istoria
15:55 12-12-2007 Гаага-3. Мариуцхеус и панорама Месдага
Не, вот получше стало, и решила я, что надо про Гаагу дописывать, а то так скоро все впечатления сотрутся.
Мимо главного музея Гааги - Мариуцхеуса - мы пройти не могли. Тем более что подкупило описание: коллекция очень небольшая, но практически каждая картина - это шедевр. Мы такие музеи любим: небольшие, и чтоб качество всего показанного было высоким. Поэтому было решено пойти. Ну, в основном, конечно, там живопись. Правда, интерьеры сами по себе красивые.
Муж назвал этот музей Музеем одной картины: сказал, без этой картины, пожалуй, музея не было б. А говорю я о картине Вермера "Девушка с жемчужной серьгой". Находится она как раз в Гааге, а не в Райхсмузеуме в Амстердаме, как я раньше наивно думала От Вермера-то осталось не более 30 с гаком полотен, как-то при жизни его не особо ценили, не то, что Рембрандта. Но эта - считается его шедевром. Это портрет девушки в платке, сидящей в полоборота к зрителю, с большой жемчужной серьгой в ухе. И девушку часто называют - "Голландская Мона-Лиза". Картина действительно притягивает к себе взгляд, около нее обязательно останавливается каждый и смотрит в глаза этой девушки. В них живет загадка - может, поэтому ее сравнивают с Джокондой Да Винчи. Красивый портрет - неизвестно до сих пор, кто для него позировал. Вон, фильмы по этой теме снимают
А еще там много натюрмортов - причем пока что натюрмортов лучше, чем голландские, я не видела.
Знаете, что удобно? Там не нужен экскурсовод - каждому бесплатно дают аудиогид с наушниками - на нескольких языках - как минимум, английский присутствует - и на каждой картине есть номерок. Если тебя картина заинтересовала, набираешь этот номер на аудиогиде и слушаешь. Если в общем хочешь дальше узнать про жанр - тебе предоставляют и такую возможность - предлагают набрать цифру, чтоб слушать дальше. Таким образом, я, например, узнала о том, что до Голландского золотого века натюрморты считались живописью низкого сорта, и никто из художников, претендующих на известность, ими не занимался. А потом голландцы показали, что из различных предметов обстановки и всякой еды либо из цветов можно сотворить такой шедевр, что не грех вывесить в гостиной над камином, например. Так, натюрморты с вазами цветов прочно вошли в обиход именно после голландских художников. Ну, вообще много нового узнали. А в один очень простой натюрморт - с россыпью земляники на черном фоне - я практически влюбилась
А сколько нового мы узнали про тайные знаки на картинах. Это вообще ого-го. Например, на картине изображена девушка с лукавым взглядом, собирающаяся есть устриц. Так вот, оказывается, в то время устрицы и жемчуг были символами желания, страсти. Лимон - сладострастие, оказывается!!! В общем, голова кругом шла. Вот только зря мы потом зашли в музейный магазин. Из "Девушки с серьгой" сделали просто икону - репродукции, постеры, шкатулки - ну просто все, что возможно. Как-то даже немного покоробило от такой крупной коммерциализации. Боюсь, от Джоконды такое же впечатление может остаться - чисто из-за раскрученности.
Но сам музей - понравился. Там еще была временная выставка - со всего мира свезли портреты фламандских (голландских) художников. Мы, правда, подустали, и прошлись быстрым шагом. Хотя внимание привлек почему-то портрет короля Чарльза I с Лондонской Национальной галереи. Интересный портрет - чувствуешь, что художник душу вложил.
Ну вот вышли мы с музея, поев там перед этим замечательного супчика, и начали решать, что делать дальше. Привлекло одно описание интересного места: панорама Месдага. Решили идти туда.
Это вообще нечто было! Очень порадовались потом, что сходили. Представьте себе круглый павильон, вы в середине его под шатром, вокруг вас пески с различными предметами, которые плавно переходят в картину, если это можно так назвать - огромная диарама. Картина вдали - это круговое полотно длиной в общем 120 метров, представляет собой морскую деревню Схевенинген, какой она была в 19 веке. Сейчас это пригород Гааги и морской курорт, самый, пожалуй, известный в Нидерландах. Оказывается, в 19 веке художник Месдаг, его жена и группа других художников-добровольцев решили сами сделать такую вот диараму-панораму на общественных началах и подарить ее городу! Вот люди были. Получилось очень красиво.
А самое главное, что на входе нас спросили, какой язык для нас родной, ну мы и говорим - русский. Нам - хорошо, идите. Вот мы поднялись, и нам на русском языке стали рассказывать историю создания и где что изображено. Мы от радости чуть не скакали - все же как, оказывается, приятно, слушать на родном языке, что вооон там изображена сама деревня, что вооон в том краю если вглядеться, увидите поезд - один из первых, между прочим, в Голландии, и линия его в Схевенинген была тупиковой (типа как с Царским селом в свое время), или что вот те люди под зонтиками - изображены сами художники, в частности, его жена. Бегали, счастливые, от одного края шатра к другому и смотрели, смотрели, смотрели. Место оставило о себе очень приятное впечатление, хотя мы не ожидали такого Там еще небольшая картинная галерея на морскую тематику - не Айвазовский, конечно, но было что посмотреть.
