Тарантул
16:26 22-05-2017 Alien: Covenant
[изображение]

СПОЙЛЕРЫ: в фильме есть свихнувшийся андроид, в конце все умрут, Брюс Уиллис - призрак, а Лору Палмер убил её отец.

А теперь, когда самое страшное позади, расскажу о фильме, как он есть.

В нём плохо практически всё. И практически всё в нём хуже, чем в "Прометее".

Фильм плох отсутствием жанровой целостности. В нём, как и в "Прометее", продолжаются попытки скрестить ужа с ежом. Тут и притча о Создателях, Творениях и Смысле Жизни, тут и психологическая драма об андроидах, тут и классический космический ужастик про ксеноморфов. В некоторых случаях жанровая солянка не мешает, а даже помогает созданию хорошего фильма, но не здесь. Сильно было заметно, что режиссеру наиболее интересна история андроидов, тут и хоть сколько-то любопытные их характеры, актерская игра Фассбендера, много символизма, подавляющая доля экранного времени, а также движущая сила сюжета, завязки и финала - всё здесь. Триллерная часть подана откровенно на отъебись, для галочки. Но если именно это было интересно Ридли Скотту - ему надо было снимать "Бегущего по лезвию 2". Тема как раз точно для того фильма. И что, если создание посчитает себя совершенней создателя, и могут ли роботы любить, и снятся ли андроидам электроовцы. Облекать это в фильм под названием "Alien" - это очень гнусно. Хотя бы в этом плане "Прометей" был честней.

Фильм плох всеми персонажами-людьми, и, следовательно, всей триллерной составляющей. По беспросветной, наимаховейшей тупости местный военный(!) экипаж (судя по умению обращаться с оружием - какая-то военная подготовка у них была) безнадежно сливает не только шахтерам из первого "Чужого", но и гражданским ученым из "Прометея". Про то, что тут все не то что беспечно открывают шлемы, а и вовсе ходят без скафандров по незнакомой планете, вы, наверное, уже слышали. Этот малюсенький пример просто, чтобы иметь представление, какие старина Ридли сделал выводы после критики "Прометея". В фильме много сцен, которые по праву должны войти в золотой фонд лучших комедий.
Ну например. Заброшенный каменный город на чужой планете, враждебные формы жизни вокруг. Небольшой отряд, понёсший от стычек с ними потери, укрылся в центральном зале огромного сооружения типа храма. Одна из отряда собирается отлучится куда-то в другое помещение одна - "Мне нужно привести себя в порядок" (оказалось - тупо умыться). Её нет уже довольно долго (и зритель уже знает, что ей отгрыз голову Чужой). И.о. капитана - "Что-то её долго нет, пойду посмотрю, что с ней". Уходит один. Погибает. Ещё двое - "Что-то долго нет капитана. Пойдём посмотрим, что с ним." Уходят, и также нарываются на Чужого, один гибнет, другой покалечен. Гл. героиня фильма - "Что-то их всех давно нет. Пойду погляжу, что с ними". ЛЕММИНГИ, блядь. Я не знаю, что тут уместней - врубить всё это на двойной скорости под музыку из Бенни Хилла, или взять на одну из ролей Лесли Нильсена, который, как известно, мастер заходить куда-то по 10 раз, просто чтобы пожелать вам удачи и напомнить, что мы все рассчитываем на вас?
Или. На спускаемый челнок, находящийся на планете, пробирается ксеноморф. Женщина-пилот, оставшаяся на борту единственной живой из экипажа, берет винтовку, врывается в медотсек с намерением расстрелять тварь, но поскальзывается и... выпускает всю очередь в потолок, попадая в какие-то коммуникации. Всё в дыму, сирена, Чужой в шоке. Винтовку она, слава небу, при этом потеряла. Но тут же бежит по челноку за другой винтовкой. Чужой за ней - "Стой, дура!" Но она начинает палить куда угодно, только лишь не попадая в Чужого. Коммуникации, грузы, переборки, оборудование... Чужой в отчаянной попытке пытается заслонить корабль своим телом, но дура всё равно стреляет точно в топливные баки и взрывает челнок к чёртовой матери.
Или. И.о. капитана идёт за андроидом, который, как он подозревает, в своих безумных экспериментах убил всё местное население планеты и даже некоторых людей. Пытается разговорами вывести его на признание. Тот подводит его к своему последнему биологическому эксперименту - тем самым каноническим яйцам Чужих и говорит нашему "Шерлоку Холмсу" - "Загляни туда, тебе понравится. Это безопасно." Капитан заглядывает. Фейсхаггер, не в силах сдержаться от такой беспросветной тупости, делает фейспалм, а так как своего лица у него нет, ему приходится воспользоваться лицом капитана.
Уфф... Там такого море, просто море. Очередное дно пробивается с каждой новой минутой фильма, подозрения о том, что режиссер свихнулся, переходят в подозрения о том, что режиссер издевается, и обратно. Персонажи при этом максимально неинтересные, плоские, незапоминающиеся. Стоит ли упоминать о таких мелочах, как странные аварийные процедуры, технические, физические ляпы? Нет, это всё мелочи. Когда нет самого главного - персонажей, драматургии и сопереживания, остальное вторично.

