Frederick Taer
12:29 22-01-2010 За три зимника. Часть 2.
[изображение]

Итак, мы добрались досюда. Теперь - краткий осмотр города и попробуем отсюда спастись.
Мотивация не в пример выше, n'est-ce-pas?








[изображение]
На улице видим гало ещё сильнее вчерашнего.

Машина в тёплом гараже завелась с пол-оборота.
Разница температуры с улицей - градусов под шестьдесят.




[изображение]
Едем в сторону центра.
Аэропорт уже проснулся.



[изображение]
Новое здание краеведческого музея.
Внутрь зашли, но этим всё ограничилось - музей только заканчивает переезд.
Приглашали приезжать в мае.



[изображение]
Здание почты - символ Нарьян-Мара.
Нарьян-Мар (ненец. — Красный город), административный центр Ненецкого автономного округа. Расположен за полярным кругом, в устье р. Печоры, в 110 км Печорского моря. И живёт там двадцать пять тысяч человек.



[изображение]
Церковь Николая-Чудотворца.



[изображение]
Бедные голуби жмутся к Вечному Огню.
На улице за тридцать.



[изображение]
Церковь Богоявления Господня.



[изображение]
Всё, что осталось от Пустозёрска.



[изображение]
Погуляли ещё по улице.
Сходили в музей Пустозёрска.
Зашли в универмаг - цены в два раза выше, чем в Москве.



[изображение]
Посмотрели на последствия пожара в Арктике.
И легли на обратный курс.

Легли не сразу, пришлось поискать дорогу.
На выезде встретили белорусскую машину.




Около города даже есть некоторая растительность...


[изображение]
Хочу заметить, что в тундре ограничен выбор сюжетов!

1. Куст (если найдёшь).
2. Солнце (если видать).
3. Снег (хоть в чём-то недостатка нет).



[изображение]
Дальнейшие фотографии представляют собой три вышеупомянутых пункта в том небольшом количестве комбинаций, на которые оказалась способна моя фантазия.



[изображение]
Спокойно проехали сбоку вчерашнюю перемётную засаду.
Ветер усиливается.






[изображение]
Перемёты бывают такие.
На бетонке нам встретилось два больших перемёта, один полусредний и много маленьких.
Если я возьмусь рассказывать об их длине, они, несомненно и достигнут километра.
На самом деле, мне кажется, что большие были метров по 50, а полусредний где-то 20, но я могу ошибаться. Они были большие - это факт. Касательно глубины могу сказать с точностью: я специально наступил в колею от Урала - она оказалась мне ровно по колено.



[изображение]
Ясен пень, что если бы мы взялись копать - копали бы там до сих пор, потому что поддетый лопатой снег ветер уносит до того, как ты успеешь оную лопату поднять. А на место сдутого снега тут же радостно приносит новый. Потому перемёты брались ходом.

Делается это примерно так: машина выводится на траекторию, которая даёт пилоту максимальную надежду оказаться на дороге с другой стороны от перемёта, желательно вместе с машиной, и колёсами вниз. После этого разгоняется до 80 км/ч... Дальше - бьём пятками и держимся.
В результате должно получиться следующее: машина, подгоняемая волей к жизни и воплями "тач, ехай! ехай, тач!!", со скоростью, зачастую, чрезмерно близкой к нулевой, лениво выплывает из сугроба на дорогу. Если повезёт.



[изображение]
За окном красиво. Надо ли говорить, что ветер продолжает усиливаться?



[изображение]
Усиление начинает приносить конкретный результат: темнеет, видимость падает, а дорога теперь выглядит так.



[изображение]
Обратите внимание на Солнце.
Как говорится в Сирии, цвет этих туч наводит меня на мысль что...


[изображение]
На этой радостной ноте, мы подъехали к зимнику и вступили на него.

