Кофе
emergency
дневник заведен 08-07-2007
закладки:
цитатник:
дневник:
местожительство:
Москва, Россия
Суббота, 31 Января 2015 г.
23:20 (с) "Т" Пелевина
"Бог это бренд. А текст пишут все окрестные бесы"

"- Начался кризис.
- Какой кризис?
- В том-то и дело, что непонятно. В этот раз даже объяснять ничего не стали. Раньше в таких случаях хотя бы мировую войну устраивали из уважения к публике. А теперь вообще никакой подтанцовки. Пришельцы не вторгались, астероид не падал. Просто женщина-теледиктор в синем жакете объявила тихим голосом, что с завтрашнего дня все будет плохо. И ни один канал не посмел возразить.
- Но ведь у кризиса должна быть причина?
Ариэль пожал плечами.
- Пишут разное, — ответил он, — да кто ж им поверит. Они и до кризиса что-то такое умное писали, что кризисов больше не будет.
"

"- Короче, съесть могут и те, и эти. Но либеральные кушают в основном простых людей, какие победнее. Типа как киты планктон, ничего личного. А силовые кушают в основном либеральных — замочат одного и потом долго все вместе поедают. Так что в пищевой цепочке силовые как бы выше. С другой стороны, либеральные целый город могут сожрать, и никто не узнает. А когда силовые кем-нибудь обедают, про это все газеты визжат, поэтому в целом условия у них равные. И четкой границы между ними на самом деле нет. Поняли теперь?
- Не до конца.
- До конца я тоже не понимаю, так что не расстраивайтесь.
"
20:43 (с) "Т" Пелевина
"Мне не нравится выражение "Падший ангел", скорее можете считать меня пикирующим ангелом."
16:25 минутка милоты
15:10 Финальная табличка с библейскими родословными
Я дочертил схемку и положил под кат. Можно её называть: "От Адама до Иисуса".

Там же я сделал попытку хотя бы в самых общих чертах указать года и протянул "снизу" метки годов до нашей эры. Примерно ближе к египетскому рабству, правда заметен явный скачок, так как по Библии рабство шло 450 лет (плюс 40 лет ещё выходили из рабства, плюс ещё сколько-то правили Египтом), однако списки потомков явно для такого временного промежутка коротковаты (в отличие от первых людей до потопа, живущих в среднем по тысяче лет каждый - к тому моменту люди уже так долго не выживают, хотя всё ещё по сотке с лишним, что прилично для времён, где не знают о гигигене).

Энивейс, у меня получилось что общая мифология в целом охватывает период в 8000 лет. При этом конечно толком можно доверять только последней тысяче, хотя и там сроки жизни долговаты. Впрочем я ещё буду размышлять на эту тему позже.
В табличке же я просто пытаюсь соотносить имеющиеся даты, а не спорить о них.

читать подробнее
06:46 Маккавейские книги
Я совсем про них забыл. Всего Маккавейских книг восемь. Первые две из них являются второканоном и признаются только католиками. Ещё две - уже не признаются почти никем (четвёртая - входит в состав грузинской Библии). С последними четырьмя - вообще ничего не ясно.

Эти книги помещаются в самый конец Ветхого Завета и рассказывают об истории израильтян за последние пятьсот лет между возвращением из вавилонского плена и до рождества христова (некоторые рассказывают даже дальше, учитывая что события Нового Завета идут уже скорее в Римской Империи на другой стороне моря).

Под катом я пересказываю первую, кратко упоминаю вторую, а дальше уже не иду. И значит всё, Ветхий Завет закончен. Пошли к Новому.

читать подробнее
03:26 Античность против Средневековья
А вот эпический пост!

Если достаточно крупный, да ещё и занимающий приличный кусок плодородного полумесяца Израиль представлял какую-то силу и интересовал врагов, то мелкий его кусочек, который представляло собой Иудейское Царство - особо не интересовал никого. Более того, период вавилонского плена показал что часто используя внутренне лобби в правительстве страны - можно добиться большего, чем военной силой (см. Книгу Есфирь и Книгу пророка Даниила). Поэтому иудеи, находящиеся в окружении значительно более сильных Египта, Сирии и Греции - выбрали политику ненасильственного присоединения с выплатой дани любым союзам, которые не тронут их веру и образ жизни. К счастью, на дворе стояла античность, а не средние века, поэтому такое условие не было криминалом. К тому же и вавилонская депортация дала понять всем окружающим, что разбираться с этими людьми себе дороже.

