Svetlanchik
10:59 09-08-2023
Тема стихов неожиданно перетекла в ещё одно мое размышление/воспоминание.

Я никогда не понимала и, кажется, не понимаю до сих пор, зачем нужно было учить стихи в школе по программе? Что это даёт? Ну ок, тренировка памяти, но во время школы ты постоянно что-то учишь и запоминаешь, память и так прекрасно тренируется! Честно, лучше бы вместо целого урока, что тратился на выслушивание 30 одинаковых стихов, время пустили на разбор чего-то интересного, может, ещё одного небольшого произведения. К тому же, ты отчитал и сидишь весь урок и ничего не делаешь!
Знание стихов даст какой-то новый уровень культурный? Да нет, не даст. Большинство стихов максимум через неделю (обычно сразу) просто выветривалось.
Кажется, это просто так исторически сложилось, что учат стихи, а зачем, мало кто задумывается.
Причем, если бы это были стихи на выбор, вопросов к этому у меня было бы меньше. Можно было бы на досуге больше изучить автора (мне бы это было актуально в некоторых случаях), чтобы найти что-то близкое, пусть даже с заданным количество строк от учителя. Но нет, такого не было, учили строго то, что в учебнике, максимум выбор из двух стихов, но это было очень редко.

Ещё один недостаток в этом упражнении памяти - никто из учителей не говорил, как лучше читать вслух, где должно быть логическое ударение и прочее. Да, стихи анализировали с точки зрения его написания, но это никак не отражалось на выразительном чтении. И в принципе никакой разницы, прочел ты выразительно или оттарабанил не было: рассказал без ошибок и запинок - 5. То есть это было именно заучивание, а не чтение наизусть с выражением.

Во время учёбы у меня было две категории стихов: нравятся/легко читаются, или подбешивают.
Стихи первой категории я запоминала быстро, просто и с удовольствием, так потом и рассказывала. Это мог быть даже длинный стих, мне было его проще запомнить, чем более короткий, если он мне не заходил (было всего несколько раз, когда можно было выбрать, что учить у автора, если в учебнике было несколько стихов).
А вот вторая категория просто вымораживала. Те стихи, что мне не нравились, я с огромными усилиями запоминала, забывались моментально, естественно, сразу после урока. Самый бесячий стих был про белую берёзу Есенина. Я его вообще не могла запомнить, учебник от злости летал в стену, я его со второй или третьей попытки рассказала уже отдельно учителю и на трояк, постоянно запиналась (хотя для всех учение стихов = халявная пятерка).. Такая у меня травма Есениным с третьего класса)

Со стихами у меня несколько забавных историй (не только бесячая береза Серёженьки осталась, хотя она, кажется, самая яркая и красочная в моей памяти, пусть и уже 20 лет прошло).
Мы изучали Блока ровно в тот момент, когда по телеку была постоянно реклама МТС с чтением "Ночь, улица, фонарь, аптека" (кстати, очень даже приличная реклама, пересмотрела ее сейчас). На выбор было 2 стихотворения, что выбрал практически весь класс? Правильно! Никто впервые вообще не запаривался, потому что этот стих в голове был у всех. Больше того, я его до сих пор помню наизусть!)) Кажется, один из немногих случаев, когда можно сказать спасибо рекламе. Учитель тогда была слегка расстроена даже, но что она хотела?) Два человека выучили другой стих (не помню, какой), для нее была отрада, что не скрывалось)

Ещё одна история с Маяковским. На выбор было стихотворение про лошадь и про приключение Маяковского на даче.
Приключение мне так зашло, даже вошла в какой-то образ во время чтения наизусть, что сосед рядом сказал, мол, можно и потише читать, я его оглушила)) Видимо, Маяковский во мне проснулся))) Учитель была в восторге)) До сих пор помню неплохо начало и концовку)

