Джей
18:14 08-01-2009 "Четыре источника и четыре составные части российского счастья"
В 2005 Дмитрий Быков писал:

В начале времен, когда весной 1985 года стал свет отделяться от тьмы, левые от правых, а партия от государства, — запели трубы, грянули барабаны, и вошел историк, главная фигура общественного сознания той поры, и на цепи вел журналиста с блокнотом.

И говорили к нему: научи нас! ибо ты знаешь, как было, а мы — только как нам все врали. И ого-го, сказал он, как я вам расскажу; и рассказал. Вышло, что ничего не было, а что было — было иначе, и слава незаслуженна, и гордость растоптана, и стала альтернативная история везде, куда ни оборотись.

И был путч, и была инфляция; этап первый.

Но зазвенели бабки, послышалась пальба, и стал рынок, и вошел экономист, главная фигура нового этапа. Говорили к нему: прореки, где хранить доллары? и зачем нужен евро, когда уже есть доллары? и что делать, чтобы не тебя отымели, как лоха, но ты? И ух-ух-ух, сказал он, как я вам расскажу; и многие послушались экономиста, и вложили, и не выложили, и некоторые не выжили.

И был дефолт, и был коллапс; этап второй.

Но забряцал Доренко, замемекал Киселев, и вошел политтехнолог, главная фигура следующего этапа. И говорили к нему: прореки, за кого голосовать? и что есть операция «Преемник», и не пора ли уже валить отсюда? На что говорил: всегда пора, но посмотрите, как будет интересно. Уй-юй-юй, говорил он, как я вам сейчас объясню, что нет никакой реальности, а только один сплошной пиар, и я покажу вам, как его делают, и сделаю вам его, и выберете, как скажу, а потом и смотреть на мир станете моими глазами. И моргал ими, и многие верили.

И был белый пиар, а потом черный пиар, и на оранжевой заре закончился этап третий.

И тогда к согражданам, разуверившимся во всем, — потому что ни историк, ни экономист, ни политтехнолог не принесли им счастия, — вышел психолог и сказал: бя-бя-бя, агу-агу, уси-пуси. И ни о чем не спрашивали его, ибо поняли, что вот оно, лекарство. И стало счастье.

Так что, если четвертый этап новейшей русской истории и закончится, этого никто уже не заметит.

(с) Дм. Быков

У нас новый этап. Кто сейчас главный герой?

отредактировано: 08-01-2009 18:15 - Джей

Комментарии:
Mikki Okkolo
15:00 12-01-2009
Джей какой этап ты имеешь в виду? Антикризисный?

До сентября главным героем был телевизор. Механизм, а не человек. Он производил и низвергал героев, которые все были плоть от плоти его.

А вот прям сейчас… Не знаю. Наверное, герой ещё кристаллизуется.
И про психолога я с Быковым не соглашусь. Наверное, психолог мог бы стать фигурой и знаком времени, как психоаналитик за океаном, но не успел. Имхо, даже и не начал становиться.
Джей
15:27 12-01-2009
А у нас такой этап, да, антикризисный? Я думала, просто кризис.
Про телевизор - мы совпали! Я ровно так же считаю. Особенно глядя на списки российской элиты.
Про психологов... это кусочек из статьи про Курпатова (так, кажется? доктор Курпатов) который тоже в телевизоре был. Про засилье профанирующих психологов. Потому что предполагается все же индивидуальная работа, а не бодро со всеми зрителями.
После психологов еще были эзотерики, шаманы, ясновидящие - экстрасенсы всякие.

А вот менеджеры-менагеры вроде так и не стали ключевыми фигурами, хотя были близки.
Mikki Okkolo
16:23 12-01-2009
Аполитично рассуждаешь, Джей! Кризис это там, в америках. А у нас -- борьба с ним.

Курпатов? Мне кажется, на фоне Кашпировского и этого, как его... заряжателя... Курпатов фигура мелкая и достаточно случайная. Один из медийного ряда всей этой телешоблы. Что он, что "целитель" Малахов, что Собчак... Разные грани одного стакана.

