pakt
10:55 07-12-2023
Прочёл с утра статью на хабре про "цифровое слабоумие", от которой у меня немножко сгорела жопа. За такими материалами всегда торчат уши очередных курсов по успешному успеху и детоксу.

Комментарии, как обычно, оказались интересней и взвешенней самой статьи. Помимо всего прочего, один из комментаторов попросил пруфов по одной из фраз в заметке:
Исследования доказали, что цифровое потребление приводит к снижению интеллектуальных функций и креативности. А у цифрозависимых людей количество связей между клетками коры головного мозга снижается на 10-20%.
На что ему накидали ссылок:
Baek IH., Park EJ. ‘Digital dementia' is on the rise. Korea JoongAng Daily. June 24, 2013. http://koreajoongangdaily.joins.com...px?aid=2973527. Accessed June 12, 2017.

Kaspersky Lab. The rise and impact of digital amnesia. 2015. https://cdn.press.kaspersky.com/fil...sia-Report.pdf. Accessed June 12, 2017.

Sparrow B., Liu J., Wegner DM. Google effects on memory: cognitive consequences of having information at our fingertips. Science. 2011. August 5; 333 6043: 776- 778. 10.1126/science.1207745. - DOI - PubMed

Loh KK., Kanai R. How has the Internet reshaped human cognition? Neuroscientist. 2016. October; 22 5: 506- 520. 10.1177/1073858415595005. - DOI - PubMed

Hasher L., Lusitg C., Zacks RT. Inhibitory mechanisms and the control of attention. : Conway A., Jarrold C., Kane M., Miyake A., Towse J. Variation in Working Memory. New York, NY: Oxford University Press; 2007: 227- 249.

Mauri M., Cipresso P., Balgera A., Villamira M., Riva G. Why is Facebook so successful? Psychophysiological measures describe a core flow state while using Facebook. Cyberpsychol Behav Soc Netw. 2011. December 1; 14 12: 723- 731. 10.1089/cyber.2010.0377. - DOI - PubMed

Carrier LM., Cheever NA., Rosen LD., Benitez S., Chang J. Multitasking across generations: multitasking choices and difficulty ratings in three generations of Americans. Comput Human Behav. 2009. March 31; 25 2: 483- 489. 10.1016/j.chb.2008.10.012. - DOI


А я взял - да и перешёл по каждой.
И почитал.

Уже можно догадаться, что в пабмеде даже близко речи не идёт про какое-то "снижение способностей" или "ослабление связей" - просто бред.

Первая ссылка (https://koreajoongangdaily.joins.co...spx?aid=2973527) - обычная журналистская хуита без пруфов. Речь о том, что у людей, которые грубо говоря "дрочат тикток" - не формируется навык использования долговременной памяти, что классифицируется как слабоумие. Просто поверьте на слово, всё так и есть. Уровень подачи материала:
У 15-летнего Ким Мин У недавно начались проблемы с памятью. Он начал проваливать тесты по предметам, требующим тяжелого запоминания. А потом он не смог вспомнить шестизначный код клавиатуры, чтобы войти в свой дом. Чтобы войти в дверь, ему пришлось набрать код на своем смартфоне.

Мать Кима отвезла его к врачу, и диагноз был шокирующим: у Кима были симптомы раннего слабоумия из-за интенсивного воздействия цифровых технологий. С пяти лет Ким была привязана либо к телевизору, либо к компьютеру. Он заядлый любитель компьютерных игр.
А может у него генетическая предрасположенность? Может он тупой сам по себе? Не может быть, это компуктеры виноваты.

***

Вторая ссылка: дайджест от лаборатории Касперского (https://www.kaspersky.ru/blog/digit...urvival-2/8525/).
Известная, блядь, медицинская организация.

Уровень пруфов:
В рамках исследования ЛК обнаружила, что больше половины опрошенных европейцев не могут вспомнить номера телефонов своих детей. Кроме того, около трети не смогли назвать номера своих партнеров, не подглядывая в телефон.
Ну всё, блядь: не можешь вспомнить номер телефона - значит у тебя амнезия и слабоумие. Да, охуенно.
Многие исследователи считают, что, сохраняя личную информацию «снаружи» (например, в смартфонах), мы тем самым даем мозгу разрешение стереть эту информацию. Ученые утверждают, что потеря отдельных воспоминаний — это не негативный процесс. У нашего мозга ограниченная емкость, и не вся информация нам доступна. Забывая те или иные факты, мы экономим место для более актуальной информации.
Ну - то есть это асболютно, сука, нормально.

