Blunder
01:37 16-03-2005 "Багряные реки"
***

Всегда очень грустно, когда европейские кинематографисты начинают откровенно подражать американцам. Американских фильмов хватает и без европейцев. Их даже слишком много. Поэтому от европейцев обычно все как-то ждешь европейского кино...

В данном случае с подобными ожиданиями лучше распрощаться. Потому что "Багряные реки" - это нечто вроде ирландского рагу из "Молчание ягнят", "Семь", "Имя розы" и еще нескольких фильмов. Причем еще можно простить, когда подражание стилю не только выглядит вполне достойно, но и содержит какие-то собственные интересные находки (как это было, например, в "Добермане", где играл тот же Кассель), но когда создатели картины старательно и как-то очень по-ученически пытаются слепо копировать стиль, повороты сюжета и даже типажи героев, - это выглядит не очень хорошо. То есть плохо.

"Багряные реки" - подражательны до невозможности. Режиссер изо всех сил старался слепить "Молчание ягнят", но из-за полного отсутствия Ганнибала как главного Злодея и Наводчика (здесь Злодей появляется только в самом конце, а наводчиками являются всякие невнятно-прозрачные символы) все сразу обратили внимание на то, что Жан Рено в роли Клариссы Старлинг выглядит несколько бледно.

Ситуацию в какой-то мере скрашивает энергичный и довольно боевой Венсан Кассель в роли Макса - он вторую половину фильма изрядно теребит Поля-Жана и заставляет его двигаться пошустрее, однако и он не спасает этот затянутый и слабенький фильмец со старательными потугами на триллер.

Нас, конечно, пугают со страшной силой: всякие жуткие натуралистические подробности, трупы в полный рост с выколотыми глазами и отрубленными кистями, человеческие эмбрионы, головы уродцев в стеклянных банках, монахини с жуткими катарактами на глазах и все такое прочее, - однако нам не страшно. Повторяю - НАМ С КОТОМ БУБЛИКОМ не было страшно! Кот Бублик смотрел фильм не отрываясь и голову ни разу не повернул. Казалось, что пушистое животное спит! Но это было не так! Нет, он, конечно, спал, однако от храбрости, а не от того, что его заколдобило происходящее на экране.

У меня сложилось такое впечатление, что Кассовиц всеми этими излишне натуралистичными подробностями старался скрыть очень серьезные огрехи в сценарии. Чтобы, вероятно, зрители сами себя начали накручивать, бояться и на этом фоне нормально воспринять ту ерунду, которую навертели в картине.

Может быть, может быть. Тон некоторых рецензий был весьма доброжелательный, чему я сильно удивился. Потому что слабые места этого фильма торчат просто на поверхности. Причем я не хочу сказать, что это полный отстой и его ни в коем случае не надо смотреть... Примерно до середины картина смотрится вполне даже неплохо, а страсти нагнетаются довольно умело. Правда, с самого начала более-менее понятно, куда это все клонится, но смотреть более-менее интересно. Но примерно с середины, когда фильм стал безбожно затягиваться, а томительно приближающаяся развязка стала вырисовываться, стало понятно, что в конце фильма мы с котом Бубликом получим фигу с маслом.

Так оно и получилось. За такой финал и такую до отвращения слабую развязку надо расстреливать на месте - вот что я вам скажу. Не из базуки, конечно, но хотя бы из помпового ружья, стреляющего бисквитами и эклерами. Потому что это уже безобразие. Хоть бы поимели уважение к зрителям и хорошим актерам - Рено и Касселю, которых вынудили играть в таком негодяйстве.

Кстати, об актерах. Рено в этом фильме играет откровенно слабо. Ему, правда, не впервой сниматься в картинах не первого сорта (достаточно вспомнить, например, невероятную по идиотизму коммерческую дешевку "Годзилла"), однако он не из тех актеров, которые ухитряются в рекламе тампаксов сниматься так, как будто играют Гамлета. Рено сер, невыразителен, молчалив и неэффективен. "НЕ ВЕРИМ", - сурово сказали мы с котом Бубликом, когда нам заявили, что это - криминалистическое светило. Ни фига не светило. Ходит, но не светит. Таскается туда-сюда, ожидая НАМЕКИ. Если бы не Макс, он бы вообще ни черта не нашел. Это шустрый Макс завел светило как ключиком, и тот хоть чуть-чуть стал поворачиваться.

Макс - Кассель выглядит заметно лучше Рено. Он довольно шустрый, энергичный, но главное - живой, а вовсе не походит на восковую куклу, как Рено. Однако Касселю в этом фильме трудно развернуться. Он тоже зажат в рамки посредственного сценария. Кроме того, режиссер явно старался заточить фильм еще и для Штатов, поэтому вставил туда совершенно никуда не клеящуюся и такую традиционную для американского кино сцену, когда полицейский со страшной силой бьет морду слегка подозреваемым... Кассель в этой сцене выглядел совершенно по-дурацки. Особенно когда изображал из себя Ван Дамма с его чисто балетными па, которые несведущие зрители обычно принимают за восточные единоборства. Впрочем, Кассель в этой сцене явно чувствовал себя не в своей тарелке, чем примирил меня с ним. Но не с режиссером и не со сценаристом.

Резюмирую. На самом деле фильм очень слабый и до отвращения подражательный. Сценарий - на твердую двойку. За финал вообще надо расстреливать каждого второго с половиной из съемочной группы. Кроме Рено и Касселя. Они делали все, что могли. Особенно Кассель.

Впрочем, первая половина фильма, как я уже сказал, смотрится вполне неплохо. Тем хуже смотрится вторая половина и финал, когда понимаешь, что тебя, в общем-то, обманули и что весь фильм тебе только зря запугивали. Из-за всего этого фильм оставляет на порядок хуже впечатление, чем ожидаешь после просмотра первой половины.

Надо ли смотреть? Скорее всего, нет. Разве что фанатам Рено и/или Касселя - просто для коллекции. Впрочем, если вы не смотрели "Семь" и "Молчание ягнят" - ну тогда посмотрите. Будет прикольно. Но лучше посмотреть оригиналы. В смысле, первоисточники. Чтобы не тратить время на сугубо подражательную и слабенькую поделку.

по материалам с www.exler.ru

отредактировано: 16-03-2005 01:42 - Ляпсус Свободный





Комментарии:
Ниноко
20:43 04-09-2006
Фильм есть экранизация книги. Автора не припомню сейчас, в оригинале название "Пурпурные реки". От сюжета отошли весьма сильно, да и читать интереснее - у автора какой-никакой, а стиль имеется.