в рабство, и есть крепостные "полу-рабы" (сервы) у которых прав больше. Я опять же связывают это все с упрощением обработки земли.

Большие главы про распределение земель, про изменения во власти (формирование класса феодалов).
Глава про экономику. Ну так себе деревенская экономика.
Глава про то, что в виде наследия каролингов - по всей европе распространились серебряные деньги. Я так понимаю что все это какбы стало результатом совместной жизни разных стран, у которых до этого такого опыта не было, т.к. изначально все были варварами кто откуда.
Глава про демографию - не смотря на всю темность веков, упрощение земледелия принесло демографический рост. То, что раньше было очагами цивилизации и редкими поселениями вокруг них постепенно трансформировалось с равномерно расселенную деревню.

Так же продолжилось расширение культурного пространства. Если девятый век это возникновение культурной жизни на Балканах и в восточной европе в Польше, то десятый - Русь. Пока конечно только киевская, территориально считай Украина Беларусь создаются большевиками Рюриком и прочими.

Глава (точнее там большая часть) про то, как торговые пути стали заделом для появления новых, средневековых уже городов. В первую очередь именно торговцам нужны были безопасные охраняемые хабы, где можно делать дело, возникновение в этих хабах властей было логичным, но уже следствием. Собственно это власти возникали на торговых путях, а не наоборот. То есть уже в раннем средневековье мы видим как бизнес формирует, не побоюсь этого слова - геополитику.

Интересно описывается отношение европы с исламским миром, который типо как идеологический враг, но при этом торговля с ним шла во все поля просто. У меня это вызывает ассоциации с современной связкой США-Китай.
Описывается, что не смотря на торговые пути - мусульманских торговцев не пускали в европу и наоборот (не все, но некоторые). В результате требовалось либо меняться товарами на границе (где все со всех драли втридорога) либо как альтернатива - существовали евреи, которые были какбы идеологическими (условными) друзьями что католиков что муслимов, и как раз они свободно перемещались между территориями. И по идее именно это стало основой для всеобщей заточки евреев под торговлю.

Отдельным огромным хабом оставалась Византия, которая какбы теряла влияние на западе, но при этом активно тянула клешни на восток в первую очередь в торговых интересах. Собственно организация Византией пути из варяг в греки стала главной причиной появления Киевской Руси. Нет никакого совпадения, что Русь появилась в десятом веке одновременно с торговым путем. Кто ее крышевал там рюрики хуюрики не так важно, Русь фактически была создана Византией. И в этом смысле ничерта не удивительно, что она крестилась именно в православие, а не католицизм - так как православная Византия была основным торговым партнером, с которым требовалось чем меньше проблем тем лучше.

Одновременно западная европа тянула клешни в сторону Африки, опять же с торговыми целями. Другое дело, что там аналогов Руси как-то не задалось. Как центр всех торговых путей и главный перевалочный пункт после Константинополя постепенно начинает подниматься Венеция.

Вобщем большая глава о том какие товары откуда текли.
На Руси двумя главными торговыми хабами изначально были Смоленск и Старая Ладога. А главная артерия - Днепр. Собственно позже на нем начали формироваться и промежуточные перевалочные пункты типо Киева и прочих. Дополнительно использовались Волга и Двина, но они еще не стали настолько же популярны.

Огромная глава про формы власти. В десятом веке с падением Каролингов королевская власть слабеет, а церковная перехватывает инициативу. В результате короли массово становятся посланниками бога на земле. В виде бонуса - это автоматически делало всех их врагов антихристами. Удобно.

При этом церковь тоже не очень централизована, то есть монархам важнее не столько поддержка папы римского (или там скажем константинопольского) сколько быть в ладах с местными же приходами, которые сами по себе при желании любого феодала снесут.

Так же с развалом каролингов везде начались новые королевские династии, и вообще в десятом веке появилась сама идея о том, что королевская власть обязательно должна быть наследственной. Идея эта очевидно появилась не от хорошей жизни - как известно в момент передачи власти автократии наиболее уязвимы, и наследственные монархии частично лишены этой проблемы, что собственно империя Каролингов и продемнстрировала. Другое дело, что у наследственных монархий есть и свои проблемы - а именно раздел земель между наследниками. Все это в будущем будет решено изменением порядка наследия, но в десятом веке до такого еще не додумались. (Точнее говоря - десятый век толком не позволял осуществить позднесредневековый порядок престолонаследия, это только уже огнестрел позволит.)

Самыми успешными продолжателями дела каролингов были Оттонианы (они же - саксонская династия), фактически создавшие с нуля Германию, а именно Священную Римскую Империю Германской Нации. Которая по факту империей не была (да и единым государством ее можно назвать с большой натяжкой, особенно в десятом веке), но продержалась в разных формах аж восемь веков, фактически до наполеоновских времен ее можно считать центром западной, а потом и всей вообще Европы.
Собственно Франция это считалась бышая территория каролингов, но теперь живущая без власти. То есть территория вне власти саксонской династии. Без порядка. Без царя в голове. Какбы свободные земли. При том что по факту там конечно было все то же самое что в прото-Германии. Какбы на этом основывались первые зачатки национальной идентичности - Франция это земли бардака и свободы, Германия - порядка и порядка.