В результате Иудея старательно принимается рассылать диаспоры во все стороны. Они и до этого занимались тем же, но в основном по соседям (и в основном в Израиль в попытке вернуть целостность), после депортации же они понимают, что в следующий раз это может оказаться единственным, что их спасёт. Эта идея - атомное ноу-хау античного мира, который даже представить не может - какой смысл отправлять куда-то пророков? Ведь в других странах уже есть свои боги?
Исходя из античной логики - есть только один способ показать силу твоего бога - это захватить противника и добавить его бога в свой пантеон на унизительном положении жены, сына или раба.
Они смеются, смотря, как рядом появляются иудейские храмы. Что может бог, у которого нет армии, только какие-то старики и нищие кричат о его силе? Кого он может захватить?

У иудеев есть ответ - "Наш бог дал силу вашим богам", говорят они. - "Он просто испытывает нас таким образом".
Иудейские пророки откровенно нарываются и скоро добиваются своего. Они становятся мучениками.
Это конечно финальный идеологический удар по античным странам, и ни одна не может противостоять этому оружию. Незнакомые с тактикой современной идеологической войны - античные государства даже не знают, как этому противостоять. Они не могут избавляться от пророков, не могут их оставлять в живых. У них нет выбора, только проиграть. И они проигрывают.
"Наш бог даёт нам силу в одиночку противостоять всем вам." - говорят пророки, - "Вы ничего нам не можете сделать, потому что мы всё равно попадём в Рай навечно, и своими усилиями вы только поможете нам. Если столько смелости и стойкости есть лишь у немногих из нас - только представьте какую силу он даёт нам, когда мы собираемся вместе".
И они правы. Идеологическое оружие срабатывает, они вызывают уважение и зависть у врагов малыми силами, там где античным странам требуются целые армии.

Казнивший Иисуса Рим был обречён, потому что на захват крупнейшей античной империи была направлена вся сила идеологии, ради этого единственного точечного укола иглой все предсказания сошлись, в нужное время и в нужном месте. Сам мессия стал мучеником (он конечно знал, что им станет, и предсказатели до него знали, все знали, в этом была его задача, его цель, впрочем, и остальных пророков естественно). Это было именно искуплением грехов всех одним человеком - такой куш искупал любые грехи.

В истории нашей планеты ни разу не было, нет и никогда не будет более мощной идеологической победы, изменившей историю Земли навсегда.
00:30 Книги двенадцати малых пророков
Все нижеперечисленные книги являются каноническими и в иудаизме и в православии и в католицизме.

Книга пророка Осии
Автор интересен тем, что он не иудей, живёт в Северо-Израильском царстве в окружении идолопоклонников перед самым уничтожением страны Ассирийцами.
Не сложно догадаться отношение автора в своей стране правительству, а так же и то, что он им сообщает.
К сожалению, историю это никак не двигает, и я уже начинаю подозревать, что так ни один из отсавшихся пророков её и не продолжит(
С другой стороны - впереди ещё Новый Завет.

Книга пророка Иоиля
Совсем коротенькая книжка, по настроению близкая к предыдущим, но тема автором выбрана какая-то вот совсем незначительная - на Иудее нашествие саранчи, чем не повод добавить ещё одну книгу с угрозами?

Книга пророка Амоса
Амос - один из множества иудейских пророков Эпохи Царств, пересекавших границу с Израилем и стыдивших там народ. Собсно его книга - воззвания к Израильскому народу. Смысл мораль, опять же, угадать совсем не сложно.

Книга пророка Авдия
Даже странно называть эту книгу "книгой". Её длина - 21 строка.
То есть полстранички текста, в которых автор проклинает народ "Эдом" - видимо какое-то племя соседей, позже захваченное Навуходоносором и без следа растворившееся в Сирии.

Книга пророка Ионы
Это вот самая прекрасная из всех книг малых пророков.
Иудей Иона рассказывает про то, как его направили проповедовать во враждебную Ассирию, но он испугался и поплыл в Финикию (это на территории современного Ливана). Однако поднялся шторм и тогда команда корабля знаете что сделали?
Эти красавцы выкинули пророка за борт, надо понимать, наслушавшись его причитаний "Это меня Бог не пускает".
Далее, по уверениям Ионы, его съела огромная рыба, и выплюнула на берегу. Он понял, что таки делать нечего, пришёл в Ассирию и принялся там тихо-тихо аккуратно-аккуратно проповедовать (этому посвящена только одна коротенькая-коротенькая стеснительная строчка его книги).
Кажется, я знаю, откуда Пратчетт взял образ Ринсвинда.

