Дневник бегущего кролика
RunningRabbit
дневник заведен 11-05-2004
постоянные читатели [29]
3_62, ANN_in da club, ASA, BiGG_BeNN, Bladewalker, chris, Creative emotion, Dolor, fragment, I_R, LEG, Mrazz, pagan, Schastie, sickness, Thinking of U, Trisha, twilight_cat, UnorthodoxManifesto, vitacha, ZuB-X, Альхен, Букля_, Великое Ничто, ПАРАД УРОДОВ, Скромняга, Скромняга-2, Сонечка, Чешир
закладки:
цитатник:
дневник:
местожительство:
Россия, Санкт-Петербург
интересы [9]
антиресы [7]
17-08-2004 16:19 "Власть над собой"
Всякий желающий обрести власть над собой в действительности хочет властвовать над миром, но – потерпев в этом неудачу – ограничивается более скромной задачей. С точки зрения мира, т. е. социума, так оно и лучше. Чем больше простаков отказавшихся от внешней власти в пользу внутренней - тем проще жить тем кто в настоящий момент социальной властью обладает. Поэтому жизнеучения ставящие во главу угла власть над собой повсеместно приветствовались. Западная культура с её стоицизмом и христианством ничем не отличается в этом отношении от восточной, с буддизмом и йогой, так же как древние гуру не отличаются от современных психологов.

Как и всякая потребность, потребность во власти обостряется в пору фрустрации. Властвовать над собой спешат самые ущемлённые, и весь заряд скопившейся негативной энергии они направляют на самих себя.

Желающий властвовать над собой должен первым делом разделить себя на две части - подчиняющую и подчинённую. Осуществить это тем проще чем тяжелее жизненная ситуация и глубже душевный кризис. Любой человек исполнен разнонаправленных, а то и противоречивых влечений, которые конкурируют друг с другом. Но удачный ход дел позволяет пребывать в относительной гармонии, удовлетворять в приемлемой степени все основные побуждения. Вследствие этого сам факт сложносоставленности личности часто упускается из виду и отрицается. Наоборот, жизненные трудности обостряют дифференцированное восприятие своего Я, поскольку фрустрированные побуждения заявляют о себе со всей громогласностью.

Сценарий властвования над собой всегда одинаков. Властвующая часть объявляется хорошей, а подчиняемая плохой, т. е. внутри личности разворачиваются нешуточные манихейские баталии. Это, впрочем, спасает от нечистой совести и от переживаний по поводу собственных ошибок. Плохие с этической или эгоистической точки зрения поступки приписываются подчинённой субличности, разумеется, не имеющей ничего общего с подлинной, властвующей, с которой человек идентифицирует сам себя.

Но самое поучительное - что роли сеньора и вассала практические всегда распределяются одинаковым образом. Объективно некоторые части Я "оторвать от себя" проще чем другие. Это прежде всего относится к телу. Человек может быть абсолютно парализован или лишиться всех конечностей, но при этом сохранять полноценное самосознание. Поэтому тело - вассал номер один. Пытаются ли его подавить и унизить, как в аскетизме, или, наоборот, развить, как в спорте, то и другое есть есть проявление господских капризов, выбравших для себя самую беззащитную жертву.

Но власти над телом обычно мало. Поэтому внутри Я проводится ещё одна демаркационная линия - между "душой" и "разумом", а другими словами - между "бессознательным" и "сознанием". Враждебное ко всему интеллектуальному христианство предпочитает загадочно именовать разум "духом", а с точки зрения сторогости терминологии более правильно говорить о "рассудке", но в нашем контексте это не принципиально. Знаменитый декартовский афоризм "мыслю, следовательно существую" выражает тот факт самоидентификацию человека невозможно оторвать от его рассудка, его сознания. А чувства - можно. Поэтому вслед за телом "власть над собой" ставит в зависимое положение душу.

Вышесказанное объясняет почему душа, а особенно тело, традиционно ассоциируются с "греховностью", и объявляются источниками всех человеческих бедствий, хотя на самом деле они являются главными кладезями удовольствий, тогда как рассудок, причиняющий в основном головную боль, возносится как "чистый" и "праведный". Другое распределение ролей попросту невозможно, вредоносной должна быть непременно абстрагируемая часть Я, а благой – абстрагирующая, и коль скоро астрагировать мы можем тело и душу, но не рассудок – вредоносными должны быть первые, а благим - последний. Поэтому человечеству пришлось выдумать фантастическое количество заведомо ложных теорий, доказывающих несуществующие благие свойства рассудка и порицающих несуществующие пороки тела и души.

Итак, любой человек практикующий "властвование над собой", а по существу - подавление себя, вольно или невольно является мазохистом. Следовательно, любая призывающая к этому идеология является репрессивной. Наоборот, истинный гуманизм выступает решительно против уничижения души и тела и противопоставляет власти над собой свободное самовыражение всех составляющих личности, если только это не причиняет насилие другим членам общества. Именно поэтому Фрейд, реабилитировавший тело и душу, ознаменовал собой наступление эпохи гуманизма, тогда как порицающее всё чувственное и телесное христианство с гуманизмом совершенно несовместимо.
Комментарии:
17-08-2004 20:20
и моё скромное мнение...
Всякий желающий обрести власть над собой в действительности хочет властвовать над миром, но – потерпев в этом неудачу – ограничивается более скромной задачей.

"Монарх должен быть деспотом. Деспотом прежде всего для самого себя. И только для самого себя" Екатерина II.

Вот, наверно, скромница-то была... :-)
17-08-2004 20:25
и моё скромное мнение...
Как и всякая потребность, потребность во власти обостряется в пору фрустрации. Властвовать над собой спешат самые ущемлённые, и весь заряд скопившейся негативной энергии они направляют на самих себя.

"Самой сильной моей стороной является моя способность в большей степени, чем кто-либо другой, управлять своим настроением" Наполеон
а этот, наверное, из самых ущёмлённых...
glan
Разве власть над собой – это не есть возможность выбора? Возможность по собственной воле либо окунуться в мир удовольствия (духовного или физического), но не утонуть в нем, либо подвергнуть себя аскезе, но не бездумно умерщвлять плоть?
И еще почему-то вспоминается путь Сиддхартхи.
Камрад
Halatir, рассудок не может выбирать за душу и тело, потому что не знает чего они хотят. Он говорит всегда за себя, даже если уверен в обратном, так же как за душу может сказать только душа, а за тело - только тело. Полная аналогия с отношениями между людьми. Только сам человек может сделать подходящий для выбор, потому что один он знает чего он хочет. А когда один выбирает за другого - в действительности он исходит из своих интересов.

Поэтому "срединный путь" предполагает внутриличностную свободу, а не "власть над собой".
Камрад
fragment, о комплексе неполноценности Наполеона не писал только ленивый. Да и об искренности Екатерины II вроде бы тоже.
18-08-2004 07:39
и моё скромное мнение...
я немного про другое, RunningRabbit...
про то, что те, кто стремятся к абсолютной власти над собой, компенсируют невозможность реализовать власть на людях...
18-08-2004 07:41
и моё скромное мнение...
RunningRabbit ты действительно считаешь, что это неправильно - приучать ребёнка к горшку? ведь это насилие над детским организмом. или как?
Закрыть