Дальше калаб плавно подводит к тому, что чем больше мы храним в смартфоне информации, тем она ценнее, и тем лучше следует её защищать.
Коммерческая заказуха.

***

Третья ссылка: исследование на памбеде "Google Effects on Memory: Cognitive Consequences of Having Information at Our Fingertips".

Что проверялось: запоминание всяких рандомно-мусорных фактов, в зависимости от уверенности испытуемого в том, может ли он потом её загуглить.

Выводы в статье:
Мы становимся симбиотами с нашими компьютерными инструментами,превращаясь во взаимосвязанные системы, которые запоминают меньше "знания", чем зная, где эту информацию можно найти. Это дает нам преимущество доступа к огромному спектру информации, хотя недостатки постоянного «подключения» все еще обсуждаются.

Однако на данный момент, возможно, это не более чем ностальгия — желание, чтобы мы меньше зависели от наших гаджетов. Мы стали зависимы от них в той же
степени, в какой мы зависим от всех знаний, которые получаем от наших друзей и коллег.
То есть в статье констатируется факт: люди вместо точного знания выбирают "знать где лежит точное знание", что расширяет их возможности.

И это уже само по себе в рот ебёт концепцию "цифровой деменции".

***

Четвертая ссылка: пабмед, статья "Как Интернет изменил человеческое познание?". Рассматривается тема "многозадачности".
Вооружившись портативными и многофункциональными интеллектуальными устройствами, современные ученики могут делать гораздо больше, чем просто учиться у своих учителей в классе. Исследования показали, что большинство студентов сообщили о отправке текстовых сообщений (Тинделл и Боландер, 2012), просмотре веб-страниц (Хембрук и Гей, 2003) или использовании других электронных средств массовой информации (Якобсен и Форсте, 2011) во время занятий.

Вуд и другие (2012) исследовали влияние многозадачности с использованием различных цифровых технологий (Facebook, онлайн-сообщений, электронной почты или текстовых сообщений по телефону), когда студенты посещали 20-минутную лекцию в реальном времени. Они обнаружили, что многозадачность с использованием технологий по сравнению с ведением заметок ручкой и карандашом приводит к худшему запоминанию преподаваемого материала.
То есть было доказано, что если во время лекции сидеть в мессенджерах, и не слушать лектора - хуже запомнишь материал. Неужели отвлекающие факторы - отвлекают? Вот это да, не может быть!

Но вообще эта статья интересная. Это обобщающий материал, с кучей ссылок на исследования. В целом, там речь про то, что математика и чтение "форматирует" мозг на физическом уровне - чуть ли какие-то прям "бороздки" на мозгу появляются (это я проверять не буду). И про то, что "интернет-многозадачность" тоже форматирует мозг - но это не что-то плохое.

Исследования на момент этой статьи - противоречат друг другу, поэтому однозначного консенсуса нет. Например:
Интересно, что серия исследований, проведенных Дафной Бавалье (Бавелье и др., 2012; Дай и др., 2011; Грин и Бавалье, 2003), показала, что повышенное воздействие многозадачности с помощью видеоигр в жанре экшн связано с лучшим контролем внимания. Заядлые видеогеймеры лучше справлялись с подавлением ненужной информации (Бавелье и другие, 2012; Мишра и другие, 2011) и распределением внимания (Грин и Бавелье, 2006). Эти результаты, противоречащие поведенческим коррелятам медиа-многозадачности, позволяют предположить, что воздействие различных форм многозадачности может по-разному влиять на способности когнитивного контроля.
Дальше в исследовании разбирается тема с херовым самоконтролем у людей с игровой зависимостью, и делается вывод: не факт, что на них повлиял интернет. Может тут причина со следствием перепутаны, и людей с изначально херовым самоконтролем тянет в интернет, и не интернет их такими сделал.

