Кофе
emergency
дневник заведен 08-07-2007
закладки:
цитатник:
дневник:
местожительство:
Москва, Россия
[4] 20-05-2024 10:30
Атас

[Print]
ТотКтоЯеСтЬ
29-11-2015 15:36 The Matrix
Я постарался разобрать всё, что смог. Разве что не стал трогать имен героев, потому что их только ленивый не разбирал. Что такое Троица, Новейший, кто бог сна, Зион - сион и сионисты и т.д.

В далёком будущем захватившие мир роботы создают многопользовательскую игру, эмулирующаю наш современный мир (вплоть до того, что она убивает игрока в случае смерти аватара). Игра называется Матрицей.

Часть людей не принимает Матрицу, угрожая её стабильности, и роботы позволяют этим людям выйти из системы, и даже организовать под землёй город "Зион". Со временем количество "отщепенцев" достигает критической массы, и тогда управляющие Матрицей роботы - так называемые "Архитектор" и "Оракул" (ака Пифия) выбирают одного из людей с наибольшим потенциалом (т.н Избранного), который "обнуляет" Матрицу, запуская всё заново.

При этом, чтобы упростить поиски "Избранного" - среди людей запускается слух о том, что он сможет спасти человечество от ига роботов. В результате отщепенцы сами ищут его, так что Оракулу остаётся только указывать пальцем на одного из тех, кого к нему водят.

Вполне возможно - в этом и является смысл всего живущего в Зионе общества - находить и собирать в одном месте невосприимчивых к Матрице людей, где роботы могут их разом уничтожить при перезагрузке системы. То-есть это контролируемая пятая колонна типо Навального и ко.

Здесь хочется сделать важную пометку, объясняющую многие события первой части фильма - агенты борются с отключенными от Матрицы людьми - не в полную силу. Они специально позволяют тем уходить от погонь. Смысл агентов не в том, чтобы уничтожать этих людей - а в том, чтобы не позволять им портить иллюзию для подключенных к Матрице, то есть не позволять бегать по улицам, когда хочется и где хочется, совершая двадцатиметровые прыжки.

То-есть агенты не являются антивирусом в полном смысле этого слова. Они - скорее аналог уборщиков улиц, которым достаточно, чтобы улица выглядела прилично, пускай какая-то грязь на ней и останется.

Ок. Определившись с основами - пошли по сюжету.
В будущем Земля становится труднопроходимой, поэтому отключенные от Матрицы люди вынуждены пользоваться антигравитационными кораблями, и соответственно, делятся на команды, по кораблям.
Один из капитанов кораблей известен под кличкой "Морфеус" (кто бы мог подумать, насколько круто это звучало в начале нулевых, и насколько десадовски - сейчас), и он исключительно проникся идеей поиска Избранного.

Корабль Морфеуса называется "Навуходоносор", модели DA203 - это отсылка к строфе Библии (Даниил, 2:3), в которой царь Навуходоносор Второй говорит: "сон снился мне, и тревожился дух мой; желаю знать этот сон". Как не сложно догадаться, под "сном" в данном случае подразумевается Матрица.
Корабль построен в 2069 году. Модель 3. Одиннадцатый в серии.

Экипаж корабля: Морфеус — капитан, Тринити — старший офицер, Апок — мастер подключения, Сайфер — кодер,
Тэнк — оператор, Дозер — техник и кок, Маус — программист, Свитч и Линк.

Внимание Морфеуса приковано к одному из подключенных к Матрице людей - Томасу Андерсону, известному как "Нео". Морфеус считает, что Томас - Избранный, так что разные члены экипажа Навуходоносора регулярно шастают в Матрицу и следят за Томасов в ожидании, видимо, когда проявятся его способности.

В первые секунды фильма мы видим разговор Тринити и Сайфера. В этот день на "дежурство" (читай - следить за Нео) заступает девушка. Сайфер её оператор. Герои ещё не знают, но Сайфер под прикрытием работает на агентов, так что он сдаёт им и местонахождение самой Тринити и имя человека, за которым она следит.

Если бы агенты хотели переловить команду, безусловно, они бы легко сделали это. Однако, повторюсь, их цель в том, просто чтобы заставить Тринити побегать - и именно этим они занимаются, сначала отрезав кабель (и не держа под присмотром ближайшие точки выхода), потом натравив на неё полицию (и не пользуясь телами полицейских во время атаки), а уже потом - нападая самостоятельно.

Так и происходит. Побегав, Тринити выходит из Матрицы. Агенты решают найти Нео. Они считают, что это очередной человек, которого хотят вытащить. Им не так чтобы важно избранный или нет. Они просто хотят использовать все возможности (и Нео тоже) чтобы люди не расслаблялись.

