Масс-медиа суть сообщение. И это сообщение - идиотское.
Медиа фундаментально глупы. Ориентация на идиота есть единственно коммерчески оправданная политика в медиа-пространстве. Но ориентированные на идиота медиа оглупляют массы, приводя к необходимости еще более идиотской медиа-политики. Зловещая спираль усугубляющегося идиотизма влечет общество к тотальной апатии, ожирению и свинству - попробуйте отличить 200-килограммового американца, намертво приделанного к кабельному телевизору, от такой же откормленной свиньи на свиноферме.
Идиотизму поддаются и сами медиа. Медиа могут смеяться над своей пропагандой, но эта ирония есть сама - часть пропаганды. Самое несвободное от идиотизма знаковое пространство - мозги людей, ответственных за идиотизм, и рефлексия об идиотизме помогает им чрезвычайно мало, ибо является частью идиотского сообщения.
Медиа конструируют "реальность". Не случайно центральной фигурой средства массовой информации (чем более массового, тем более центральной) была и остается знаменитость - полумифическая фигура, известная в исключительно тем, что мир масс-медиа ее прославляет; и прославляемая исключительно в силу того, что она "известна". Если в один прекрасный момент знаменитостью станет картонная фигура, какой-нибудь поручик Киже, он будет знаменитостью, на каждый чих его медиа будут разражаться многоголосым воем, а когда в "жизни" поручика случится нечто достойное медиа-внимания (свадьба на Ксюше Собчак например) - СМИ будут неделями взахлеб описывать свадебный кортеж, ужин, трапезу и приглашенных знаменитостей (также сделанных из картона). И медиа-наркоманы будут пялиться в телеящик, ожидая новых известий от картонного поручика.
Конструированная реальность, реальность, в которой действует Ксюша Собчак, Пьер Нарцисс и Парис Хилтон, давно вытеснила все остальное; раньше человек видел вещи и думал "вот вещи", а теперь человек видит вещи и думает "Парис Хилтон. А вот кстати и вещи." А "Парис Хилтон" никакой на самом деле и нет.
Медийная реальность оказывается первичной, личный опыт вторичным, а все, происходящее с человеком - воспринимается лишь в соотнесении с Пьером Нарциссом и Ксюшей Собчак.
Медиа не только оглупляют общество, медиа организуют его в соответствии со своими интересами. Новый тип человека воспринимает мир медиа как первоначальную и единственно аутентичную реальность, и читает события своей жизни через призму медийных стереотипов. У самого несчастного раба древних времен оставалась неотъемлемое - его личный опыт, ощущения, суждения; у двухсоткиллограмового свинтуса с телевизором все эти вещи конфискованы в пользу общества потребления. Впрочем, точно также лишен индивидуальности и личного опыта и любой другой человек современного мира. То, что эти люди почитают за личный опыт, за свое "я" - есть не более чем медийный конструкт. Неспособность разглядеть в своем "опыте", в "суждениях", в "индивидуальности" грубо замаскированную подделку - наилучшее свидетельство в пользу отсутствия и индивидуальности, и опыта, и суждений.
У человека Современности в глазах мухи.
Миша Вербицкий.
Статья «Побеждая смерть»
[Print]
Гость