Ныряй! Отпускай! Исследуй.
Папина Дочка
дневник заведен 21-04-2004
постоянные читатели [109]
3_62, 8-) СТИКС, aabp, ahuroorri, Alexvn, AleXX, Aoki, BASS, Biggest, BiGG_BeNN, Bubba, Canterbury, Catherine, chill, De Niro, DZeta, farec, Green_XBOCTuK, gunnbiern, gunnbiern lounge, hanami, Hashinger, jazzzy, kalina, kefirs, Keti, Kristian, LAKI-, Libretto, MaAask, MaS, Mikki Okkolo, miu-miu, Morticia Addams, nedo, Night Lynx, Noliko, NOUVEAU, padre A, photo_tDO, Piccolo_fiore, Pray, Princessen, Ra_au, roll, sebur, sempiatih, ShatteredOne, shvilinka, Simpli, Sirin, Sniffy, Sunnyezhik, Super Bubba, tea_tree, TES, the_coffe_girl, Ulitkin, URb, v.vadim, voblin, Wetka, Wildberry, Wohltat, Wons, wrangler, zusman, Ата, Берлин, Библиотека, Бонни, Букля_, Ваниль, Великое Ничто, Времена Года, Всадница без головы, Гарин, Дизайнер шатун, Ёженька, Зазаня, Звёздный Капитан, Зинка, Инь, КАТ, Ква-кВася, крохх, Лес, Мила Флэм, Москви4ка, Оберег, Ози, Папина Дочка, ПАРАД УРОДОВ, Посторонним В., Призрак джедая, Проповедник, рыс, Серпентарий, Сидня, Скромняга-2, Смешная девчонка, СовершенноЛЕТНЯЯ, Спорт-бар, Счастливая Женщина, Троевредие, Флор, Эль, Янусик, Януш
закладки:
цитатник:
дневник:
местожительство:
Москва, Россия
Четверг, 16 Февраля 2006 г.
09:26
пишу такие штучки по ЗЛ для себя. может кому будет интересно...

Парадокс добра и зла в повести Стивенсона «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда»

Стивенсон написал повесть в 1885 году, сюжет которой, по утверждению автора, явился ему в кошмарном сне. Некий доктор Джекил, человек с хорошей репутацией, но не без слабостей, изобретает необычное снадобье. В результате приема снадобья этот джентльмен получает возможность превращается в омерзительно жестокого типа Хайда, в сущности которого доктор пускается во все тяжкие. После приема противодействующего лекарства мистер Хайд исчезает, вернее притихает в личности Джекила, а тот мучается угрызениями совести. Со временем мистер Хайд все неохотнее возвращается на свое прежнее место, и доктору для своего перевоплощения в изначальный вид требуется все большая и большая доза препарата. В конце концов злобная личность доктора, совершив ряд гнусных и жестоких поступков, одерживает верх над лучшей стороной его натуры, и доктор погибает, приняв яд перед угрозой разоблачения. Таков краткий сюжет повести. Нам она интересна, содержащимся в ней взглядом на добро и зло. В повести нет злодея, и нет героя. Вернее, они есть, но в пределах одной личности. Важно отметить, что речь идет не о привычном в литературе дуализме души и тела, где тело – источник зла, а душа – добра. Нет. Речь идет о двойственной сущности души, содержании в ней доброго и злого начал. Тело - лишь место нахождения двойственной души, не более. Вот отрывок исповеди доктора Джекила: «Я начал осознавать, глубже чем кто-либо осознавал это прежде, всю зыбкую нематериальность, всю призрачную бесплотность столь неизменного на вид тела, в которое мы облечены. Я не только распознал в моем теле всего лишь эманацию и ореол неких сил, составляющих мой дух, но и сумел приготовить препарат, с помощью которого эти силы лишались верховной власти, и возникал второй облик, который точно также принадлежал мне, хотя он был выражением и нес на себе печать одних низших элементов моей души». Хорошим примером соотношения тела и дуалистичной человеческой души служит описание Стивенсоном дома доктора. Дом имеет прекрасный ухоженный фасад, выходящий на центральную площадь города. С другой стороны у дома есть пристройка – лаборатория, доставшаяся доктору от прежнего владельца. Этой пристройкой дом соединяется с убогим районом города, с улицы которого пристройка выглядит серым зданием без окон, обветшалым, исписанным и нежилым. Именно здесь впервые мистер Аттерсон, нотариус, через впечатления которого идет первая часть повествования, узнает о мистере Хайде. Мало кто догадывется, что мрачная грязная постройка и добротное здание дома доктора одно целое. Доктор вел свою жизнь в известном доме, а перевоплощаясь в Хайда, пользовался выходом через пристройку. Таким образом, дом, как и тело, принадлежал и Хайду и Джекилу, которые пользовались, один – его жилой, знакомой всем друзьям и пациентам частью, другой – темной, уродливой пристройкой.