Нео - обладает сильнейшими способностями по контролю за Матрицей (возможно - сильнейшими за всё время существования системы). Пока что его способности не развиты, но видимо он неосознанно вызывает какие-то мелкие баги системы (и именно эти баги заметил Морфеус). Так же его способности заставляют его чувствовать неестественность окружающего мира. С помощью гугля, Нео смог докопаться до упоминания Матрицы, однако конечно никто не собирается ему просто так рассказывать, что это такое.

Нео живёт в квартире 101 (one-o-one. на слэнге - новичок. в двоичном - 6, если считать от ноля. Нео шестой избранный).
Работает программистом в корпорации Metacortex (название корпорации можно перевести как "Расширяющий границы сознания" и это конечно намёк на Нео).

В свободное время барыжит вирусами.
Всякий штуч хранит в книге "Симулякры и симуляция" (подробнее). Не открывает её на заключительной главе "О нигилизме", краткую выжимку из которой я дал здесь.
Когда Нео отдаёт вирус клиенту, тот называет Томаса "спасителем" и "Иисусом Христом".

"Вы считаете, что вы особенный, но вы ошибаетесь", - говорит директор компании Томасу.
"Мы лучшая компания на свете, потому что каждый сотрудник понимает, что он часть целого", - говорит директор.
"Если у сотрудника проблема - то проблема у всей компании".

Морфеут решает вытащить Нео из Матрицы, но агенты ловят Томаса. Они несколько припугивают парня и ставят ему жучок. Очевидно, это не имеет никакого смысла (во-первых потому что у них уже есть внедрённый агент - Сайфер, во вторых, потому что жучок надо ставить на реальное тело Нео в ванне). Опять же это говорит о том, что система просто шугает людей, чтобы не расслаблялись.

Когда Нео сидит на допросе - камера показывает его на стене из мониторов. Как известно - такая стена стоит в комнате у архитектора. То есть архитектор в этот момент следит за Нео, то есть система уже знает, что он самый лучший кандидат на перезагрузку.
Опять же, архитектор спешит (почему - см. ниже) и пытается спровоцировать Нео на скорейшее развитие способностей.

Между прочим, когда Смит листает досье Андерсона - на стопкадрах можно прочитать текст. Там нет никакой особой информации. Паспортные данные (можно посмотреть фио матери и отца Томаса), немного о школе (написано, что Томас хороший футболист и хоккеист).
"Как видите, мы за вами давно следили, мистер Андерсон", - говорит Смит, но факт в том, что в папке никаких следов слежки нет. Только самая базовая информация.

"У вас две жизни, одна жизнь сотрудника корпорации, вторая жизнь хакера", - говорит Смит. - "У одной из этих жизней есть будущее. У второй нет".
Он конечно прав.

"Вы здесь, потому что нам нужна ваша помощь", - говорит Смит.
И это тоже правда.

"Вы поможете нам, Мистер Андерсон, хотите вы того или нет".
Со тру.

После внедрения жучка, команда вытаскивает Нео из Матрицы.
Там эпизод, который я не понимал, когда смотрел первый раз, и до сих пор без понятия. Когда Нео хочет вылезти из машины, и Тринити говорит: "Перестань. Ты знаешь куда ведёт эта дорога и чем заканчивается". И потом все многозначительно смотрят на дорогу.
Что это означает? Я так и не врубился.
Я искал трактовку в интернете, но там тоже достаточно никакие варианты. Походу никто не знает.

"Ты родился в тюрьме для твоего сознания", - говорит Морфеус.

"Скоро ты будешь уже не в Канзасе, Дороти", - говорит Сайфе.

Когда Нео касается зеркала, это конечно отсылка на Алису в Зазеркалье.

Чтобы вытащить Нео - команда делает так, что компьютерная система думает, будто бы Нео умер, и сбрасывает его тело.

Морфеус говорит что на дворе примерно 2200 год. Я так понимаю, что матрице примерно где-то сто лет. То есть каждая из пяти версий матрицы работала примерно по двадцать лет, эмулируя с 1980 по 2000 годы.

Архитектор был создан где-то в начале 21 века. То есть матрица эмулирует годы до его создания. Я так понимаю, что дальше уже опасно - потому что получится что один архитектор будет снаружи матрицу и один произведётся внутри.

Морфеус говорит, что однажды родился человек, способный менять матрицу как угодно. Сейчас этот мужик уже мёртв, но Нео - перерождение этого чувака. И предполагается, что он позволит уничтожить Матрицу и закончить войну между людьми и машинами.
Всё это, естественно, миф, выдуманный архитектором и Пифией.

Тэнк говорит, что он родился в Зионе. Если этой шестой версии матрицы двадцать лет - то да, он мог.
Однако тогда, надо понимать, его родители должны быть первыми вытащенными из матрицы.