А ещё этот фильм плох как притча. Я слышал такое мнение, что да, режиссеру было неинтересно снимать ужастик, он это сделал чисто из маркетинговых соображений, а главное тут - это история андроидов, вот ей и наслаждайтесь. Не согласен. Да, тут много отсылок, цитат, тут и флейта Гамлета, и поцелуй Иуды, и стихи Шелли, но я не считаю, что если напичкать ими фильм, то от этого он становится сильно интеллектуальней. История Роя, когда тот в "Бегущем по лезвию" после отчаянных попыток продлить собственную совершенную жизнь спасает жизнь такого несовершенного человечишки, во сто крат сильнее местной скучной истории о тупом маньяке, проводящем эксперименты ради экспериментов и на весь фильм застывшем в одной и той же идее. Так что и здесь любителям тематики ИИ ловить нечего. Из последних фильмов - в картинах "She" (Она) и "Ex Machina" (Из машины) тема раскрыта куда ярче.

Есть ли в этом фильме что-то хорошее? Ну как обычно Ридли Скотт - мастер визуальной части. Такой сдержанной и стильной, как мне нравится, без фэнтезийной цветастости. С великолепной игрой света и тени, машинерией, пейзажами. Виды планеты, утопающей в зелени и вместе с тем мёртвой, могли бы создавать отличную атмосферу. Виды корабля на низкой орбите прекрасны просто абсолютно, хоть сейчас на рабочий стол. Но это всё отнюдь не делает погоды. Потому что во время всех этих кадров вы всё ещё будете биться в мысленных конвульсиях по поводу происходящего, и пропустите всю красоту. Это не фильмы Марвел, где есть строго схематичная вселенная, схематичные действия героев-архетипов, и когда начинается ЗРЕЛИЩЕ, ты забываешь про всё и наслаждаешься полётом. Да и даже там нет такой идиотии. Здесь же сам режиссёр попытался задать нужный настрой, ещё самой первой сценой, чтобы зрители не подумали, что это лёгкий боевичок, ну и сам же мастерски похоронил своё творение. Так что весь вижуал мимо. Когда в трагедии персонажи постоянно поскальзываются на банановой кожуре, глупо ставить фильму в плюс, что звук поскальзывания записан очень чисто и звонко.
Да, о звуке - тут есть та самая музыка из фильма 79-го года. В другой ситуации я бы порадовался (как в игре Alien: Isolation), но здесь это выглядит особенно нечестным приёмом. Только раздражает.

Итог - не думал, что скажу это, но "Живое" как космический триллер - лучше. Он серенький и предсказуемый, но там более вменяемые персонажи, более цельный сюжет, и тоже местами довольно красивые съёмки.

В общем, уходи Ридли, ты пьян. Оставь ксеноморфов в покое.
Комментарии:
Гость
16:58 22-05-2017
Так вкусно написал.. Захотелось посмотреть.
Тарантул
17:03 22-05-2017
Гость, ты кто? Что за мазохист?))
Гость
17:19 22-05-2017
Местные мы)
Тарантул
17:30 22-05-2017
А, ну-ну) Раз говорил, что к данной франшизе дышишь ровно, то будешь дышать с ненавистью))
the_Dark_One
20:50 22-05-2017
Только в оригинальном "Чужом" не шахтёры, а "дальнобойщики" - экипаж космического тягача.
Ело4ка
01:17 23-05-2017
Лично меня, помимо всего перечисленного, взбесили многочисленные "ружья", которые демонстративно вывешивали на сцене и которые так и не выстрелили.

И.О. капитана в гневе жалуется кому-то (жене? случайной тетке какой-то? Я так и не запомнила, где чья жена и как вобще их всех зовут). Так вот, и.о. капитана жалуется: "Они не выполняют мои приказы! Никто не хочет видеть во мне командира, потому что я ВЕРУЮЩИЙ". Ок, допустим. Я всё ждала, когда это его верование как-то проявится - так он даже не перекрестился ни разу! Так и умер от шального фейспалма фейсхаггера, безо всякой молитвы и не осиянный ни разу лучами божей благодати.