Книга пророка Михея
Автор был направлен в Ассирию с той же целью, что и Иона, однако никуда не сбежал. Такая достаточно прямолинейная книга смелого человека во вражеском госсударстве.

Книга пророка Наума
Тоже пророчества о падении Ассирии.
Наум явно увлекался стихами, так что он старался, чтобы не только по делу, но и красиво звучало.

Книга пророка Аввакума
Достаточно интересная короткая книжка.
Разговор автора с богом, в котором Бог говорит, что это он дал врагам Иудеи их силу. (Вполне логичное утверждение.)
"Зачем?" - спрашивают Аввакум. Почему не правоверным Иудеям?
"Праведный своею верою жив будет" - отвечает Бог.
Считается, что в этом ответе скрыта глубокая философия, и, ну, правильно считается. Так оно и есть.

Книга пророка Софонии
Ещё одна книга с предсказаниями для бездуховного Израиля.

Книга пророка Аггея
Аггей, наверное, самый поздний из пророков Ветхого Завета. В книге четыре его коротеньких речи, касающихся восстановления храма в Иерусалиме после возвращения из вавилонского плена.

Книга пророка Захарии
Тоже выступления в поддержку строительства того же храма.

Книга пророка Малахии
Таки нет. Самый поздний - Малахия. Храм уже построен и Малахия в целом критикует общую недостаточную набожность сограждан.
Пятница, 30 Января 2015 г.
23:35 Совсем кратко. Книги, которые пропускаю
Псалтирь
Здесь просто тексты молитв.

Притчи (Она же "Книга Притчей Соломоновых")
Я надеялся, что здесь будут реально притчи, ну то есть небольшие истории с моралью. По факту - это просто наставления наподобие, не воруй, не убивай, слушай маму, кушай кашу. Пересказывать нечего.

Екклесиаст
Очень умная и красивая философская речь, похожая на греческие и азиатские тексты. Наверное, самая умная часть всего Ветхого Завета вообще. Этот текст давно растащен на крылатые выражения. Всем рекомендую читать, он не длинный. Однако пересказывать, увы, нечего, только цитат можно понадёргать:
"Кто умножает познания, умножает скорбь"
"Время собирать камни"
"Всё произошло от праха и всё возвратится в прах"
"И ублажил я мёртвых, которые давно умерли, более живых, которые живут доселе"
"И если станет преодолевать кто-либо одного, то двое устоят против него: и нитка, втрое скрученная, нескоро порвется"
"Сладок сон трудящегося, мало ли, много ли он съест; но пресыщение богатого не дает ему уснуть. "
"Сердце мудрых — в доме плача, а сердце глупых — в доме веселья.
Лучше слушать обличения от мудрого, нежели слушать песни глупых;"
"Конец дела лучше начала его"
"Не будь духом твоим поспешен на гнев, потому что гнев гнездится в сердце глупых."
"Не предавайся греху, и не будь безумен: зачем тебе умирать не в свое время?"
"Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы;
поэтому не на всякое слово, которое говорят, обращай внимание, чтобы не услышать тебе раба твоего, когда он злословит тебя;
ибо сердце твое знает много случаев, когда и сам ты злословил других."
"Кто находится между живыми, тому есть еще надежда, так как и псу живому лучше, нежели мертвому льву."
"Мертвые мухи портят и делают зловонною благовонную масть мироварника: то же делает небольшая глупость уважаемого человека с его мудростью и честью." (ложка дёгтя)
"Видел я рабов на конях, а князей ходящих, подобно рабам, пешком."
"Кто копает яму, тот упадет в нее, и кто разрушает ограду, того ужалит змей." (не рой другому яму)
"Если змей ужалит без заговаривания, то не лучше его и злоязычный."
"Труд глупого утомляет его"
"Суета сует, сказал Екклесиаст, все — суета!"

Песнь песен (она же "Песнь песен Соломона")
Свадебная песня. Пересказывать нечего.