Вскоре после этого оперативная обстановка резко осложнилась. Стемнело совсем. Видимость упала до ноля, местами до отрицательной. Солнца не видно. Даже намёка на Солнце - не видно. Упасть с зимника совсем не хотелось, поэтому было принято решение попробовать провести машину за собой - пуховик зелёный, виден хорошо. Ага, щаз. Стою у машины я, в унты обутый... Ну, допустим, машину и себя я вижу. Это всё. такое ощущение, что стоишь в водовороте сгущёнки. Только она холодная и больно жалится.

При попытке повернуться лицом к ветру, капюшон класса "перископ", затянутый и завязаный на все верёвочки легко снимает с головы. При повороте спиной - надевает обратно, при этом все завязки на месте.

Установив экспериментальным путём, что попытка провести машину за собой может дать только одно - умрёшь усталым, вернулись к первоначальному варианту. Из машины ничего не видно точно так же, как и с улицы, зато тепло и не дует. Неторопливо поползли вперёд. Застряли. Откопались, поехали дальше. Два раза объехали вешку не с той стороны (одну левую и одну правую) - нехорошо. Зато установили, что они стояли не на краю зимника - хорошо. Спаслись, в том числе благодаря моим воплям с штурманского места: "Не туда... Не туда!.. @#$#% $%$# #@#$, НЕ ТУДА!!! Туда ехай!!!" Это не потому, что второй пилот ничего не понимает в навигации по вешкам, а потому что если вы видите в белом телевизоре ровно одну вешку и больше ничего, то ваши шансы ваши объехать её с нужной стороны - ровно 50 процентов. Может с нужной, а может и нет.

Снова застряли. Вытолкались в одного меня, который был в унтах и на льду. Сам удивляюсь. Лопаты лежат на заднем сиденье. Вместо камеры. Всё равно снимать нечего, а копать ей неудобно. Застряли, откопались, вытолкались. Фух. Предполагается, что зимник не расчищают, потому что любое углубление моментально заносит снегом. Его зимник проминают, и тогда он получается вровень с тундрой, и снег с него сносит. Так вот, я должен заявить, что в этой порочной схеме что-то сломалось!

Спустя час рубилова и несколько пройденных километров, стало чуть повеселее. Совсем чуть-чуть. Вешки теперь видно метров за 10-15. Если, конечно, смотреть натренированным глазом. В белой пелене еле углядели несколько вагончиков - это пост дорожников, там есть жизнь.

Ещё полчаса спустя, за бортом обычная сильная метель. Быстро ехать нельзя - сдувает. Медленно ехать нельзя - застреваешь в снегокучках. Идём где-то 50км/ч. Нас обгоняет Шнива, в ней 4 мужика. Злонравно провожаем её взглядом - она-то полноприводная. Усмехаюсь. Говорю: "сейчас мы её догоним, вытолкаем и поедем дальше". Проходит 10 минут - видим шниву, сидящую в в конце мощного перемёта, мужики возятся вокруг неё. Без разговоров подходим и, вместе с ними, враскачку, довольно легко выталкиваем. Теперь наша очередь: показываю примерную траекторию. Второй пилот проводит машину по краю перемёта, я сажусь и мы уезжаем. Надо в будущем шутить аккуратнее.

Доехали до отворотки к домику, где мы спрашивали дорогу. Закончился коричневый зимник, начался зелёный зимник.

На улице за тридцать мороза, натуарльная низовая пурга. От мороза пробивает подвеску. Стартёр дохнет случайным образом. Термостат, похоже заклинен в каком-то из положений. Приборная панель меняет яркость по собственному разумению. Датчик температуры напоминает метроном: 90, 130, 90, 130.... Перемёты пробиваем ходом. Я понимаю, что в -30 двигатель на ходу не должен перегреваться, но ведь термостат-то судя по всему,, не того... Решаем подстраховаться: снять чехол с радиатора. Машинально глушу машину. Млин. Стартёр молчит. Есть мнение, что он остынет и заработает, но ждать лень. Стоим под небольшой уклон - толкнём. Вдвоём разгоняем машину, прыгаю внутрь, готовый включить передачу... Ага, щаз: лёгкий порыв ветра останавливает машину, как вкопаную. Непередаваемое выражение лица. Через пять минут стартёр оживает.




