Проект 5: Будем вечно мы жить, когда память умрет
chron
дневник заведен 15-04-2003
постоянные читатели [56]
закладки:
цитатник:
дневник:
хочухи:
местожительство:
Россия, Санкт-Петербург
интересы [110]
свобода, друзья, литература, Muse, красота, питерские крыши, иллюзии, реальность, рыцарство, холод, гармония, равнодушие, ДЕГРАДАЦИЯ
антиресы [3]
разговоры о соленых огурцах
Понедельник, 16 Января 2012 г.
21:30 Рушится мир
У меня – потрясение века, не меньше. Оказывается, очень милый рассказ про творчество, дружбу и любовь с референом "Подай костыль, Григорий", который нам зачем-то зачли на уроке литературы то ли в 8-м, то ли в 9-м классе (а на следующий день решили узнать, как мы понимаем прочитанное и заставили писать краткий отзыв, но сие не главное), т.е. уже лет 15 назад как, и о котором я сохранил самые добрые воспоминания, принадлежит перу – кого бы вы думали?
От ыть
Рассказ кажется мне очень милым и в теперешнем прочтении, вот что странно. Автора в план поставил даже, по крайней мере тот сборник, в котором "Все тот же сон" публиковался.
Боюсь, как бы я случайно Робски не прочитал анонимно.
Четверг, 31 Марта 2011 г.
19:00 Восторги и сравнения
Какая же Лукас прекрасная.
Мало того, что она сочиняет соверменные мифы про единство и борьбу двух столиц, так она еще сочиняет современные мифы про золотых рыбок и джиннов! И делает это очаровательно.
Настаиваю на этой характеристике, ибо для "великолепно" чего-то не хватает: иногда накатывают волны раздражение от того, что "всё как-то просто", но солнечный восторг от милости окружения быстро их испаряет.
И тут, кстати, назревает вопрос. Тут давеча некоторые возмущались женской литературой и клялись ее в руки не брать.
Но! Я бы даже сказал, However!
В списке тех отечественных современных мейнстримовых, которые мне зело приятны, женщины есть, и их много! Улицкая, Петрушевская, Горалик, Лукас теперь.
А что с мужчинами? Быков, Дивов, Успенский, притянутый Арбенин со своими двумя пьесами и полутора повестями, Саша Соколов, который прекрасен, но которого невозможно читать, Овчинников, который уж совсем на грани О-потока и НФ-гетто, и?..
Пелевина не предлагать, кстати. Не люб он мне =)
Понедельник, 24 Января 2011 г.
17:31 Тринити
        Вчера в автобусе по дороге домой у меня неожиданно села телефонная батарея, а потому чтение с экрана пришлось прекратить, и я принялся смотреть в окно и думать о вечном. Это были чудесные мысли. Они вдохновляли меня. Я чувствовал, что становлюсь добрым и благородным. Я чувствовал, что готов отречься от зла и греха. И в эту минуту я простил своим родным и друзьям их прегрешения и благословил их. Они не знали, что я их благословил. Они продолжали идти по стезе порока, не ведая того, какое добро я творю для них. Я даже просил с того, кого это касается, чтобы он дал каждому то, чего у него нет: мудрому – голову, трусливому – коня, счастливому – денег, щедрому – передышку; в общем, всем – понемногу, и чтобы он не забыл про меня.
        "Правда, хорошо? Талантливо?" – думал я, и только дома, когда я начал записывать эти строчки, что-то мне показалось смутно знакомым. Неужели последует очередной удар со стороны классика?
Четверг, 25 Февраля 2010 г.
19:55 многабукф
Нет занятия печальнее на свете, чем в тупняке читать j наугад. Тем не менее, наткнулся на тему, достойную "творческого кризиса" жж: 200 книг, наиболее любимых англичанами, по версии BBC. Что прочитано, что в планах, краткие впечатления, все дела.
Итаг.
Такие дела.