Премудрость Соломона
Второканон. Считается, что вообще написан в Египте на греческом языке и стилизованный под Библию. Присутствует только в католицизме.
Сюжета в ней нет. Это нечто среднее между воззванием и молитвой, то есть какбы Соломон читает молитву и хвалит в ней Бога, пересказывая кусочки Библии.

Премудрость Иисуса, сына Сирахова
Тоже второканон, тоже присутствует только в католицизме, однако написан иудеем.
Книга является довольно длинным воззванием, описывающим, как быть мудрым.
Сюжета нет, пересказывать нечего.
Об авторе ничего толком не известно.

Книга пророка Исаии
Автор - пророк, живший в Иудее ближе ко временам вавилонского плена, когда было уже примерно ясно, что будущее впереди - какбы печально.
Книга состоит из речей, с которыми Исайя обращался к иудейскому народу. В части речей он поясняет, как плохо сограждане себя вели и за что им такая кара. В другой части - утешает, что ничего страшного, всё ещё уладится.
Читать её наверное имеет смысл, а вот пересказывать нечего.

Книга пророка Иеремии
Автор жил уже в Иудее уже перед самым вавилонским пленом (ещё позже Исаии), так что его книга полна ещё более трагических речей. Сюжетно, увы, ничего нового. Пропускаю.

Плач Иеремии
Собственно название соответствует содержанию. Иеремия сидит на развалинах Иерусалима после депортации евреев и плачет.

Книга пророка Иезекииля
Автор был угнан вавилонянами и жил Тель-Авиве, где проповедовал. Книга состоит из его проповедей, обличений, предсказаний.
Из интересного - предсказание о двух народах Гоге и Магоге, которые потрясут мир перед приходом Мессии. Так, ну один, предположим, римляне, хотя конечно то, что иудеи считали "миром" - это какой-то мелкий клочок ближнего восток. Но второй народ какой?

Книга пророка Даниила
Автор, бывший одним из угнанных в вавилонский плен иудеев - добился высокого поста при дворе у Навуходоносора. В своей книге он пишет о годах вавилонского плена. Тема эта мной уже разобрана, повторяться неинтересно, искать дополнительные детали - неинтересно. Простите.

Далее идёт отдельный свиток из двенадцати так называемых Малых Пророков. Я скорее всего тоже его пропущу. Точнее пока не знаю. Но попытаюсь сделать одним постом, и на этом, сложно поверить, но как-то неожиданно Ветхий Завет закончится.
21:32 Книга Иова
Так. Далее мне сложно объяснять отличия в последовательности книг. Вот короче есть картинка из Википедии, отсылаю интересующихся к ней. Так же с некоторыми оговорками можно считать в общих чертах верной структуру в моём сводном посте (см линк в углу вверху текста)

Я в основном иду по православной последовательности, однако параллельно касаюсь и второканона (некоторых апокрифов, добавленных к Библии католиками).
В общем и целом - мы где-то на середине Ветхого Завета, что, согласитесь, не плохо)

История Иова - в целом не так чтобы интересная. Иов это первый характерный библейский мученик, которого долго и упорно пытает Сатана (в тексте используется именно это слово), требуя, чтобы тот отказался от веры. Однако Иов, под конец уже слепой, полудохлый и покрытый жуткими язвами - не сдаётся, и в результате Бог его излечивает и награждает.

Книга интересна тем, что она собственно впервые полномасштабно выводит на библейскую сцену Дьявола. До этого пытками, убийствами и соблазнениями - занимался сам Бог или его ангелы (не редко дьяволом называется тот самый змей из рая - но в Ветхом Завете никаких подтверждений этому нет).

В Книге Иова - не первое упоминание Сатаны, он совсем-совсем мельком встречался в Паралипоменоне, однако здесь впервые подробно и со всеми деталями раскрывается его образ.

p.s. далее Псалтирь - его я пропускаю, т.к. это сборник молитв. сюжета там нет
20:45 Товит, Юдифь и Есфирь
А вот две книги, которые есть только в католической редакции Библии (второканон). В иудаизме эти истории тоже есть, но они считаются не каноническими (апокрифами), и соответственно, в православную Библию тоже не перешли.

Книга Товита
История простого крестьянина Товита, который неправильно устраивает погребение, за что получает бельмо на глазу, однако в конце замаливает грех и бельмо сходит.
Мораль - будь мужиком, правильно следуй ритуалу.