Теперь об отношениях доброй и злой сущностях доктора. Во-первых, необходимо отметить, что доброй, по существу, и не было. Был доктор Джекил, который с детства обладал «нетерпеливым стремлением к удовольствиям», но не мог примириться с этим и вел двойную жизнь. Автор не раскрывает суть порочных увлечений доктора ни через его исповедь, ни через описание его другими персонажами повести, но складывается впечатление, что увлечения эти были относительно невинны и простительны обычному человеку. Итак, личность Джекила предстаёт перед нами как личность обыкновенного доктора, не лишенного некоторых слабостей, но доброго, трудолюбивого, стремящегося к внутренней нравственности и чистоте, одобрению обществом. Когда же доктор изобретает препарат и принимает его, он превращается, а вернее «дисстилируется», как точно заметил В.Набоков («Лекции о зарубежной литературе») в злобного жестокого подонка – Хайда. Нет двух личностей – светлой и темной, а есть злая сущность, аккумулирующаяся из общей. Хайд – это чистое зло, извлеченное из смешанной личности доктора Джекила. Поэтому доктор не превращается в Хайда, а опять же дисстилируется. Метаморфозы не происходит, происходит вычленение. Поэтому тело Хайда меньше в размерах тела Джекила, он более щуплый, маленький, низкого роста – он часть Джекила. И когда действует и властвует Хайд, Джекил присутствует. Возвращаясь в свое нормальное состояние, доктор помнит все, от совершенных поступков до переживаний Хайда, он присутствовал при этом, но неявно, безропотно.
Каковы отношения между этими двумя ипостасями? Сначала доктор находит свое изобретение приятным. Хайд становится его отдушиной, в плаще Хайда, он позволяет себе запрещенные ранее удовольствия, контролируемый раньше эгоизм. Интересно, что имя Хайд Набоков переводит (производное от англосаксонского) как «гавань, пристань». Хайд является убежищем добропорядочного Джекила. К тому же не надо забывать, что Хайд явился в результате изобретения доктора, и чувства Джекила к нему напоминают отцовские. Но такое положение сохраняется до тех пор, пока Хайд не совершает зверского убийства. После преступления доктор осознает всю порочность и опасность своей второй натуры и клянется никогда не обращаться к ней вновь. «Аттерсон, клянусь Богом! – воскликнул доктор, - Клянусь богом, я никогда уже его не увижу. Даю Вам слово чести, что в этом мире я отрекся от него навсегда. С этим покончено». Доктор понимает, что равноправное существование двух личностей невозможно и выбирает «пожилого доктора, втайне неудовлетворенного жизнью, но окруженного друзьями и лелеющего благородные надежды». В признании чувствуется сожаление о предмете отказа, не правда ли? И действительно, отказавшись от приема препарата, доктор все таки сохраняет дом в Сохо (место убежища Хайда) и его одежду. Равновесие души уже нарушено, баланс сил изменен. Долго изнывавший под контролем Джекила Хайд рвется на свободу и перевоплощения начинают происходить вновь и вновь, уже без помощи препарата. С этого момента Джекил начинает ненавидеть Хайда. Ненавидеть и боятся, как больные раком ненавидят и боятся растущую в них опухоль. «И эта бунтующая мерзость была для него ближе жены, неотъемлемее глаза, она томилась в его теле как в клетке, и он слышал ее глухое ворчание, чувствовал, как она рвется на свет, а в минуты слабости или под покровом сна она брала верх над ним и вытесняла его из жизни». Хайд ненавидел Джекила иначе. Джекил был тюрьмой Хайда, в которую перед страхом виселицы тот был вынужден возвращаться. Ему тяжело принимать подчиненное положение, да и отвращение добропорядочного Джекила к своей второй натуре бесит его. Поэтому в периоды властвования он совершает мстительные злобные поступки по отношению к своему двойнику: пишет кощунственные надписи на полях книг, разбивает портрет отца. Задолго до появления психоанализа и самого дедушки Фрейда неплохое описание подвала человеческой души и томящихся в нем запертых демонов. Идо, вырвавшееся из под контроля Эго. Страсть, тяга к удовольствию, беспредельное жизнеутверждение, победившие разум, стыд, социальность. И бессилие воли.
Закрыть