Что до прихода всяких шаманов и потомственных гадалок, то на сей счёт есть замечательное наблюдение:

Пациент:
- У меня болит голова!
Врачеватель:
- 2000 до нашей эры:
- На, съешь этот корешок .
1000 нашей эры:
- Эти корешки - колдовство! Прочти молитву!
1800:
- Эти молитвы - глупое суеверие! Выпей эту микстуру!
1950 :
- Эти микстуры - обычное шарлатанство! Прими эту таблетку!
1985:
- Эти таблетки неэффективны! Прими этот антибиотик!
2000 нашей эры:
- Эти антибиотики искусственного происхождения! На, съешь этот корешок.

Т.е., в рамках этой парадигмы на смену ясновидящим должны прийти святые старцы.

Про манагеров мы в "литературе" вроде бы как-то говорили, что это "герои нашего времени" в кавычках, лишние люди. Герои в гоголевском смысле. Башмачниковы в малиновых шинелях.
Artt
16:50 12-01-2009
Телевизор не смотрю, поэтому психолога на четвертом этапе не заметил. Зато заметил трейдера, как героя 4 этапа. Вот уж кто на коне был. Он как красная линия на графике котировок показывал как в стране все потрясающе. На него ровнялись, на него рассчитывали.

Что до настоящего, то этап лишь начался и героя еще не видно и в предположениях легко ошибиться. Но поразмышлять можно.
Mikki Okkolo
17:12 12-01-2009
Artt взлёт трейдеров и финаналитиков, мне кажется, был очень краток и довольно локален. Опять же -- среди менеджеров среднего звена.
Джей
18:03 12-01-2009
Artt
Вот уж кто на коне был. Он как красная линия на графике котировок показывал как в стране все потрясающе. На него ровнялись, на него рассчитывали.

Мне, человеку, далекому от финансовых рынков, трейдеры были не заметны. Вот цена на нефть - да. По предыдущим этапам я личности помню - историка Афанасьева, экономиста Гайдара, политтехнолога Павловского, психолога КУрпатова. А можно назвать трейдера, олицетворяющего предыдущий этап?

Телевизор-то я тоже почти не смотрю, но что в списке российской элиты - камеди-клаб, юмористы, телеведущие, и прочие, кто часто мелькает - это было симптоматично.
Джей
18:16 12-01-2009
Mikki Okkolo
.е., в рамках этой парадигмы на смену ясновидящим должны прийти святые старцы.
Вот это запросто. Ясновидящие все равно ничего хорошего не предсказали, а
некое религиозное пуританство очень к моменту - строгость нравов, цензура, экономия.
Только вот в появление личности, несущей такой имидж, плохо верю.
В той же "Литературе" я как-то допытывалась о моральных авторитетах. С ними и тогда было плохо, а сейчас вроде совсем никак?

Про манагеров мы в "литературе" вроде бы как-то говорили, что это "герои нашего времени" в кавычках, лишние люди. Герои в гоголевском смысле. Башмачниковы в малиновых шинелях.
Ха, мы, видимо, до Минаева это говорили. Менагеры - это Байроны и Дон_Хуаны нашего времени.
Artt
18:38 12-01-2009
Джей ИМЯ не назову. За хрониками не следил. Но лица управляющих активами крупных фондовых компаний периодически появлялись и на ТВ и в газетах. Кстати не называет имен и Быков. Он говорит о категории, представителей которых ты и назвала.

Каким боком вы Курпатова люда приплели не понимаю. Пусть даже и Быков с вами согласен. Наряду с его программой Курпатова, появились и разные судебные программы, где разыгрывались честные и красивые суды по бытовым человеческим проблемам. Почему бы их не выделить? Они носили более социальный характер, в отличии от "личностных проблем Курпатова, даря людям ощущение что в у нас правовая страна и суды у нас такие классные.

В 4 этапе было впечатление что все налаживается, что жить стали лучше. Появлялись рабочие места, росли зарплаты. Зачем людей убеждать что все хорошо, если люди и так это видели?

Признаюсь я не очень понимаю Быковский 4 этап. Он писал его в самом его разгаре. И его развязка Быковым по моему придумана.
Джей
18:48 12-01-2009
Artt
Пусть даже и Быков с вами согласен.
Нет, что ты. Это именно Быков про него писал. Я зацитировала конец статьи, а начало там такое:
Во всех российских изданиях к концу года подводят итоги: кто был человеком-2005? Называют Бондарчука, Безрукова, Собянина, Фрадкова, даже Путина. Всем, однако, невдомек, что самый стремительный взлет года — Андрей Курпатов, главный персонаж российского массового сознания, вытеснивший из него не только Сердючку, но даже и Пугачеву.