Книга Юдифь
История иудейки Юдифь, город которой окружили враги. Героиня под видом проститутки входит в стан врага, добирается до вражеского генерала и отрезает ему голову, таким образом спасая город.
Мораль - будь бдителен, враг не дремлет.
Европейцам эта история особо понравилась, я полагаю её оставили специально для оперных постановок.

Обе истории ни с чем не связаны, никак ничего не касаются. Неудивительно, что их выкинули.

Книга Есфирь
Хотя, в отличие от двух прошлых, эта книга и считается канонической всеми (хотя и вытащена вверх у католиков и православных). Так же как и прошлые две - она рассказывает небольшую историю, никак не дополняющую общую мифологию и историю (а именно они мне интересны).

История происходит во время вавилонского плена (хотя уже ближе к концу, когда уже вовсю идёт восстановление Иерусалима). Вавилонский царь Артаксеркс (сын Ксеркса) женат на иудейке Есфирь. Главная героиня узнаёт, что злобный визирь кто-то из придворных (по имени Аман) хочет истребить евреев, и, пользуясь своими связями, мешает ему. В знак протеста иудеи берут в руки оружие и валят как самого Амана, так и его помощников.
Мораль - будь бдителен, враг не дремлет.
Далее.
20:30 Книга Неемии
Аналогично, как Книга Ездры - вынесена вперёд.

Опять хроника событий, на этот раз написанная персидским наместником в Иудее. Точно продолжает хронологию Ездры, видимо последний умер от старости, и кому-то нужно было дописывать.

Ничего особо интересного в сюжете не происходит. Отчёт о двадцатилетней реставрации Иерусалима, пометки и вынесение благодарностей за своевременный подвоз дров, списки переселенцев.
Далее.
20:21 Книга Ездры
Ещё одна история изначально (у иудеев) бывшая в третьем цикле, но вынесенная (католиками/православными) вперёд в интересах хронологии.

Как не сложно заметить, в вавилонском плену иудеи были не вечно. Ездра - это первосвященник, под руководством которого создавалось новое государство после окончания плена (так же с помощью персидского/вавилонского наместника - Неемии). Кроме всего прочего, Ездра написал хронологию событий во время пленения. Именно эта хронология и называется "Книгой Ездры".

Из интересного - Ездру считают близким другом Ксеркса. Того самого, что в 300 спартанцев. Ну, чтобы вы примерно понимали, когда происходят описываемые события.

читать подробнее
19:44 Книги Паралипоменон
Вообще говоря, Паралипоменон переводится как - "пропущенное". То есть это сайдстори, гайден.

Таких книги две. В иудаизме они входят в третий цикл, православие же и католицизм, опять же явно стремясь добиться хронологии - помещает сразу после Книг Царств.

Я честно не вижу особого смысла их читать - там только повторение событий прошлых книг с отдельно вынесенными родословными (у меня в пересказах для той же цели используется картинка с таблицей). Поэтому оставляю этот пост-пометку, пропускаю обе книги и двигаюсь дальше.
19:26 Книги Царств
Всего в сумме есть четыре Книги Царств, являющиеся хронологиями событий монархического периода израильской истории.
Они все канонические и для иудаизма и для православия и для христианства, однако в иудаизме они чуть иначе называются и чуть иначе разбиты, но в остальном то же самое.

Чтобы не делать кучи коротких постов, я кратко распишу все четыре разом.
читать подробнее
12:04 Руфь
Короткая повесть, которая изначально в иудейской традиции входит в третий цикл (Писания), однако в православии и католицизме (видимо, в попытке расположить книги хронологически) - перенесена вперёд.

История происходит во время эпохи судей.
В Израиле голод. Главная героиня по имени Руфь со своей семьёй переезжает в страну Моав (это территория современной Иордании) и там выходит замуж за некого Вооза.

Всё это в меру не интересно, кроме последней части повести, где указывается, что внук Руфи становится царём Давидом, и расписывается его генеалогия от Колен (а значит от Адама и Евы). Вот она. А царь Давид - это популярнейшая личность в израильской истории, но о нём позже.
11:41 Книга Судей Израилевых
Вторая книга цикла пророков. Так же каноническая и для иудеев и для православных и для католиков.

читать подробнее
01:56 Книга Иисуса Навина
Традиционно Ветхий Завет разделён на три цикла книг - Пятикнижие, Пророки и Писания.

Книга Иисуса Навина - первая из цикла Пророков.
В отличие от Пятикнижия, этот цикл отличается в иудейском, православном и католическом вариантах, однако первая книга - канонична во всех трёх.