В будущем используют дискеты, но засовывают их в дисководы для дисков. Окэй.

Пока Нео тренируется разнообразным боевым стилям - Тенк десять часов подряд следит за ним. Не до конца понятно, нахрена он это делает. Нахрена вообще оператор человеку, который в программе симуляторе?

В бою Морфеуса с Нео - всё, что говорит Морфеус направлено на отключение у Нео мыслительного процесса. Он пытается заставить Нео драться интуитивно, что на самом деле глубоко правильная стратегия в видеоигре-экшне (которой и является боевая симуляция). И конечно отказаться от привычек.
В конечном итоге именно в этом цель "программы прыжка" с одного небоскрёба на другой.

Не совсем понятная ситуация - в симуляции, падая с небоскрёба, Нео ударяется зубами до крови. В реальности - зубы у него тоже начинают кровоточить. Морфеус говорит, что это его мозг заставил пойти кровь из зубов. Я честно не верю в такие способности мозга. Ну то есть мозг-мозгом но нужны ведь ещё мышцы, которых на дёснах тупо нет. Разве что, возможно, Нео рубанулся челюстью и в реальности клацнул ей? Что-то типо того?

Сайфер бухает тормозуху и угощает Нео. Сам при этом постоянно вспоминает клёвую пищу матрицы.
Я не врубаюсь - а что мешает ему использовать для этого тренировочные программы. То есть ну тёлок в красном они эмулируют сколько угодно, а жратву и бухло - уже нет. Это так сложно - сделать программу в которой бы ел всё, что хочешь, а при этом тушке твоей закачивалась бы жратва?
Тем более что матрица всё равно это и делает и даже штепсели и для приёма пищи и для вывода говн - должны быть в теле уже, чтобы всю ванну не засрать.
Короче я не понимаю, чего Сейфер так прётся с матричной пищи.

Слово "Иисус" - используется в том или в ином контексте раз пятьдесят за кино. Авторы абажают пихать его куда угодно.

Забавно, что мобильники с одной стороны являются большой частью стилистики Матрицы, а с другой стороны - не стыкуются с логикой, так как непонятно, какая разница с какого телефона входишь в систему, с мобильного или стационарного.
С другой стороны, это можно рассматривать как ещё одно ограничение, введённое машинами, чтобы люди с одной стороны - побегали, но с другой - таки имели возможность войти и выйти.

Топают к Пифии. (В оригинале её почти не называют пифией. Почти всегда - "оракулом").
Предсказание для Морфеуса: "Ты найдёшь избранного"
Для Тринити: "Ты влюбишься в избранного".

Когда Нео заходит к Пифии - в то же мгновение дверь ему открывают изнутри. Это (а так же предсказания для Морфеуса и Тринити) намёк что все действия сопротивления - до секунды просчитаны и срежессированы машинами.

"Не пытайся согнуть ложку. Вместо этого осознай, что ложки нет"

"Разбил бы ты вазу, если бы я не сказала о ней", - говорит Пифия.
Ещё один намёк на то, что все действия героев срежиссированы ей.

"Быть избранным - тоже самое, что влюбиться. Нет смысла спрашивать у других, влюблён ты или нет. Ты это знаешь и так."
Пифия с одной стороны несколько противоречит себе. Только что она говорила, что режиссирует события, а теперь какбы отказывается от управления им.
На самом деле в этой фразе идея чуть более глубокая - избранный должен быть проактивным. Он не должен чувствовать, будто его поступки срежиссированы. Он должен ощущать, что сам принимает решения. И именно поэтому Пифия предоставляет ему право решить самому. При этом конечно продолжая "вести" других людей.

"Прости, но похоже ты чего-то ждёшь", - говорит Пифия.
Ещё одно указание на проактивность.

"Морфеус пожертвует своей жизнью ради тебя, и тебе придётся выбирать, кто из вас умрёт", - говорит Пифия.
В результате она именно этими словами толкает Нео на то, чтобы позже кинуться спасать Морфеуса и в результате, таки да - умереть.
Здесь она как бы идёт на третий слой:
Слой 1) Пифия режиссирует события.
Слой 2) Но, чтобы Нео стал Избранным - он должен действовать самостоятельно. Поэтому Пифия открыто не управляет им.
Слой 3) Но Пифия таки управляет им скрыто - говоря, когда он должен действовать "самостоятельно".

"Когда ты выйдешь из комнаты, ты вспомнишь, что не веришь в предсказания, а сам контролируешь свою жизнь"
Таким образом Пифия окончательно сообщает Нео, какой выбор он должен принять (предсказание, которое она только что сделала - что Морфеус умрёт, и Нео будет выбирать, хочет ли он, чтобы это предсказание исполнилось, или вместо этого пожертвует своей жизнью).
В конечном итоге это совершенно нивелирует его выбор.