Общие выводы:
Что касается обработки информации, мы переходим к поверхностному способу обучения, характеризующемуся быстрым сканированием, сокращением созерцания и консолидацией памяти. Это можно объяснить увеличением присутствия гипертекстовой среды, которая снижает когнитивные ресурсы, необходимые для глубокой обработки. Однако этот эффект когнитивной нагрузки может быть опосредован путем развития навыков адаптивного обучения или улучшения навигации в гипертекстовых средах
По сути, в статье постулируется то, что "вот у нас есть математика и письменность, и они меняют мышление. Интернет-среда тоже меняет мышление, предлагая новые способы хранения, запоминания и контроля информации. Пока строгой методологии нет, поэтому у нас тут немножко бардак. Ну и ничего страшного в этом нет, потихоньку научимся".

***

Пятая ссылка - "Механизмы торможения и контроль внимания". Нет в свободном доступе. В саммари написано, что "работа аналогична другим исследованиям", поэтому хер на неё, в статье по четвертой ссылке все эти исследования по механизмам контроля обозрены.

***

Шестая ссылка - "Почему Facebook настолько успешен?"

Выводы:
"исследование показывает результаты, которые подтверждают гипотезу о том, что использование Facebook способно генерировать опыт, отмеченный определенным психофизиологическим паттерном по сравнению с ситуациями релаксации и стресса, коррелирующим, в частности, с аффективным состоянием, характеризующимся высокой положительной валентностью и высоким возбуждением, что приводит к состояние основного потока, которое может представлять собой ключевой фактор, способный объяснить, почему социальные сети так успешно распространяются".
Чо? Короче: фейсбук вводит людей в "состояние потока" - особого вида сосредоточенности, которая есть, например, у шахматиста или художника, деятельность, которая вызывает положительные эмоциональные переживания:
«положительные эмоции способствуют открытию новых и творческих действий, идей и социальных связей, которые, в свою очередь, создают личные ресурсы человека; начиная от физических и интеллектуальных ресурсов и заканчивая социальными и психологическими ресурсами. Важно отметить, что эти ресурсы функционируют как резервы, которые можно использовать позже, чтобы повысить шансы на успешное преодоление трудностей и выживание».
И снова (сюрприз) ничего плохого не обнаружено.

***

Последняя, седьмая, работа: "Многозадачность среди поколений: выбор многозадачности и рейтинг сложности у трех поколений американцев"
В этом исследовании изучалось, привели ли изменения в технологической/социальной среде в Соединенных Штатах с течением времени к сопутствующим изменениям в навыках многозадачности молодого поколения. Одна тысяча триста девятнадцать американцев трех поколений были опрошены, чтобы определить их поведение в условиях многозадачности дома. В анонимном онлайн-анкете респондентам предлагалось указать, какие повседневные и технологические задачи они предпочитают объединять для многозадачности, а также указать, насколько сложно выполнять многозадачность при объединении задач. Объединение задач происходило часто, особенно во время прослушивания музыки или еды. Члены «сетевого поколения» сообщили о большей многозадачности, чем представители «поколения X», которые сообщили о большей многозадачности, чем представители поколения «бэбибумеров». Выбор того, какие задачи объединять для многозадачности, сильно коррелировал между поколениями, как и рейтинги сложности конкретных комбинаций многозадачности. Результаты согласуются с большим количеством общих ресурсов многозадачности у молодого поколения, но с аналогичными умственными ограничениями в типах задач, которые можно выполнять в многозадачном режиме.
Проверялось несколько гипотез.

Первая: чем моложе, тем больше многозадачности.
Да, так и есть.

Вторая: молодые используют качественно иную модель выбора задач по сравнению с дедами.
Нет, это не так.

Третья: молодые легче выполняют (сочетают) несколько задач одновременно.
Частично да.

Четвертая: молодые используют качественно другую систему оценок сложности задач.
Нет, это не так.

Вывод:
главный вопрос этого исследования заключался в том, существуют ли различия между поколениями в навыках многозадачности? Данные показывают, что молодые поколения сообщают о более низких показателях сложности при многозадачности и большем количестве задач, чем старшие поколения. Однако между поколениями наблюдалось согласие в
относительных оценках сложности комбинаций задач и в выборе комбинаций задач для многозадачности. Этот вывод согласуется с идеей о том, что все поколения имеют общие умственные ограничения, влияющие на то, какие задачи можно совмещать с другими задачами. Таким образом, некоторые базовые ограничения способности человека к многозадачности, похоже, присущи всем поколениям
И снова про вред "цифровизации" - ни слова, и неудивительно: исследование ваще не про это.