[изображение]
Прошли зимник, стоим на первом посту.
Сняли приборную панель, посмотрели на неё, пожали плечами, поставили обратно.
Записались в журнал в вагончике, выехали из под шлагбаума.
Двадцать километров до асфальта и заправки.
Хоть узнаем, сколько у нас бензина, а то что-то чем дальше едем, тем больше бензина показывает датчик.
Уже 3/4 бака - как будто он там производится.



[изображение]
Пейзаж поменялся. Та же тундра, та же ночь... Но вся тундра в голубых огоньках буровых, в ярких отсветах факелов. Буровые повсюду. Красота... Около Хаьяги попался мент. Тёмный мент на тёмной машине. Маскировка до добра не доведёт! Ладно мы, а если его не заметит Урал? Будет дальше обоями на жизнь зарабатывать. Или ростральной фигурой.

Три часа спустя прибываем в Усинск, ночуем у нашего мужика, который-таки добрался до дома.


Утром на термометре -32.
Стартёр тупо подох. Шаманские пляски с разогреванием проводов на батарее в подъезде (иначе они застыли и не разгибаются) и последующим прикуриванием, заменой аккумулятора на другой, не привели ровно ни к чему. Сходили к мужику у которого Нива (хорошо, когда все всех знают), он без разговоров оделся и вышел. Стали заводить с толкача. Жуткое занятие. Сидишь в машине, стёкла запотевают, тормозов нет... Главная мысль - он помогать пришёл, а ты ему в жопу въедешь. Масло в коробке, по ощущениям, замёрзло - непонятно, воткнул передачу, или нет... С первого круга не завели, но, хотя бы размолотилось масло в коробке. Смешно, но, сделав второй круг вокруг квартала - завели.

Нашли проверенный сервис. До того, как разбираться, что где подохло - надо было ждать три часа. Ждать не стали. Мужик сказал нам очень правильную фразу: едьте, пока едется. Выковыряли из под капота литра четыре льда - после вчерашнего перед радиатором образовалась толстая ледяная стенка, и поехали. Одиннадцать утра.



[изображение]
Идём на юг!



[изображение]
Переехали Печору. Это, кстати, она, на заднем плане.
Длина ледовой переправы - километр с лишним.



[изображение]
Заехали в город Печору, посмотрели на памятник Русанову, поехали дальше. Через вуктыльский зимник не пошли, посмотрим альтернативный вариант, через Каджером. От Чикшино дорога идёт по новому мосту и дальше около 30км по строительству новой всесезонной трассы (ехать там медленно и непросто), а потом сворачивает в лес.

Шесть вечера. Проходим куски зимника, обычных и ведомственных дорог вперемешку - рваный ритм увеличивает усталость. Зимник ну очень волнистый, поэтому, на участках получше, еду побыстрее. Это, конечно, неправильно. Случается ошибка пилотирования: идём 80 км/ч, прохожу повороты в лёгком заносе. Иначе будет очень медленно, потому что дорога - чистый лёд. Выходя из очередного поворота, вижу перед собой, менее чем в ста метрах, Т-образный перекрёсток. Даже было время немного подумать - врубаю третью (а надо было сразу - вторую), успеваю повернуть машину, не успеваю погасить боковую составляющую - правым стрейфом убираемся с дороги. Второй пилот открывает дверь, собирается выйти посмотреть и - шмяк - исчезает, видна одна шапка и руки, вцепившиеся в порожек. Глубоко. Слышен нехороший свист. Слава Богу, видим, что не радиатор - колесо.

Семь вечера. Мимо проезжает грузовик. Убрались мы не далеко - нас легко вытягивают обратно. Умудряемся ночью в снегу заметить выпавшую из кармана мыльницу - чудеса. Меняем правое переднее колесо. За это время чуть не улетают ещё две машины. Хоть бы знак повесили, сволочи. Едем дальше.