В итоге со школы я помню один стих полностью (привет рекламе) и первые строчки ещё нескольких. Всё.
Повысился ли от этого мой культурный уровень? Нет. Считаю ли я, что человек, который знает, условно, Евгения Онегина наизусть, мегаумный/крутой/просвещенный/культурный? Нет, я считаю, что у него хорошая память и много времени)) и я рада, что у человека есть такое увлечение стихами, он может быстро вникнуть, прочувствовать, запомнить. Здорово, что это у него есть, но я не сильна в таком, и очень была недовольна, когда из-под палки приходилось учить в школе. Видимо, моя детская травма есенинской берёзой до сих пор сидит в голове)

Возможно, опять же, с точки зрения памяти, я рано или поздно приду к запоминанию стихов (или наконец возьмусь за английский).. но это будут реально те, что мне нравятся! Те, что откликаются, трогают и ложатся в этот момент.

Спасибо, chaykayf, что натолкнула на эти воспоминания)

Даже не думала, что будут 3 поста о стихах. Как-то неожиданно все это всплыло)
Комментарии:
amapola
11:58 09-08-2023
Нам в сознательном возрасте давали выбирать, что учить, но с условием, что это не 4 строчки)) В связи с этим на Маяковском все коряво читали Лиличку, которая и длинная, и сложная для чтения вслух, потому что у Сплина есть такая песня. И я некоторые стихи до сих помню, что-то кусками, что-то полностью.

Но у меня была крутая учитель по литературе, я её до сих с огромной теплотой и благодарностью вспоминаю. У нас разбора синих занавесок никогда не было)
Svetlanchik
16:31 09-08-2023
amapola
у меня была крутая учитель по литературе, я её до сих с огромной теплотой и благодарностью вспоминаю


О, это самое главное! Мне кажется, это 80% успеха в изучении предмета!

Пойду слушаю Сплин)
chaykayf
18:29 09-08-2023
Я тут задумалась, как заучивание наизусть связано с изучением иностранного языка.

Мне всегда было легко учить стихи. Хотя бы потому, что у меня внутри как бы живет ритм. То есть мне вообще ничего не стоит что-то подумать или сказать с определенным ритмом. И для меня прямо удовольствие озвучивать стихи вслух.
По поводу тренировки памяти. Когда учишь стихи, нужно запомнить вполне определенные слова, в стогом порядке. Это механическая память. Стихи, как я понимаю, хорошо поднимают словарный запас.
Когда учишь что-то по теме, там важнее смысл, понять, а рассказывать можно своими словами (в современной школе вроде уже и не рассказывают вообще, тесты сдают, то есть можно вообще не уметь говорить), соответсственно тренируется смысловая память, и лексика научного стиля речи.
chaykayf
18:33 09-08-2023
Когда мы только начали учить немецкий, там препод, совершенно замечательный, стал давать учить стихи. Причем, мы там понимали слова два от силы на всё стихотворение. Мы сначала каждое слово переводили. а потом всё вместе учили наизусть.
Я прямо такой умной себя чувствовала. Вот, только начала немецкий учить, а могу Гете цитировать.
Там еще, именно в немецком, что хорошо, что согласование слов заучивается, как, впрочем, и в русском.
Странная женщина
19:00 09-08-2023
У нас учитель литературы как-то очень быстро умудрялась проверять знание стихов, она не слушала до конца, а просила рассказывать какое-нибудь из четверостиший. Например первый человек рассказал первое, затем следующий - второе и т.д. У неё на это уходило ну минут 15, наверное, не больше.
Хоть я и не любила учить стихи, память у меня плохая и я тоже не помню стихов полностью наизусть. Но всё-таки какие-то строчки, фразы в голове остались, или увидишь/услышишь цитату где-то и вспоминаешь, что это такое-то стихотворение и такой-то автор. И значит польза в этом всё-таки была, какой-то культурный багаж осел в голове. А те у кого память получше, наверное, и больше помнят)))
chaykayf
19:28 09-08-2023
Когда я на клин. псих. училась, у нас на практике был какой-то опросник по памяти, и там был вопрос "Сколько стихов вы знаете наизусть?" Я зависла, потом отметила "около ста", потом проверила себя - да, наверно, около ста могу рассказать.
Мой результат был самым большим, как раз кривая Гаусса хорошо получилась))