Этот молодо выглядящий доктор с прической типа «черный одуванчик», с добрыми карими глазами и мальчишеской улыбкой стал самым издаваемым российским автором этого года. У него больше 20 книг по популярной психологии, изданных совокупным миллионным тиражом. Сдайся, Лукьяненко, замри и ляг, а что сделать Владимиру Леви — я даже не знаю. У Курпатова романтическая биография.
... и т.д.
Вот эта статья.
http://www.ogoniok.com/4924/28/
Джей
18:54 12-01-2009
Статью стоит прочитать.
Психологи - именно из-за такого симптома:
мы уже не хотим переделать мир или хотя бы понять. Мы пытаемся с ним смириться.
Artt
18:56 12-01-2009
Джей Пусть даже и Быков с вами согласен. эт я пошутил) Я понимаю что идет обсуждение его слов)

Быков умный человек. Но не лишен чувства юмора)
Курпатов конечно молодец, но никак не герой этого периода.
Считает его передача не была бы популярна в середине 90-х? И ее место именно 4 этап?
Джей
19:19 12-01-2009
Artt
его передача не была бы популярна в середине 90-х? И ее место именно 4 этап?
Думаю, не была бы так популярна. Там же было время пассионариев, крутиться надо было, хватать, а не успокаиваться.
JimmyM
21:54 12-01-2009
Не согласен, что сейчас новый этап. Сейчас как раз, возможно, переход к новому этапу, но определенно сказать еще сложно.
Джей
11:35 13-01-2009
JimmyM
Действительно, нет новых путей, или новых моделей поведения, или новых лидеров.
Пассивность. Но обстоятельства-то изменились очень круто. А люди нет, потому что не знают, что можно сделать. По Быкову это и есть 4-й этап, который уже окончательный - смирились, что есть, то и есть. Как уж будет. Куда-нибудь вывезет.
Ну, статья скорее сатирическая, чем аналитическая, и не хочется думать, что действительно нового героя не будет (или будет - телевизор).
возможно, переход к новому этапу
Ты в данном случае консерватор или как? Хочешь, чтоб был новый этап?
Я хочу, хотя наверняка жизнь ухудшится.
Mikki Okkolo
12:01 13-01-2009
В качестве святого старца и властителя дум вполне может выступить Кирилл Гундяев, который явно претендует не просто на место патриарха.

Я тоже хочу нового этапа.
Джей
14:40 13-01-2009
У тебя есть о Кирилле мнение? Поделись!
Сходила на сайт посмотреть кандидатов в патриархи, а их немерено (и всё потенциально святые старцы). Проголосовала за нашего Антония - из местного патриотизма, хотя он и пьяница, кажется. Зато в USA его знают и уважают, во как.
http://www.zapatriarha.ru/index.php?title=&id=56
Mikki Okkolo
15:36 13-01-2009
Джей пока особого мнения нет. Но видно, что человек образованный, умный, явный оратор и весьма амбициозен. Ты его новогоднюю речь слышала?
Джей
15:51 13-01-2009
Нет.
Джей
15:51 13-01-2009
Он модернист, вроде? Мнение "из воздуха".
Mikki Okkolo
15:59 13-01-2009
как это?
Джей
16:10 13-01-2009
Без достаточных оснований, значит. Мнения в воздухе носятся и оседают, а на чем основаны - не могу сказать.
Mikki Okkolo
16:15 13-01-2009
Джей а, я думал, что Мнение "из воздуха". является определением "модерниста".

Тогда, что есть "модернист" в данном случае?
Джей
16:26 13-01-2009
Противоположность консерватора. Кажется, что он хочет учитывать современную реальность больше, чем другие.
Но какой интерес в моем впечатлении, ни на чем не основанном? Я вот спросила про него сейчас, не в интернете, а дома, мне сразу сказали кучу всего - на чем он сделал состояние, про табачный бизнес и пр.
Mikki Okkolo
16:37 13-01-2009
Джей ну да, про него разное говорят. Многие его сильно не любят, в том числе и за стремление модернизировать РПЦ. Я пока не понимаю.