***

Краткие выводы:

1. Четвертая статья - интересная, всё остальное - не особо.
2. По ссылкам нет ничего, что подтверждало бы теорию "цифрового слабоумия".
3. Люди от подхода "я всё запомню" переходят к подходу "я запомню, где это лежит".

Не, ну если это слабоумие - ок.

Я, кстати, тоже слабоумный - не помню ни одного номера телефона, кроме собственного. Один пароль (мастер-пароль) из тех нескольких сотен, которые использую. Ни одного кода от дверей (отдельная запись в гугл-заметках под коды). И так далее.

Пиздец я тупой, да.
Комментарии:
nut
11:29 07-12-2023
Вот на таких как ты и держится мир. Иначе все б давно скатилось....
pakt
11:35 07-12-2023
nut на скептиках, что ли? Так у нас, людишек, вроде бы вся наука в том числе и на скептицизме держится )
Super Bubba
11:55 07-12-2023
Я такой старый, что помню как все эти аргументы были про телевизор и телефон. Что тупеем.
Помню три телефона. Свой, мамин городской и недавно третий запомнил - жены.

Я еще знаю один случай, когда девочку отлучили от телефонов и интернета, она спокойно жила, а потом пошла в школу и получила стресс, все болтали про ютубчик и прочий тик-ток, а она даже не знал, что это и где это. Естественно страдала, психотерапевт охерел от такого расклада и объяснил тупым родителям что к чему.

И да именно "умные" родители с цифровым детоксом, доводят детей до ручки каким-нибудь сыроядением и прочей херью.

Наверняка кроманьонец, который всю жизнь пользовался камнем, бурчал что дети тупые, молотки все испортили :D
pakt
12:06 07-12-2023
Super Bubba

еще знаю один случай, когда девочку отлучили от телефонов и интернета, она спокойно жила, а потом пошла в школу и получила стресс

Савватев (он в этом плане известный обскурант) хвастается, что его дети до 14 лет не получают смартфона. А у него самого - кнопочный телефон. Потому что "нейросети из смартфона тобой управляют".

А ведь он одноклассник Лебедева, не прям уж совсем древний дед. Популяризатор. И такую ахинею несёт - уши заворачиваются.

У кравецкого от савватеева так жопа сгорела, что он часов на шесть разбора его тейков записал.
Super Bubba
12:30 07-12-2023
pakt - долбоебус-вульгарис этот Саватеев. Ему математика видимо не там бороздки в мозгу сделала :D
голоса в моей голове
13:13 07-12-2023
лайк!
Snow
13:29 07-12-2023
pakt спасибо! Интересно было читать.
У меня очень хорошая память на цифры и плохая на лица и имена запоминать. На 1м курсе вся группа была в шоке, я обзванивала всех (на транспортные карты список делала) и запомнила все телефоны. Народ развлекался какое-то время :)
Но сейчас не помню, так как вносишь номер телефона и потом просто набор и всё.
Но вообще очень интересно было всё это прочитать.
pakt
13:38 07-12-2023
Snow у меня есть одна знакомая с фотографической памятью. Помнит не то что все телефонные номера, но и номера автомобилей, однажды их увидев.

Вообще, наверное, единственное, чему я по-настоящему завидовал - это людям с такого рода памятью. А потом где-то прочёл мысль о том, что фотографическая память - не дар, а проклятие: ты одинаково помнишь не только важное и хорошее, но постыдное и плохое-травмирующее. И попустился )
Snow
14:59 07-12-2023
pakt раньше, кстати, дар был сильнее. Я в школе иногда на уроках мысленно открывала страницу и практически читала с нее 😄 Сейчас столько мусора в голове и в памяти, что такого уже нет. Но я помню огромное количество чисел с предыдущих мест работы: клиентские бюджеты, показатели. Бесят молодые подчинённые, которые с памятью рыбки 😂
pakt
15:14 07-12-2023
Snow ужс!
the_Dark_One
17:00 07-12-2023
Ну правильно, хотел к Панчину доебаться - и не нашёл, к чему. :gigi:
А Савва, стоит ему от математики отойти - туши свет.
the_Dark_One
17:01 07-12-2023
Snow
Вот про кого мемы - "как это развидеть". :D
pakt
18:17 07-12-2023
the_Dark_One в смысле "не нашёл"? Панчин от Савватеева недалеко ушёл в своей секте ноуковерства. Савватеев хотя бы пиздит в формате интервью среди своей паствы, а не обсирается на дебатах, как Панчин.