После этого уже четко решили, что день проходит удачно.
По моему плану остался один важный пункт... Но об этом потом
А вот и "Девушка с жемчужной серьгой" - Голландская Джоконда. Картина дня, можно сказать
Комментарии:
OkeaNik7
23:48 12-12-2007
отличный поход, просто завидую белой завистью Пару лет назад ходила на капитальную выставку голландцев в Пушкинский на Волхонке. Выставку готовил один из сотрудников музея в течение 10 лет. Около 100 картин (!) было представлено, и возле каждой - огромное полотнище с подробной расшифровкой всей этой мудреной символики, о которой ты пишешь. Вобщем, один зал мы за 2 часа не прошли. На этой выставке не было аудиогида, к сожалению. Приходилось все читать, а это весьма утомительно. Был февраль, на улице холод и серость. Глядя на картины голландцев, я совсем раскисла. В основном, все, что вытащили из запасников, было весьма мрачно.
"Девушка с жемчужной серьгой" на фоне типичной их живописи - действительно как луч света, примагничивающий к себе все внимание. Красота!
istoria
01:34 13-12-2007
OkeaNik7 Horsense про "Девушку с жемчужной серьгой" абсолютно с тобой согласна - луч света. Но просто у Вермера все полотна такие - жалко, их мало осталось. Он очень умел работать со светом, и у него все полотна яркие, что ли Вот портреты голландские в целом достаточно мрачны, но зато натюрморты блещут яркими красками - любо-дорого посмотреть. Вы, небось, почти одни портреты видели... А пейзажи голландские, я б сказала, тоже не мрачные, особенно те, что сделаны под итальянскую школу... Тут, наверное, смотря что повезет увидеть
А вообще когда 100 картин, да везде читать - от этого и вправду устаешь. Помню себя в Эрмитаже - что тут далеко ходить - под конец ноги не шли, картины не радовали, хотелось сесть и отдохнуть. А там ведь разнообразие. Вы же одну школу видели мастеров. Я б тоже раскисла
Вот поэтому и люблю небольшие музеи. Нам еще с Райхсмузеумом в Амстердаме повезло: в нем реставрация, и вывешены только самые-самые шедевры. Удобно было. А то было бы не представляю что
А аудиогид - это вещь! Удобно и практично - намного приятнее слушать, чем читать кучу информации постоянно. А если не очень понравилось, можно и не слушать И в любой момент прекратить "вещание"
Dama&@
11:14 13-12-2007
А у Ван Гога были?
у меня осталось очень сильное впечатление
OkeaNik7
12:26 13-12-2007
istoria вот что было тогда на выставке: в основном, как раз, не портреты, а пейзажи и сценки - Франса Флориса, Питера Пауля Рубенса, Яна Брейгеля Младшего, Хендрика Аверкампа, Яна Стена, Герарда Дау, Габриела Метсю, Герарда Терборха, Питера де Хоха и Адриана ван Остаде. Мой муж просто помешан на голландцах, а для меня они - эталон, но сумеречный такой. Вермеер, конечно же, совершенно особняком стоит. Я с тобоц согласна. Лучше все же камерно смотреть, не больше десятка картин. А еще лучше две-три.
istoria
16:47 13-12-2007
Dama&@ ага, были. Понравилось В самом начале еще были. Надо накатать как-нибудь Особенно ветка японской вишни понравилась. А еще кружку с его Ирисами купили
istoria
16:53 13-12-2007
OkeaNik7 Horsense ага, все известные имена Буквально все, что ты перечислила. Один Стен с его жанровыми сценками чего стоит. Я вот как-то раньше не воспринимала голландскую живопись. Вот старых итальянских мастеров - это да - это мое было. Нравилось. Ну это, пожалуй, потому что в Италии жила, а там они представлены очень хорошо Про голландскую живопись скорее просто не знала. А тут прониклась Вот натюрморты - я уже говорила, лучше пока нигде не видела
Но вообще, согласна - все очень сумеречно чаще всего. И Вермер просто удивляет на фоне остальных яркостью света, что ли. Еще повезло вам, что не привезли Франка Халса. Он был знаменит портретами, особенно групповыми, потому что умел подбирать нужную и естественную композицию по сравнению с другими, но вот у него все оочень сумеречно. Как и у Рембрандта, впрочем, и у многих других.
Наверное, мне поэтому так нравится Вермер
OkeaNik7
16:04 14-12-2007
istoria у Хальса самая моя любимая картина - это групповой портрет гвардейцев.
istoria
18:50 15-12-2007
OkeaNik7 Horsense я почему-то подозреваю, о каком именно портрете ты говоришь Мне тоже она нравится...