Или вот - высаживается этот десант долбоящеров на незнакомую планету, и видят колоски. "О, дак это ж пшеница! - говорит один из них, - Старая, но точно не дикая! Интересно, откуда она здесь?" Вот и мне блъ весь фильм было интересно, откуда там пшеница!!! Пуще всех этих андроидских заморочек. И никто не объяснил! Зачем они вообще сказали про эту пшеницу?

Ну и в качестве профилактической меры я после просмотра вот этого вышеописанного пересмотрела старые фильмы, и мне стало как-то жалко, что такую мощь, такую чудовищно идеальную расу создал какой-то придурошный мелкий недалекий андроид.

ЗЫ: пока курила википедию (тоже после просмотра, чтобы как-то разобраться в той сюжетной каше, которую нам представили и связать эту кашу с сюжетами старых фильмов) - наткнулась на кусок какого-то интервью, где Ридли Скотт обещает в этом самом "завете" представить вниманию публики каких-то новых монстров, прямо чудовищных и ужасающих. Да ладно, они там реально были? Я чужих-то вообще не запомнила, отложился в памяти махач на крыше взлетающего кораблика (что-то в стиле "трех иксов"), ну и зародыши всякие шустрые, вполне обычные с виду. Чо там сверхконцептуального-то было?
Призрак джедая
06:54 23-05-2017
Прекрасный отзыв, посмеялась с утра)) Сама точно не пойду, не люблю кровькишки вот это самое, но узнать, что там было, интересно. Муж-большой фанат чужих - пришел с просмотра весьма озадаченный и сказал "забавно" - теперь вижу, что действительно забавно не в меру))
Тарантул
10:21 23-05-2017
Да, насчет нестреляющих ружей - верно, их там много. Этот вот диалог про стихи - "Это не Байрон, это Шелли. Одна неверная нота разрушает всё произведение." И-и?... Я ждал, что Дэвида поймают на неверной ноте (мысли, слове, действии) и либо уничтожат физически (раскроют его во время мегаконспирации), либо заставят всё переосмыслить, раскаяться и спасти жизнь Харрисону Форду. Не, ничего. Просто теперь мы знаем, что хорошие андроиды отличают Шелли от Байрона, а плохие - нет. Культуролухи, блин.

Новых мегамонстров не заметил. Белесые недочужие были и в "Прометее", остальные чужие абсолютно канонические, фейсхаггеры тоже.

Отличный слоган для фильма - "Чужой: Завет. Забавно не в меру"
the_Dark_One
13:08 23-05-2017
Помнится, в защиту "Прометея" самые упоротые фанаты говорили - пересмотрите, мол, оригинального чужого, там люди тоже фигню творят! Как они оправдают ново вышедшее ЭТО?

Еще раз повторюсь: я все больше разочаровываюсь в Скотте и всё более склонен считать шедевральные его первые фильмы игрой случая. Тем более, в каком-то интервью он сам говорил, что старался не мешать фонтанировавшей идеями команде, а актеры вспоминали его как нерешительного, все время остававшегося где-то на периферии зрения чуваке. Не гений, увы. Ремесленник, у которого к старости всё больше и больше лажи.

ЗЫЖ Про "Марсияйнена" - ну может, мне не стоило предварительно читать книгу. Которая есть олдовая, в духе раннего Хайнлайна, инженерная фантастика. Снято красиво, но нет ни ощущения тянущихся лет, ни ощущения технической смекалки гг - всё-то ему даётся быстро и легко, всё гоп-ура. Много важных моментов упущено и не пояснено. И вообще, хватит спасать рядового Райана.
Тарантул
14:27 23-05-2017
Да, оригинальный "Чужой" по сравнению с последними двумя - день и ночь, как раз недавно пересматривал.

У Скотта и в 2000-х были фильмы, которые мне нравились: "Гладиатор", "Царство небесное", "Падение Чёрного ястреба", "Хороший год", "Марсианин". Так что я не склонен считать его режиссёром одного фильма, или набравшим команду для одного фильма (как Лукас ). Но вот именно последние лет 10 фигня пошла потоком.

"Марсианина", по-моему, только так и можно было экранизировать вне формата сериала. (Я книгу тоже читал до.) Получился законченный фильм. На остальное экранного времени нужно сверх всякой меры.
the_Dark_One
16:15 23-05-2017
Ну вот я и считаю "Хороший год" последним хорошим фильмом. :/
Все перечисленные фильмы - качественные поделки ремесленника, но не творца. похоже, распад СССР не только на метра-барина Михалкова повлиял.
Тарантул
17:43 23-05-2017
Ну поделки - не поделки (очень спорно), но качественные, да. А "Прометей" и "Ковенант" - это уже Михалков)