Кофе
emergency
дневник заведен 08-07-2007
закладки:
цитатник:
дневник:
местожительство:
Москва, Россия
Воскресенье, 7 Января 2024 г.
17:57 В продолжение прошлого поста - напишу в поддержку ужасных вещей
Снова

На самом деле история мира постепенно приводит меня к гуманистическим выводам.
То есть почти всегда когда я читаю про ужасы того или иного исторического периода - я в результате прихожу к выводу (или как минимум - к серьезным подозрением) что эти ужасы одобрялись (или как минимум яростно не отвергались) подавляющим большинством населения.

И собственно поэтому они не могут повториться в нашем времени - потому что мы считаем их ужасами. У нас конечно будут и свои ужасы, но именно что - свои. Такие, которые мы ужасами пока еще не считаем.

-

Ну то есть возьмем античное рабовладение. Ужасно? Ужасно. Но - во время античных империй для выживания требовалась координация огромных масс людей. Для чего - требовалось рабовладение.
Были ли попытки организоваться иначе, более гуманистически? Были, очевидно. Достигли ли они того же успеха? Нет.
И рабы уверен прекрасно это понимали. Они прекрасно понимали что живут в обществе, где жизненно необходимы рабы, иначе они все свалятся назад в пещерных-лесных людей. То есть рабы могли протестовать против тяжести условий в конкретном месте, могли - пытаться выбиться из низов, лично для сего чего-то добиться. Но против самой структуры общества, требующей массового рабовладения они не протестовали.

Аналогично средневековый феодализм. Ему жизненно требовались крестьяне, которые жестко и предсказуемо выполняют посевную и прочий цикл работ. Пропущен любой этап - конец, все тупо вымирают ужасной смертью. И все это отлично понимают.
Были ли попытки добиться того же без феодализма? Были. Были ли они успешны - нет. Как минимум до тех пор, пока не выросли технологии.

Аналогично пресловутое американское рабство. Крайне крайне мало восстаний мы видим, и видим живое участие африканцев и в ловле-продаже рабов и потом в их охране. Из чего я делаю вывод - что в подавляющем большинстве рабы ничего страшного в происходящем не видели, а кто-то - видел в происходящем и благо.

Аналогично ужасы нацистского строя или к примеру сталинские репрессии и китайской культурной революции - я вижу влияние взрывного роста технологий и сми, которые приписывали все заслуги кому попало. Везде была запредельная поддержка ужасов населением.

-
То есть наверное в истории можно найти периоды и места, где массы населения чувствовали себя в аду. Чувствовали, что они организованы несправедливым образом. (Игнорируем тут эпидемии конечно, там то все понятно.)
Но найти такие места - тяжело, и периоды такие продолжались в целом не долго.

(Почти) всегда и (почти) везде - люди организовывались максимально гуманным способом который видели.
14:21 Читаю третий том истории средних веков
И думаю на тему трансформации общества.

Ну то есть у нас имеется первый этап - первобытное общество. Считай общество до изобретения земледелия. Это общины охотников-собирателей, чуть позже скотоводов. Они все раздробленные, часто кочующие, никакой вменяемой организации на такой основе не сделаешь, тупо город ты не прокормишь, он выжрет все вокруг и умрет.

Далее античное общество - где изобретено раннее земледелие, однако оно супер сложное, требуются огромные массы людей в одном месте, постоянная поддержка оросительных каналов и четкая организация. Отсюда вытекают античные империи и рабовладение (как самый логичный способ организовать массы людей).
Плюс появление какбы обществ-придатков - имперских окраин, которые живут засчет ресурсов империи, с ней в симбиозе, при этом сами по себе оставаясь общинным строем.

Далее переход на раннее средневековье - когда земледелие упростилось, и уже сравнительно небольшая деревня земледельцев вполне нормально себя прокармливала. Переход прошел по двум основным путям - тн западному и восточному.
Главное отличие запада от востока было в географическом положении - на запад постоянно шли волны переселенцев, в то время как восток в целом варился в собственном соку.
В результате на западе все постоянно разваливалось и сформировалось с какбы "полусвободные" структуры с двоевластием "мирских" и "духовных" властей и постоянно ездящим туда-сюда балансом. Со всеми достоинствами и недостатками.
А на востоке сохранилась (сохранила воспроизведение самой себя при каждом потрясении) условно имперская структура с единой централизованной властью, хотя и со смягченной версией рабства.

Далее переход на позднее средневековье - появление огнестрельного оружия, с помощью которого феодал смог сравнительно небольшими силами поддерживать контроль на большой территории. В результате пошла централизация властей. Фактически появление новых империй, уже включающих внутрь себя все привычные сельские структуры.

Далее переход на раннее индустриальное общество - возделывать землю стало еще проще, уже фактически не требовались и крепостные даже, переход к фермерам, свободному рынку итд. И рост третьей (четвертой?) силы - относительно свободных капиталистов, которые постепенно начали лоббировать изменение власти, фактически и стали основной властью.

Далее переход на индустриальное общество - вообще почти людей уже не требовалось на полях, население массово сместилось в сторону городов и индустриальных центров. Далее изобретение ядерного оружия сделало экономически невыгодными войны между индустриальными центрами, тебе дешевле построить свой чем захватить чужой, ресурсы тоже дешевле купить чем захватить. Фактически смысл политических объединений стал не в захвате земель а в сохранении стабильности на контролируемых землях - что обеспечивало приток капитала, постройку долговременных структур (социально-экономических в первую очередь) и тп.

Наконец переход на постиндустриальное общество, который до сих пор еще продолжается - теперь уже не требуется много людей и в промышленности, они требуются в сервисе, в результате отток людей из индустриальных центров в эээ "точки внимания" (скажем так), места с развитой индустрией развлечений, потому что большинство населения либо в развлечениях, либо в сервисе либо на подсосе у властей, помогая им сохранять власть. Последняя группа в целом тормозит переход к постиндустриальному обществу, так как власти любят держать все в одном месте, то есть они сами торчат в индустриальных центрах, группу поддержки там же держат, и это уже само по себе достаточно народа, чтобы вокруг них нарастал сервис и туда же где сервис тянулись и развлечения. Все это в результате приводит к тому, что люди живут не там где хочется, а там куда их пригнала мелкая группка мудаков, трясущихся за свои шкуры.
К счастью хоть развитие онлайна и удаленки начали добивать этот гнойник.

И как не сложно догадаться у нас грядет еще пост-пост-индустриальное общество, когда роботы выкинут людей и из сферы услуг, и из развлечений тоже. И этот переход уже какбы начался, но он в самом самом начале, и до сих по даже не понятно куда все эти люди уйдут. Но скорее всего опять же из муравейников в "точки внимания", я бы даже сказал "точки комфорта". Ну и "точки стабильности" конечно. Экономической стабильности в первую очередь. За ними как не крути будущее.
06:08 Меня неизменно поражает
Насколько много некоторые люди готовы говорить о еде.
Для некоторых кажется это вообще главная тема их мыслей примерно всегда.
Закрыть