Воскресенье, 14 Февраля 2010 г.
15:17 CHAЯLY/Чярли (1968)
Но что страннее, что непонятнее всего – почему, когда узнаешь, что есть экранизация одной из любимейших книг, причем редкая до невозможности, ищешь ее в магазинах и интернетах в течение десяти лет, потом тебе ее приносят в качестве НГ-подарка, ты рассыпаешься в благодарностях, еще месяц тебе страшно смотреть эту экранизацию, потому что тебе страшно от того, что она не оправдает ожиданий, но в итоге наконец берутся силы, и ты ее смотришь, и она тебе таки нравится, - так вот, почему при этом все равно остается ощущение того, что можно было сделать лучше, несмотря на всякие оскары и прочие награды, полученные сабжем?
И ведь контрольный эксперимент показал, что фильм без предварительно читанной книги нравится сильно, и все там понятно – все равно кажется, что акценты можно расставить сильнее, вставить пропущенные куски, еще больше раскрыть психологические мотивы.
Вот она какая, великая сила искусства. В коллекцию.
Среда, 10 Декабря 2008 г.
20:34 Полдень, XXII Vs Геометры
Пока не начал перечитывать оригинальный "Полдень" Стругацких, никак не мог понять, что же меня так настораживало в мире Геометров из "З-ХИ" Лукьяненко (и да простит меня esse). А как начал перечитывать, понял.
хРЮЙ, дело в том, что целесообразность Г. заменяет любовь П. Не только человека к человеку, учителя к ребенку, мужчины к женщине и наоборот, но и вообще - к жизни, к миру, ко Вселенной. И от того, что геометрам так не хватает любви, их мир рушится от первого же столкновения с по-настоящему чуждым, я бы даже сказал, Неведомым. А Полдень действительно пройдет сам, действительно в "Жуке" станет вечером, но утро рядом и утро близко, в "Волнах", как справедливо заметил Скаландис (отличная, кстати, биография у него получилась), оно очевидно просматривается. Но из-за наличия Любви он - не рухнет.
Проблема в том, что возникновение Полудня очень неясно: как же так, все вдруг стали хорошими, справедливыми и неалчными. А вот история мира Геометров продумана прекрасно: массовое изменение сознания человечества произойдет гораздо быстрее, если эта масса будет очень невелика. А отсюда - чума, оказавшаяся вызванной искуственно, и отсюда начало большой Лжи, которая не пройдет бесследно. И муторно от того, что так все и произойдет, если кто-то захочет один воплотить Полдень в жизнь.
Среда, 30 Апреля 2008 г.
16:38 Атлант расправил плечи
Странное произведение сотворила Айн Рэнд. Помесь Хейли и Оруэлла, Драйзера и Замятина. Производственный роман о жизни вице-президента железнодорожной компании в альтернативных Штатах, переживающих очередную Великую Депрессию, причем не только в экономике, но и в культуре (во всех смыслах). Люди не хотят работать, не хотят думать, и не хотят давать делать это тем, кто хочет и может внести что-то новое. Ведь неважно, какими императивами руководствуется активное сверх-меньшинство - оно дает результат, и этого вроде бы достаточно. Но остальные вдруг начинают кричать о несправедливости такого положения вещей, когда у одного есть все (неважно, что заработанное этим самым одним более чем честно), а у миллиона - ничего (при этом они может быть хотят изменить эту долю на 1/1000, и вписаться слева от дроби), и применять на практике уродливо измененную смесь капитализма с социализмом, которая погубит остатки былого могущества страны.
Очень жесткое противопоставление "бездуховных капиталистов-империалистов", преумножающих свое состояние и прямо заявляющих о том, что их цель - личное богатство, но при этом косвенно увеличивающих благосостояние всех вокруг (железнодорожная компания перевозят людей и грузы, промышленник-металлург выплавляет новый металл, из которого все получается дешевле и прочнее), и "гуманистов", произносящих пафосные речи о долге богатых перед бедными и сытых перед голодными, но губящих все, к чему прикасаются. Побеждают, понятно, вторые, потому что первых - единицы, а вторых - рать.
