Элвин
23:30 01-01-2005
Два мифа
С чем приходится сталкиваться начинающему философу, впервые оторвавшему свой взор от земной суеты и направившего его к небесам с вопросом о высшем смысле сущего? Коварный Враг не дремлет и у него на готове оружие, которым он и встречает новоиспечённого прозелита.

Миф первый. Сатанизм для интеллигенции.

Ему, юному искателю, старательно внушается, будто бы путь мудрости состоит из сложных ритуалов, особых психологических техник, медитаций, сдобренных употреблением лёгких галлюциногенов и, по меньшей мере, десятка заповедей с дюжиной способов их толкования и разнообразных исключений, подтверждающих правило. Конечно, не будет верным отрицать, что мир устроен чрезвычайно сложным образом: взять хотя бы науку математики или астрономии. Но считать, что Духовный Путь — есть нечто очень особенное, предназначенное для узкого круга посвящённых?… Есть, конечно, особые науки и Высшее Знание именно сложнейших подробностей устройства космической Природы — и этим Знанием обладает довольно небольшое число людей. Всё же остальное — начиная от Фрейдовской психологии и Хаббардовской дианетики и заканчивая ритуальными песнопениями очередной единственно правоверной христианской секты — являет собой такое слабое подобие Истинного Знания, что вряд ли заслуживает столь ревностного к себе отношения.

Путь же развития духовности и культуры в себе самом — разве он может быть только для немногих? Разве он может быть чем-то сложным, чтобы только избранные могли похвастать тем, что они познают Неведомое и обретают контроль над Силами Природы, о которых имеют весьма мистически-туманное либо искажённое современной западной наукой представление? А как же быть в таком случае остальным?… Так, ощущая свою избранность и непохожесть на обывательскую посредственность, наш прозелит ищет учение, подобающее его уникальности — и находит одну из сект, какое бы научное либо мистическое название она ни носила. Но в подавляющем большинстве своём, это — погоня за вычурностью метода в сочетании с необременительной лёгкостью применения.

Истинный же путь самосовершенстования, наоборот, прост в понимании, но труден в приложении. Услышать и научиться действовать сообразно голосу совести, который подскажет лучший путь; постоянная борьба с самим собой, с теми частями, что от низшей природы, что сопротивляются переменам. Постоянное творчество, непрерывное стремление вперёд, неукротимое желание сделать себя и мир лучше, краше, светлее. Такими или же иными нехитрыми словами можно обозначить тот Путь, которым может идти любой: и повар, и столяр, и художник, и поэт — прилагая над самим собою постоянное усилие и чуткость к наиболее тонким движениям души.

Миф второй. Свобода.

Современный человек очень любит говорить о свободе. Но под словом свобода слишком часто понимаются прихоть и независимость: вожделенный философский камень в идеале, обладая которым получаешь власть делать что тебе заблагорассудится, не заботясь о последствиях. Иными словами, нас пытаются убедить, будто выбор наш широк, а последствия выбора — в руках судьбы, и всё равно мы не можем их всецело предвидеть.

Но человек вовсе не отчуждён от мира; напротив, он по своей сути сильно зависим: от родителей, которые его родили и воспитали; от идей, которыми его кормили с детства; от той среды, где он вырос; от обязательств родства и дружбы, которыми скреплён с другими людьми. Но самое главное, что Человек — сын планеты Земля и гражданин Космоса, дитя Природы и рождён с предназначением, каждый со своим уникальным — и является рабом и слугой своей большой цели, своей Путеводной Звезды. Разве можно назвать себя свободным, имея в виду независимость; или же иметь волю стать кем и чем угодно? Слово свобода нуждается в другом понимании, а именно, что она есть осознание своего предназначения, понимание всех нитей своей зависимости и смиренное служение тем силам, которые сделали Человека именно таким, каким он появился на свет. Выбор Человека довольно небольшой, но ответственность за последствия велика: не количество, но качество. Иначе можно сказать и так, что выбора нет; то есть выбор весь только между тем, чтобы следовать своему Пути, либо уклониться от него. Свобода есть осознанная необходимость. И в этом смысле Человек свободен.
10:25 01-01-2005
Мороз и солнце
мороз и солнце
день чудесный
что ты дремлешь
друг прелестный?

Пушкин


Утро нового года… Хорошее утро. Яркое солнышко в белесом небе, и белый снег сверкает внизу. Слегка морозец. Как-то я и не обращал внимание, что давно зима: она была где-то рядом, но я её не видел; вернее, видел, но не замечал. Всё что-то отвлекало, работа да работа. А теперь — вот она, зима-то, прямо за окном.

Вот это правильное начало нового года. Я, наверное, ждал тысячу лет — или только одно лето?

С наступившим, что ли?… Вставайте, нас ждут великие дела!

Current music: Moby - Sunday
Закрыть