ВО вчерашнем Ъ забавная статья про выборы нового патриарха. Мол, среди выборщиков чуть не половина -- госчиновники и олигархи местного розлива.
Джей
16:45 13-01-2009
Я думаю, процедура была раньше прописана, сколько должно быть не церковных выборщиков. А то, что они чиновники и олигархи, а не ткачихи и продавцы, не удивляет. Чтобы это не так было, надо специально поддерживать процентный состав, как в СССР.
Джей
16:47 13-01-2009
Зато там наверно нет Димы Белана и Петросяна. Так что состав вполне респектабельный.
Серьезный разговор
16:12 14-01-2009
Mikki Okkolo, чтобы главным героем были святые, нужна вера? Или хотя бы уважение? Или хотя бы наивность и серьезность, и поменьше цинизма, чем сейчас?
Думаешь, возможно человеку стать менее циничным? Мне кажется, циничность (обобщенная) эквивалентна воде, долитой в вино, которую, как известно, назад не выльешь.
JimmyM
23:28 14-01-2009
Джей Ты в данном случае консерватор или как? Хочешь, чтоб был новый этап?
Я хочу, хотя наверняка жизнь ухудшится.


Тут вопрос не в том, хочу я или не хочу. Вопрос в том, будет или не будет. Лично я думаю, что принципиальных изменений не будет.

P.S. Забавно - в голосовании за патриарха народ устроил флеш-моб за единственного безбородого - японского митрополита
Джей
05:58 15-01-2009
JimmyM
Когда заходила, голоса были за ириканского (самый последний митрополит на фото) по мотиву прикольной шапочки. Это он и есть японский?

Насчет нового этапа. Есть у меня знакомый, с которыми в книжных вкусах только одно расхождение - я Дм. Быкова люблю, а он нет. По причине "он революционер".
Жить было хорошо, а Д.Б. ругался, что застой и хотел перемен. Это в самый-то нереволюционный период нашей истории. Ему на это разумно отвечали - вот станет плохо, тогда и будем что-нибудь принципиальное делать, а сейчас-то зачем.
А сейчас даже он пишет:
Да, этот кризис как-то странен. Тоска, под ложечкой сосет, сижу на льдине, как Папанин, и жду, куда ее снесет.
http://www.novayagazeta.ru/data/2009/002/24.html
JimmyM
07:39 15-01-2009
Джей ириканского не увидел , а японец - вот он )

ну, почитал, то, что пишет Быков, - это и есть его "четвертый этап", заслуга психиатора, что теперь все так скучно
Джей
08:11 15-01-2009
Ну да, он вовсе Епископ Ирийский ДАНИИЛ
http://www.zapatriarha.ru/info.asp?i=179
Комментарии к нему славные.

про японца написано, что он объект хакерской атаки не смогла проверить, можно ли голосовать за него - мне не дали голосовать, потому что я уже раньше.
Комментарии хороши:
"Какой бы глупой не казалась попытка интернет сообщества устроить флеш-моб, но ведь всё по попущению Господа, и здравая мысль в сием волеизъявлении есть. Многая Лета Владыко! p.s.: модераторы тут вообще существуют?"
Mikki Okkolo
09:16 15-01-2009
Каждый раз очень тяжело читать рифмованные строки Быкова.
JimmyM
09:27 15-01-2009
) у Ирийского Даниила выражение лица забавное...

Голосовать за японца, наверное, можно. Конечно, с анонимным голосованием они погорячились
Джей
10:10 15-01-2009
Mikki Okkolo
Причем Быков и в книжках так издает, наверно, чтобы отличить от стихов.
При этом у него внешние признаки стихов, размеры-рифмы, вполне выдерживаются.
Мне кажется, читать трудно (мне тоже) потому, что по сплошному тексту глаз привычно скользит, выхватывая ключевое, а рифмованное надо читать подряд, диссонанс восприятия получается.

Хотя я люблю когда стихи вот так подряд - у
Леонида Мартынова, у Катаева в "Алмазном венце". Но это должны быть уже знакомые мне и любимые, и не очень в больших объемах.
JimmyM
Там даже не проглядывается тенденция проголосовать за своего, только по приколу.
Манни
20:40 16-01-2009
Сначала хотел спросить "то есть как это закончился этап политтехнолога?!"
А потом понял, что у Северных, тм, Соседей и правда закончился...
Джей
16:47 20-01-2009
Манни
Все наши к вам подались )