Но у меня весьма средняя память.
poncha
21:04 09-08-2023
Ужасно не любила и не люблю учить стихи. Я их не запоминаю. Я песни-то не запоминаю, которые люблю...
Дочке стихи не даю. Просто не вижу особого смысла. Ну и потому что сама читать не люблю.
Странная женщина
02:03 10-08-2023
Малышам, кстати, очень нравятся детские стихи. Мне приходилось очень часто детям читать просто стихи или стихотворные сказки Чуковского. В результате их я помню очень хорошо! Агнии Барто много стихов, Маршака, менее известных и более современных авторов. Чуковского могу полностью рассказать по памяти Мойдодыра, Айболита, Бармалея, Федорино горе, Муху цокотуху, другие сказки кусками. Я в какой-то момент дошла до того, что рассказывала Чуковского, а сама в голове про другие вещи думала, то есть уже на полном автомате)))
Svetlanchik
09:43 10-08-2023
chaykayf мне кажется, с точки зрения изучения иностранных языков на начальном этапе, заучивание стихов чуть более оправдано, потому что это ещё навык аудирования и говорения. Когда ты слышишь речь и сам ее воспроизводить учишься правильно, с интонацией, произношением. То же самое и с песенками разными, мне кажется.
Svetlanchik
09:47 10-08-2023
Странная женщина
Например первый человек рассказал первое, затем следующий - второе и т.д. У неё на это уходило ну минут 15, наверное, не больше.

Эта удивительно простая и действенная находка почему-то не пришла в голову никому из моих учителей! Хотя это кажется таким очевидным и логичным, экономит кучу времени! Радует, что не у всех было у меня, когда весь урок сидишь и фигнёй занимаешься, по двадцатому кругу слушаешь одно и то же.
Svetlanchik
09:49 10-08-2023
chaykayf
наверно, около ста могу рассказать.

Ого! Ничего себе! А какие это стихи? Это школьная программа в основном, или самой дополнительно каких-то авторов хотелось читать и запоминать? Сюжетные или больше абстрактные (условно, про природу)
Svetlanchik
09:53 10-08-2023
poncha очень тебя понимаю!
Вот с песнями мне проще, наверное, скорее от множества повторений. Причем как назло самые дурацкие (типа попсы из 90-х и начала нулевых) так глубоко засели, что и хотелось бы забыть, но с первых нот начинаешь петь)
Svetlanchik
09:59 10-08-2023
Странная женщина
Малышам, кстати, очень нравятся детские стихи

Кстати да, по рассказам мамы я могла бесконечно слушать и рассказывать, причем одно и то же)) а спектакль Колобок местного театра у мамы вызывал в каждый новый просмотр все более резкое отвращение от повторения одного и того же, но меня каждый раз радовало)) видимо, отсюда моя любовь к театру зародилась))

У меня в детстве было очень много разных книг, и городская библиотека была фактически вся прочитана.
Меня, кроме перечисленного тобой, ещё радовал Дядя Стёпа) у бабушки был трёхтомник Михалкова, так что летом я отрывалась у нее)
chaykayf
11:32 10-08-2023
Svetlanchik у меня много сборников стихов. сама покупала и читала, и запоминала. Специально наизусть почти не заучивала, училось само. В основном - Серебряный век, мы его в школе почти не учили, Пушкин, конечно, Кое-что из Лермонтова, Некрасов - потому что он мне еще детстве сильно нравился. Р. Рождественский. Окуджава!
Ну, детские, конечно.
Современных поти не знаю.