Напоминаю, кто такой Иисус Навин - это вождь левитов, которому Моисей передел бразды правления перед смертью (схема с его родословной).

В конце прошлого пересказа я опрометчиво написал, что все враги побеждены. Нет. Хотя Левиты и входят в Израиль, воевать им ещё и воевать. Фактически эта книга - это записки и отчёты полководца.

В первую очередь воюют с Иерихоном. Там известный эпизод, когда Иисус пускает вокруг города священников с трубами и от звуков труб - стены города рушатся.

Потом захватывают город Гай, потом враги объединяются в единый союз (под началом Иерусалима) и левиты тоже их бьют, захватывают Хеврон, потом Сидон и Асор.

Далее все необходимые земли наконец-то захвачены и примерно пол книги идут перечисление кому что достанется. Автор без стеснения чуть ли не бухгалтерские книги вписал с многостраничными списками имён и территориями.

Далее таймскип долгой и счастливой жизни левитов в Израиле. Старый-старый автор собирает потомков, завещает им следовать Пятикнижию и умирает.
01:18 Второзаконие
Наконец последний пятый том Пятикнижия.
Собсно другое название Пятикнижия - Тора. Так что на этом посте - Тора пересказана целиком.
Однако, значит ли это, что я близок к завершению?
О, нет) В общем и целом, если религиозные посты вас задолбали - я бы на вашем месте отписался бы этак на месяцок, и потом бы вернулся. Потому что их будет ещё очень-очень много.

Лады, далее. Армия Левитов подходит к Израилю, значит ли это что война закончена? Нифига, ещё целый том воевать. Короче далее опять множество описаний переходов войск, кто каким полком командовал, кто какую речь сказал перед битвой (большинство речей основаны на утверждении "вашу землю нам предназначил Бог").
Воюют-воюют воюют-воюют воюют-воюют.

Всё это перемешано с кусочками уголовного кодекса. Как расследовать убийства, кого забивать камнями, как ограничивать дачные участки, какую одежду носить, может ли кастрат попасть в рай (ответ: нет), как собирать урожай, как делить наследство,

В результате все враги побеждены, левиты могут вступить в Израиль, но только не Моисей. Он со всеми прощается, уходит на гору и умирает там.
Конец.
Четверг, 29 Января 2015 г.
23:44 Я вот ещё размышляю
Что сравнительно недалеко от описываемых событий ведь была Древняя Греция. И вот насколько мирным и детским кажется древнегреческий пантеон, где только бухают, дурачатся и выясняют отношения, и вот если воюют, то только в порыве Драмы и за Любовь)

А рядом с ними вот растёт какое-то суровое Нечто, которое только и делает, что шлёт одни народы завоёвывать другие, постоянно кого-то Карает, заставляет всех проводить кровавые ритуалы (см. обрезание, Пасха с её кровавыми метками на домах) и требует без вопросов убивать за любое инакомыслие.

Я думаю греки были в ужасе от этого адового монстра. Кого они могут противопоставить? Добродушного Зевса? Трагического Аида? Афину - которая вообще девушка? Да их просто порвут.
Я рано или поздно ещё до египетского пантеона дойду, но вот греческий - это просто детский сад, по сравнению с ветхим заветом
23:19 Числа
Четвёртая книга Пятикнижия. Тоже почти бессюжетная.

Здесь идёт пересчёт шатающегося по пустыне народа, объединение в полки и отряды (видимо собираются отвоёвывать Израиль на этот раз своими руками, а не тяжёлой артиллерией, как обычно). Потом долгие поиски, где бы лучше остановиться, расколы и драмы. Даже поднимается бунт, который впрочем тут же уничтожается Божественным Огнемётом.

Далее становится не до восстаний - начинается война с местными, которые естественно никуда уходить не желают.

Из занятных моментов:
читать подробнее

В остальном воюют-воюют воюют-воюют. Со временем Аарон умирает, Моисей тоже стареет и скоро умрёт. Управление войсками постепенно переходит Иисусу Навину (Навин - имя его отца), происхождение которого точно в Библии не указывается, кроме того, что он был из колена Иосифа-Ефрема. То есть примерно так.

Там много-много передвижений войск, которые мне лень разгребать, однако в конце книги - война закончена. Левиты благополучно возвращаются в Ханаан.
Закрыть