Утешает то, что хотя бы в нашей реальности все не так однозначно.
Понедельник, 11 Февраля 2008 г.
19:59 А. О'Шеннон, "Антибард"
Поверив Дивову, прочел. Жестко и жестоко. Захватывает и интересно, чем же все это кончится.
Это не Петрушевская, кончено - стиль не тот, язык грубее и грязнее в смысле эстетики. Ну и лексикона, но это простительно. Но не оторваться все равно.
Барды, бардессы и бардье - это три большие разницы, показанные автором-участником этой тусовки.
Но рекомендовать не решусь - очень на любителя.
Вторник, 18 Декабря 2007 г.
21:17 Маги
То ли у меня ассоциативный сбой, то ли одно из двух, но мне сейчас очень четко кажется, что похожи между собой Михаил Успенский, Милорад Павич и Габриэль Гарсиа Маркес. Только у первого уклон в сатиру и скоромошечье хулиганство, а у второго - в нездоровый натурализм.
Разубедите же меня =)
Четверг, 22 Ноября 2007 г.
18:24 Ридерз Дайджест
Вторник, 14 Августа 2007 г.
18:03 Сью
"Публичные признания женщины среднего возраста" - милая книжка. Только формат тамошних заметок - незолотая середина между гораликовскими суперминиатюрами (от нескольких слов до десятка фраз) и довлатовскими рассказами - сбивает с толку. Уже не анекдот, но еще не цельное произвение. Видимо, журнал, куда эти заметки поставлялись, то еще гламурное издание :) Только прочувствуешь ситуацию - ба, уже все закончилось.
Но знакомство с Таунсенд на этом заканчивать не хочется. Стиль хорош, перевод адекватен (сужу, сравнивая с переводами Пратчета от Жикаренцева и Ко - есть культурная связь -)
Адриана мне. В студию.
-D

PS Верните Петржелу!
Суббота, 21 Июля 2007 г.
12:42 Vita Nostra
Давеча я расказывал про то, что дело Довлатова живет. Но отечественная современная проза славна не только великолепным стилем отдельных авторов. Жива и психологическая проза. Жива и умирать не собирается. По крайней мере, пока пишут Дяченко.
Они настолько хороши, что после последнего прочитанного слова получается только сидеть, глядя прямо перед собой, и даже не курить нервно, а просто не дать вырваться дикому восхищенному крику "Бляаааааааааааааа" и наслаждаться открывающимися с вершины видами, которые не описать не только словами, но и внятными мыслями - которые суть суть.
Только на этой вершине не удержаться: звонок, оклик, простое движение - и снова придется оказаться на равнине быта и повседневности. Чтобы вновь забраться вверх - все нужно перечувствовать заново, от первой до последней страницы. Удивительно, как в "Эксмо" научились писать аннотации: "Эмоциональная насыщенность произведений Дяченко запредельна, они требуют от читателя такого самоотождествления с персонажем, что это можно сравнить только с острой влюбленностью".
Да еще и не с одним, а чуть ли не со всеми.
"Пандем", "Варан", "Ведьмин век", "Армагед-дом", вышедшея недавно "Vita Nostra".. Они все - очень.
Суббота, 21 Апреля 2007 г.
14:08 Значит, следующая эра будет не нашей? (с)
Еще к вопросу о современных отечественных.
Как бы я ни изголялся, все же есть титаны в прозе и сейчас. После Довлатова появились Арбенин, Горалик, Дивов - вне зависимости от жанров, течений и форм они владеют словом одинаково великолепно, оставаясь при этом (более-менее) в рамках литературной традиции.