Но, тут важно заметить, что есть ещё четвёртый слой - Нео, это человек последовательно идущий против предсказаний, против предопределённого будущего. Каждый раз, когда ему говорят, что у него есть выбор - идти предопределённой безопасной дорогой или вместо этого нырять в какую-то жопу - Нео выбирает жопу.
Таким образом Пифия изначально закладывает в него идею, что вариант, который устроил для Нео архитектор - будет отвергнут.
Он короче принципиальный оппозиционер) Барец)

В чём идея дежа-вю?
В том, что агенты что-то добавили на уровень и вынуждены были перезапустить программы. И скрипты кошки, которую Нео увидел два раза (а кошка - программа, животных в матрице нет) - перезагрузились и врубились с последнего чекпойнта. Чекпойнт был совсем рядом, но Нео заметил, что кошка проходит от него два раза.

Вопрос - какое изменение агенты сделали на уровне?
Только одно - они добавили каменную стену вокруг здания.

Сейфер говорит, что Морфеусу следовало рассказать о матрице прежде, чем предлагать на выбор красную и синюю пилюли.
Это очень верное замечание. Морфеусу действительно следовало бы так делать.

Во время разговора агента с Морфеусом происходит важный момент, который лёг в основу многих теорий о том, что на самом деле избранный - это Смит (я эти теории не разделяю, потому что я рассматриваю идею "избранного" просто как часть машинного механизма по плановой перезагрузке матрицы, и не более того).
Однако - во время разговора с Морфеусом Смит снимает с уха передатчик. Этот передатчик соединяет его с другими машинами, то есть Смит не хочет, чтобы система знала, что он говорит.
После этого Смит начинает говорить, что он ненавидит людей, ненавидит матрицу, хочет выбраться.
Это очень важный момент, потому что, когда Смит (робот) говорит о ненависти - он фактически говорит как человек. То есть с этого начинается его собственный бунт против машин. Ещё задолго, до того, как Нео отключит его от системы.
Насколько я понимаю - это самая главная причина, почему матрица должна быть перезагружена, потому что машины внутри неё со временем сами создают неподконтрольное системе общество, и это очень опасно для системы, т.к. машины могут поубивать людей, и таким образом лишить систему питания.
Именно поэтому, как мне кажется - архитектор с пифией старательно подгоняет агентов, чтобы они окружали Нео и провоцировали его на апгрейд. Им нужно как можно быстрее добиться перезагрузки, пока не стало слишком поздно, и машины не вышли из под контроля.
То есть налицо не столько война машин с людьми (которые, на самом деле достаточно мирно сосуществуют), а скорее война машин с машинами.

Смит считает, что когда он получит коды к Зиону - он выберется. О том, что Зион является составной частью взаимодействия машин и людей - он не знает.

Известная всем перестрелка Нео и Тринити в фойе - совершенно бессмысленна.
После перестрелки они поднимаются на крышу, берут вертолёт и дальше уже летят на вертолёте. Вопрос - что им мешало сразу же загрузить в матрицу вертолёт вместе с собой?
Или, если вертолёт загрузить нельзя - неужели так сложно найти в Нью-йорке другой, который бы не охранялся толпой солдат и агентами?
(Впрочем, это риторический вопрос - Нео и Тринити вообще не знали о вертолёте. Просто случайно на него наткнулись.)

Нео убивает Смита три раза:
1) Многостволкой с вертолёта.
2) Сбросив под поезд.
3) Влетев в него.

Когда Смит хватает Нео на путях поезда перед подходящей электричкой, он говорит: "Слышите этот звук? Это звук предопределённости".
Это ещё одно из множества проговариваний основной темы фильма - противостояния предпопределённой логики машинной системы и стремления Нео поступать против этой логики.
Другое дело, что его противостояния точно так же предопределённо, как и система, и значит является её частью. (О чём, между прочим, писал и Бодийяр.)

Тэнк: "Беги налево. Нет, на другое лево."

Финальный бой фильма происходит ровно в той же самой комнате того же самого отеля, в котором был первый бой полицейских с Тринити в начале кино.

Этот бой в комнате 303, что с одной стороны, отсылка к комнате 101, в которой, жил Нео вначале. С другой, полагаю, к слову "свобода".

Финальный монолог Нео - обращение к архитектору, где он говорит, что больше не будет бегать от агентов и собирается свободно демонстрировать людям свои силы.
Это всё, очевидно, начало перезагрузки, потому что существовать в таком состоянии матрица не может.
Комментарии:
feels
Дорога... это не най Смит и Нео дрались в финале третьей части?
Камрад
они
feels
emergency, прости за ошибку. "Не на ней".
Закрыть