При этом отдельными центрами пост-каролингской силы формировались Англия, Дания и Польша. Но все они опять же были Германией в миниатюре, то есть пытались повторять за Каролингами (читай - за Западной Римской Империей). Со временем они конечно разошлись в разные стороны. Хуже всего в этом смысле пришлось Польше, которая оказалась зажата между значительно более крупными соседями и порвана (задолго до двадцатого века).

Огромная глава о церкви
Как было написано выше - десятый век это раздробленная католическая церковь при раздробленных мирских властях. То есть своя часть доходов в Рим отсылается (плюс туда непрерывно носят бабло паломники), однако в Италии страшный бардак, римские папы это черт знает кто и каждый сам по себе.
При этом церковь на местах и сама часто была зависима от королей, последние вмешивались в назначения кардиналов, короче все друг друга стоили, как обычно.

О выборах пап книга дает очень смешное утверждение "перечень папских фамилий показывает, что эту должность не всегда занимали благодаря коррупции". Не всегда то есть. Ясно понятно.

Блин эта глава написана местами на слишком суровом для меня английском вот например предложение, для которого моего знания языка откровенно не хватает:
"Too much emphasis on some lurid incidents, however, detracts from the proper consideration of consistent elements of papal policy throughout the tenth century and the reiteration of past agreements with the Carolingians concerning their mutual obligations and the conduct of papal elections"

Десятый век - последний перед расколом католической и православной церквей. В это время происходит тонна бурлений говн между ними. Обе чувствуют себя не очень хорошо и в основном воюют с внутренними демонами, но и друг с другом тоже в оставшееся время.

Огромная глава о реформации монашества. В первую очередь его, так же как и всех остальных, коснулось атомизация, каждый сам стал за себя, фактически приходы стали феодалами, значительно более военизированными образованиями. По идее все это должно привести к появлению монашеских орденов, но к десятому веку еще нет. Судя по всему организации не хватало.

Отдельно идет клюнийская реформа, которая была какбы первым шагом к будущей реформации, массовое движение монастырей за ужесточение правил. Важно заметить, что центром реформы был не Рим, и вообще это все никак с папами было не связано. А вообще оно исходило откуда-то из франкских королевств (см свобода и беспорядок), которые как раз о боге и думали, а не о том какбы получше жить в существующей системе. Вобщем это была классическая инициатива снизу.

Вообще весь пост-каролингский бардак воспринимался современниками как предшественник апокалипсиса, тем более на носу тысячный год от рождества христова (многие впрочем считали от сотворения мира). С другой стороны - о грядущем апокалипсисе в мировой истории кричали все подряд и по каждому поводу, так что все ок.

Огромная глава на тему интеллектуальной жизни. Производство книг в десятом веке упало, потому что книги штука крайне затратная и каролинги еще это добро спонсировали, а среди мелких властей спонсоров нашлось заметно меньше.
Одновременно шло движения отделения образования от государства, опять же правило "каждый сам за себя", что в целом еще не сказалось положительно на образовании (собственно оно оставалось схоластикой то есть псевдо-знаниями), но обещало сказаться рано или поздно. Начали образовываться библиотеки и при монастырях.

Прямо вот супер известных западных философов это время не родило, но был к примеру Абеляр как предтеча Спинозы. Однако шел расцвет в мусульманском мире, в частности в мусульманской Испании. Отдельные очаги наблюдались в Англии как часть англосаксонского образования. Впрочем в основном авторы занимались переводом античных текстов.

Начали добавлять стихи и песни в литургию, вообще церковные песнопения стали отдельным видом искусства. В литургию начали добавлять пьесы и сочинения тему, притчи, жития, фактически это стало представлением, наследником римского театра. Все это опять же было следствием атомизации, каждый крутился как мог.
Вообще стали крайне популярны разнообразные жития, каждый регион искал кого-то к ним близкого и святого как ролевую модель для подражания.

Отдельно выделяется Хросвита Гандерсгеймская, которая монахиня-поэтесса, первая авторша любовных сюжетов средневековья. И вообще первый европейский драматург со времен античности.

Очень много в этот период написано анонимных исторических разборов прошлых эпох. Судя по всему это связано с ощущением грядущего апокалипсиса, люди смотрели в прошлое, искали где они повернули не туда, в частности обращались взглядом в светлые каролингские времена порядка и спокойствия, примерно как сейчас пенсионерки смотрят на СССР.

Один из главных европейских авторов века - папа римский Сильвестр Второй (он же Герберт Аврилакский), знаменитый популяризатор мусульманской науки в католических странах, и вообще легендарная личность.

Глава про ощущение конца вселенной в творчестве авторов десятого века.
Глава про архитектуру. В целом расселение из городов по деревням не сильно способствовало этой области искусства. Несколько трансформировались под музыку церкви, кое где начали ставить органы.
Глава про книжные иллюстрации - их было не много как и самих книг. Из арта выделялись только настенные рисунки в церквях, которые начали активно использоваться.

Так и на этом первая треть книги все. Далее пойдут уже описания отдельных территорий.
Это уже в следующих постах, никаких катов не будет. Просвещайтесь еба.
Закрыть