А вот кто будет после Бродского? (Не знаю, насколько это индивидуальная болезнь, но стихи до Бродского (в массе своей) кажутся мне скучными, а после - либо плохими, либо неинересными, либо и то и другое одновременно) Темнота и тишина. С другой стороны, настолько ярко и сильно менять поэтический язык часто и не получится - от Пушкина до ИА прошло полторы сотни лет. И что же будет дальше - поймет только сам гений да те, кто будут после.
Суббота, 7 Апреля 2007 г.
00:48 Об отсутствующем
Вот что меня настораживало во всяких современных отечественных авторах, так это отсутствие чувства сюжетного времени. Вот из свежего: дневной поезд Мск - СПб, идущий, понятное дело, 8 часов. Главный Герой садится, слушает монолог Неприятного Типа (фраз дюжину по паре предложений), идет в тамбур, читает несколько страниц умной книжки, беседует с вышедшей Милой Дамой (на все про все - фраз с полсотни, считая описания, а не точный разговор), берет у Дамы телефон - и тут поезд вкатывается в Питер. Куда делись еще шесть часов поездки - загадка природы.
И это пример яркий, нестыковок таких тьма, если покопаться. И вроде мелочь, а рушит всю картину, и получается произведение аналогично фальшивым елочным игрушкам, которые блестят как настоящие, а радости не приносят.

*Устал я, чесслово, от современных отечественных. Вот поеду 13 апреля на дневном поезде сам по известному маршруту, и возьму с собой "Понедельник...". И буду плакать от того, что читаю его не в первый, а в двадцать первый раз =)*
Четверг, 8 Марта 2007 г.
16:26 По следам диктаната (с)
после прочтения его произведений нет чувства опустошенности (с)

На самом деле все не так. Не встречал пока ни одного произведения Федора Михайловича, которое заканчивалось бы однозначно хорошо. Понятно, что финалы "Идиота", "Бедных людей", "Игрока" мягко говоря грустны. Неодназначнее ситуация с "Братьями Карамазовыми", "Селом Степанчиковым..." и - о чем пойдет сейчас речь" - "Преступлением и наказанием".
Ведь в этом последнем был задан вполне определенный вопрос, некорректность которого доказана не была. И поэтому ответ на этот вопрос звучит также вполне определенно.
Вообще слово "преступление" формально не несет никакого негативного смысла - переступают некий порог, некую черту, совсем необязательно последнюю. Но вот задаваться вопросом о правомерности преступления грани - означает, что на другой стороне преступившему не рады. Он не готов, он права не имеющий.
В Произведении цель преступления - доказательство того, что преступление возможно. Но, как было сказано в самом произведении, даже задаваться вопросом о правомерности такого шага - уже проигрыш. А во-вторых, смысл цели уж никак не стоит рядом с теми, вдохновение в ком черпал Родион Романович: наполеоны и прочие ксерксы с кирами строили державу, РР - строил себя. А таким методом, какой выбрал он, можно только разрушить. Что, собственно, и произошло. И возрождение сомнительно, потому что осталась память. И этот экспоненциальный хвост от кульминации "Я убил" до самого конца будет тянуться и тянуться, и наказание не закончится. А бонус в виде Сони - ложка сладости в пустой бочке.

PS Всех с 8 марта (с)
Вторник, 27 Февраля 2007 г.
18:05 Быков, ЖД
Кокетство в предисловии не спасает. Это вовсе не плохая книга - это отличная книга, но таких книг писать нельзя. Что произойдет, если все вдруг захотят "покаяться" во всем том, в чем их обвиняют другие, наглядно показано у ван Зайчика в "Деле о непогашенной Луне": свара, свара, и ничего кроме свары.
Вряд ли книга возьмет премию "Национальный бестселлер", и это радует. Пусть принесением хуйни в массы занимается ООО "Психотроника", у нее это лучше получается
И снова замечаю о том, что финал не соответствует той величине эмоциональной напряженности, которая создавалась на протяжении всей книги. Опять получился не взрыв, а хлопок от лопнувшего воздушного шарика. Как в Monkey Island 2 сокровище Big Whoop оказывается вовсем не сокровищем =)
Вторник, 26 Декабря 2006 г.