Восемь вечера. Ползём по ночному лесу. За бортом -30.

Девять вечера. Попали в серьёзную пробку на зимнике. В обе стороны стоит 20-25 машин. Большая фура слетела головой в кювет и хвостом перекрыла зимник.

Девять тридцать. Раньше не видел, чтобы два 30мм троса рвались, как гнилая нитка. Уралы уже отставлены в сторону, теперь фуру пробуют вытащить полноприводные КАМАЗы. Тщетно - сидит хорошо. С горя починили с помощью лома и изоленты свой термодатчик. Он показывает -30. Стоим в пробке. На небе куча звёзд. Все тучи сдуло. Есть мнение, будет холодно. Но тут же не тундра - лес. Не пропадём.

- Давай есть, - ставим свой прикуривательный чайник, он включается и придаёт тёплой машине уют своей красноватой подсветкой, - БАХ!! - красный свет вместе с уютом внезапно исчезают: перегорел прикуриватель, - Давай спать.

Одиннадцать вечера. Просыпаюсь от того, что группа встречных грузовиков протоптала тропинку рядом с фурой, прошла по ней, и унеслась мимо нас в ночь. Иду на разведку. С нашей стороны по той же тропинке же пытается прорваться обычная "Газель". Общими усилиями, с помощью какой-то матери, на руках выносим её - бегу обратно, прыгаю в тач и скорей вперёд, пока едут машины с нашей стороны! Не знаю как, но я проезжаю по этой тропинке от Уралов не застряв и устремляюсь к Большой Земле.

Час ночи, зимник пройден. Нет ребята, я уж лучше через Вуктыл. Там длиннее, зато быстрее и не так устаёшь.

Два ночи, мы в Ухте.

Три часа ночи, починили колесо. Оно не пробито, только разбортировалось во время стрейфа. За бортом -37. Понятно, что если мы сейчас заглушим машину, больше мы её уже не заведём. Defeat is not an option - записываемся на ГАИшном посту и едем дальше. Вот только жаль - восстановиться уже не получится.

Четыре часа ночи. Передаю руль второму пилоту, отрубаюсь. Я и так с утра за рулём.

Шутки пошли не смешные, второй пилот тоже засыпает: краем глаза вижу, как он въезжает на обочину между двумя стоящими машинами и дёргает ручник - 05:30..06:30 сон.

Девять утра, въезжаем в Сыктывкар. За бортом -30. От Нарьян-Мара до Сыктывкара - 1300км, если ехать через Каджером.

Десять утра, подсдулось левое переднее колесо. В очередном шиномонтаже дыр в нём не находят. Значит оно частично разбортировалось при вылете и мы с тех пор так едем.

Двенадцать дня. Контрольный замер показывает забортную температуру в -24 градуса. Если тенденция продолжится, скоро начнут встречаться пальмы. Мы едем на юг!

Три дня. Паркуемся у гостиницы в Кирове. Двадцативосьмичасовой марш-бросок из Усинска закончен.


После тринадцати часов сна, второй пилот пошёл заводить машину. Благо, в гостинице за скромную сумму к машине подкатывают большой внешний блок питания (жёлтого цвета), и можно не бояться посадить аккумулятор. Они мучались там час, пока мне не надоело ждать и я не пришёл поинтересоваться: что же они там так долго делают? Мне было предложено попробовать самому, раз я такой умный. Я пожал плечами, сел в машину и завёл её с первого раза. Ерунда, всего -20 же.

Ну, дальше неинтересно: Шарья-Мантурово-Кострома-Ярославль-Москва. По дороге пугаем народ, разгуливая в одних свитерах. Терморегуляция организма после тундры легко держит пятнадцать-двадцать градусов мороза.

В Москве -3.


[изображение]
5427км


<<< Первая часть
Комментарии:
Lemieux
14:25 22-01-2010
Ок. Посмаковал. Спасибо )