20:11 Гордость и предубеждение
Мне кажется, что авторы, выкладывающие после или в прозаический текст стихотворения, приписываемые гениальному главному герою, берут на себя чересчур большую ответственность. Гением нужно быть, его нельзя придумать. Был один гениальный и прозаик, и поэт - одновременно - но после Бунина и Довлатова с одной стороны и Бродского - с другой, его гениальность вовсе не поражает. А жаль.
Но я не об этом. Мне кажется, что Быковский "Эвакуатор" и его послестишие находятся в той же позиции, что и, например, "Посмотри в глаза чудовищ" Лазарчука с Успенским, "Доктор Живаго" Пастернака, "Дар" Набокова: неплохая проза (у Л&У - отличная, у Н - отвратительная) и недотягивающие до нее стихи.
Надо бороться авторам с искушениями, я считаю :)
Да, и финал "Эвакуатора" не столь циничен, как могло бы быть по правде. Если игры кончились, зачем провожать, незримо причем провожать ставшую скучной женщину, м? ))
Среда, 18 Октября 2006 г.
21:37 Голдинг/Селби
"Повелителя мух" мне, конечно, надо было читать раньше. Лет на десять. А то после Лукьяненко ("Рыцари 40 островов"), Громова ("Менуэт святого Витта") и так и не осиленного до конца Крапивина ("Голубятня на желтой поляне") история детей, оставшихся без взрослых в роли робинзонов уже не вызывает такого шока, какой предполагался. Да и время сейчас другое. Три детских смерти не удивляют.
NB: Впрочем, у Громова в описываемый период смертей не происходит вообще - но его повесть кажется намного мрачнее.
И все равно хорошо. Классика, однако :)

Что о "Реквиеме по мечте" сказать.. В фильме все красиво: и взлет, и то, как он оказался падением, и столкновение с землей. В книге - наоборот, натурализм заставляет морщить нос и бормотать: "Фи, как грубо". И в который раз: "Разве мы похожи на этих ублюдков? Мы же другие, мы всегда можем остановиться". Не смогли и они. И никакого хэппи-энда. И даже - никакого хэппи-бегининга. Ибо - не фиг.
На очереди - "Последний поворот на Бруклин". Жаль, что тянул так долго.
Пятница, 6 Октября 2006 г.
18:04 Под колпаком у Мюллера
В октябрьских "Еслях" новая повесть В. Крапивина "Ампула"; среди главных героев: Грин, Май, Грета.. Не устаю повторять, что все это добром не кончится. И про сюжет уже нет смысла говорить, несмотря даже на его милость, трогательность и в отдельных местах сказочность

Current mood:
Воскресенье, 1 Октября 2006 г.
23:23 А-НЗ. Часть 2. Глава 5. Хеллер
Психи не могут летать. Но пока пилот не попросит меня отстранить его от полетов, я не могу отправить его домой. Но если он попросит – значит, он не псих, потому что он хочет выжить. И поэтому я не могу отстранить его от полетов.
Уловка-22 – тот самый болт, который находится на каждую хитрую гайку. Извращенная версия диалектики, эта уловка.
Отличная вещь. Большая часть вызывает ассоциации с "Королями и капустой" О'Генри. Только "Уловка-22" – более жесткая вещь. И это понятно – потому что вещь эта про более современный конфликт, самый кровавый в истории. Такой же, правда, с точки зрения американцев, бессмысленный.
Но не только с О'Генри есть связь. Прямо в тексте в разговорах героев встречаются ссылки на "Преступление и наказание". И это не случайно. Все подводит к 39-й главе – отличному образцу описания мытарств души. В данном случае – мытарств души Йоссариана, американского летчика в Риме, Вечном городе года 1944.
Закрыть